
Две тысячи лет тому назад совершилось величайшее чудо, раскрылась тайна благочестия:
всевышний Бог, обитающий в неприступной славе, в Лице Единородного Сына Божия сошел в наш мир
и стал человеком. Чтобы не испепелить людей славой Своей Божественной природы, Сын Божий скрыл
ее под покровом человеческой плоти. Так невидимый становится видимым, неосязаемый — осязаемым,
непознаваемый — доступным познанию.
"Видевший Меня, видел Отца,” — говорил Иисус Христос Своим современникам
(Иоан. 14:9).Какие же божественные свойства раскрылись людям, видевшим и общавшимся с Сыном Божиим?
— Они увидели то, что свойственно Богу — Его всемогущество и всеведение. Земная жизнь Спасителя
сопровождалась потоком чудес. Для Него не существовало неизлечимых болезней, бездушная природа
мгновенно повиновалась Его божественному слову; Ангелы с трепетом служили Ему, как Владыке; лукавые
же демоны убегали от Него с трепетом, как провинившиеся рабы; даже неумолимая смерть и кромешный
ад покорились Ему, отпустив в рай своих заложников. Все дела Его божественного всемогущества совершались
на глазах у всех. Они оставили неизгладимый след в истории человечества. Сознание реальности встречи
с Творцом было настолько сильно у учеников Христовых, что все они свои жизни посвятили проповеди
по всему миру радостной вести о пришествии Бога на землю. "О том, что мы слышали, что видели
своими очами, что рассматривали, что осязали руки наши, о Слове Жизни. Ибо Жизнь явилась, и мы
видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и явилась нам,”
— пишет св. Иоанн Богослов (1 Иоан. 1:1-2).
Кроме божественного всемогущества, в общении с Христом люди узрели в Нем
еще нечто очень ценное для себя в нравственном отношении — Его духовные качества и святость. В
земной жизни Спасителя раскрылся перед людьми весь спектр Его добродетелей: Его чуткость, сострадание,
смирение, кротость, послушание Отцу, стремление к правде, совершенная чистота и святость, бескорыстие,
мужество, терпение и, в особенности, — безграничная Любовь. О сострадании Христовом, о Его жалости
к гибнущему человеку постоянно напоминают апостолы: "Любовь познали мы в том, что Он положил
за нас душу Свою.” Поэтому "и мы должны полагать душу свою за братьев,” — заключает св. Иоанн
Богослов (1 Иоан. 3:16).
Почувствовав силу Христовой Любви, ап. Павел так описывает свойства этой
добродетели: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде,
а радуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не
перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся” (1 Кор.
13:4-8).
Так, Христос Своей жизнью и делами явил миру нравственные совершенства Бога
и дал нам возможность понять, в чем состоит образ и подобие Божие в человеке и к чему надо стремиться.
*** *** ***
Итак, Бог есть высшее Духовное Существо, от Которого все и без Которого
немыслимо ничто. Он не начинался никогда и никогда не окончится, будучи выше всякого времени и
пространства. Он всюду одновременно присутствует, проникая все, а Его не проникает ничто. Он есть
начало, продолжение и жизнь всего существующего. Он бесконечно добр и, одновременно, бесконечно
справедлив. Не нуждаясь ни в чем, Он по Своей благости заботится о всем видимом и невидимом мире
и направляет жизнь каждого человека ко спасению. Путь к познанию Бога и вечному блаженству открывается
людям через Единородного Сына Божия.
Современный человек, при огромном багаже всяких знаний, мало знает и мало
думает о Боге. Как бы нарочито все направлено к тому, чтобы отвлечь его мысль от самого главного
— от Бога и от вечности, лишить человека живого общения с Творцом. Отсюда — беспросветная суета,
постоянные огорчения и мрак душевный. Необходимо сделать волевое усилие, чтобы отодвинуть суету
на второй план, повернуться лицом к Богу и увидеть Его свет. Тогда в общении с Ним мы будем чувствовать
Его близость и благость, будем видеть Его направляющую десницу в нашей жизни, научимся благоговеть
перед Его волей. Так постепенно Бог станет для нас самым главным в жизни — источником нашей силы,
мира и радости, целью нашего существования. Он станет нашим Отцом, а мы — Его детьми.
Молитва Богу
Господи! Имя Тебе — Свет: просвети мою душу, омраченную страстями. Имя Тебе —
Милость: не переставай миловать меня. Имя Тебе — Сила: укрепи меня изнемогающего и падающего.
Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе — Любовь: удостой меня любить Тебя.
Коль славен
Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик Он в небесах на троне,
В былинках на земле велик.
Везде Господь, везде Ты славен,
Во дни, в ночи сияньем равен.
Ты солнцем смертных освещаешь,
Ты любишь, Боже, нас, как чад;
Ты нас трапезой насыщаешь,
И воздвигаешь вышний град;
Ты смертных, Боже, посещаешь
И благодатию питаешь.
Господь! Да во Твои селенья
Воспрянут наши голоса,
И наше пред Тобою пенье
Да будет чистым, как роса!
Тебе в сердцах алтарь поставим,
Тебя, Господь, поем и славим.
М. М. Херасков (1733-1807)
|