Пятница, 22.11.2024, 03:32
Стихи о Боге Классики и современники
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
ТВОЙ КАБИНЕТ
гость
Группа: Гости
Время: 03:32
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
Добавить
По вопросам размещения рекламы пишите в "Обратная связь"
Меню сайта
Стихи о Боге
Азы стихосложения
Поэмы
Объявления
Главная » 2010 » Август » 2 » Исповедальная лирика Марины Цветаевой
19:22
Исповедальная лирика Марины Цветаевой



Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!


О, дай мне умереть, покуда


Вся жизнь как книга для меня.




Ты мудрый, Ты не скажешь строго:


- "Терпи, еще не кончен срок".


Ты сам мне подал - слишком много!


Я жажду сразу - всех дорог!




Всего хочу: с душой цыгана


Идти под песни на разбой,


За всех страдать под звук органа


и амазонкой мчаться в бой;




Гадать по звездам в черной башне,


Вести детей вперед, сквозь тень...


Чтоб был легендой - день вчерашний,


Чтоб был безумьем - каждый день!




Люблю и крест, и шелк, и каски,


Моя душа мгновений след...


Ты дал мне детство - лучше сказки


И дай мне смерть - в семнадцать лет!



Замечательный русский поэт Марина Цветаева однажды сказала: "Я не
верю стихам, которые — льются. Рвутся — да!" И доказывала это на
протяжении всей жизни собствен­ными — рвущимися из сердца — строками. Это были
удиви­тельно живые стихи о пережитом, не просто о выстраданном — о потрясшем. И
в них всегда было и есть дыхание. В самом прямом смысле: слышно, как человек
дышит. Все стихи Цветаевой имеют источник, имя которому — душа поэта.

 

Если душа родилась крылатой

Что ей хоромы и что ей хаты!

 

Даже в самых первых, наивных, но уже талантливых сти­хах проявилось
лучшее качество Цветаевой как поэта — тож­дество между личностью, жизнью и
словом. Вот почему мы говорим, что вся поэзия ее — исповедь!

В октябре 1910 года Цветаева, еще ученица гимназии, на собственные деньги
издает свой первый сборник стихов "Ве­черний альбом". Первая книга —
дневник очень наблюда­тельного и одаренного ребенка: ничего не выдумано, ничего
не приукрашено — все прожито ею:

 

Ах, этот мир и счастье быть на свете

Еще невзрослый передаст ли стих?

 

Уже в первой книге есть предельная искренность, ясно выраженная
индивидуальность, даже нота трагизма среди наи­вных и светлых стихов:

 

Ты дал мне детство лучше сказки

И дай мне смерть — в семнадцать лет

 

На такие "детские стихи" откликнулись настоящие мас­тера. М.
Волошин писал, что эти стихи "нужно читать под­ряд, как дневник, и тогда
каждая строчка будет понятна и уместна". Об интимности, исповедальности
стихов Марины Цветаевой писал в 1910 году и В. Брюсов: "Когда читаешь ее
книги, минутами становится неловко, словно заглянул нескром­но через
полузакрытое окно в чужую квартиру... Появляются уже не поэтические создания,
но просто страницы чужого днев­ника".

Первые стихи — это обращение к матери, разговор с сест­рой Асей, с
подругами, признание в любви, поклонение Напо­леону, размышления о смерти,
любви, жизни. Это все, чем полна девочка в начале жизни, в светлых надеждах, в
роман­тических мечтах:

 

Храни, Господь, твой голос звонкий

И мудрый ум в 16 лет!

 

Своего возлюбленного и мужа Марина Цветаева звала в стихах
"царевичем", "чародеем", и сила ее любви не была тай­ной
для читателя. Цветаева не могла любить, не восхищаясь, не преклоняясь:

 

В его лице я рыцарству верна.

Всем вам, кто жил и умирал без
страху,

Такие в роковые времена

Слагают стансы и идут на плаху.

 

В 1912 году появляется вторая книга Цветаевой — "Вол­шебный
фонарь", а затем в 1913 году — избранное "Из двух книг", куда
вошли лучшие стихотворения начинающей по­этессы. Темы и образы этих книг
объединяет "детскость" — условная ориентация на романтическое видение
мира глаза­ми ребенка; детская влюбленность, непосредственность, любо­вание
жизнью. Поэтический язык этих сборников универса­лен и включает традиционный
набор символов литературы первого десятилетия
XX в. Способность "закреплять теку­щий миг" и автобиографичность
стихотворений придают им дневниковую направленность. В предисловии к сборнику
"Из двух книг" Цветаева уже открыто говорит о дневниковости:
"Все это было. Мои стихи — дневник, моя поэзия — поэзия собственных
имен".

Поиск своего нового поэтического "я" отражается в по­эзии
Цветаевой 1913—1915 годов, объединенной в сборнике "Юношеские
стихотворения" (он не опубликован). Сохраняя дневниковую
последовательность, ее творчество "переходит" от условности к вполне
жизненной откровенности; особое значение приобретают всевозможные подробности,
детали быта. В произведениях тех лет она стремится воплотить то, о чем говорила
еще в предисловии к избранному "Из двух книг": "Закрепляйте
каждое мгновение, каждый жест — и форму руки, его кинувшей; не только вздох — и
вырез губ, с кото­рых он, легкий, слетел. Не презирайте внешнего!.." Поиск
нового отразился и на общей организации ее стихов.    Она широко использует логическое ударение,
переносы, паузы не только для усиления экспрессивности стиха, но и для семан­тического
контраста, для создания особого интонационного жеста.

События первой мировой войны вносят новый пафос в русскую поэзию, и в
лирике Цветаевой тоже намечается но­вый этап. Предреволюционные годы в ее
творчестве отмечены появлением русских фольклорных мотивов, использованием
традиций городского "жестокого" романса, частушек, закля­тий. В
стихотворениях 1916 года, впоследствии вошедших в "Версты", обретают
жизнь такие исконно цветаевские темы, как Россия, поэзия, любовь.

В этот период дочь Цветаевой Аля стала для матери гор­достью, ожиданием
чего-то из ряда воя выходящего:

 

Все будет тебе покорно,

И все при тебе стихи.

Ты будешь, как я бесспорно

И лучше писать стихи...

 

Ариадна Эфрон и вправду родилась замечательно талант­ливым человеком и
смогла бы реализовать свои огромные способности, если бы не трудная ее судьба —
сталинские ла­геря, поселение.

Далекая от политики, Марина Цветаева в своей "дневни­ковой"
поэзии показала и отношение к революции, стала далее пророчицей:

 

Свершается страшная спевка,

Обедня еще впереди!

Свобода! Гулящая девка

На шалой солдатской груди!

 

Стихи, написанные в 1917—1920 годах, вошли в сборник "Лебединый
стан". Оказалось, что не только о чувствах ин­тимных может писать
Цветаева: церковная Россия, Москва, юнкера, убитые в Нижнем, Корнилов,
белогвардейцы ("белые звезды", "белые праведники") — вот
образы этого сборника. Революция и гражданская война с болью прошли сквозь сер­дце
Цветаевой, и пришло понимание, как прозрение: больно всем — и белым, и красным!

 

Белый был красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был белым стал:

Смерть победила.

 

Когда прежняя, привычная и понятная жизнь была уже разрушена, когда
Цветаева осталась с дочерью, должна была выживать, стихи ее особенно стали
похожи на странички дневника. Она начинает одно стихотворение словами: "Ты
хочешь знать, как дни проходят?" И стихи рассказывают об этих днях —
"Чердачный дворец мой...", "Высоко мое окон­це...",
"Сижу без света и без хлеба...", "О, скромный мой кров!"

И самое страшное —.смерть от голода двухлетней дочери Ирины — тоже в
стихах. Это исповедь матери, которая не смогла спасти двух дочерей и спасла
одну!

 

Две руки ласкать, разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

 

По стихам М. Цветаевой можно безошибочно составить ее биографию.

И отъезд из России в 1922 году, и горькие годы эмиграции, и столь же
горькое возвращение (дочь, муж, сестра арестова­ны, встречи с ними уже не будет
никогда). Экспрессивность и философская глубина, психологизм и мифотворчество,
траге­дия разлуки и острота одиночества становятся отличитель­ными чертами
поэзии Цветаевой этих лет. Большинство из созданного так и осталось
неопубликованным. Последний при­жизненный авторский сборник Цветаевой
"После России" вышел в Париже весной 1928 года. В него вошли почти
все стихотворения, написанные с лета 1922 по 1925 год. Эта книга,
хронологически продолжающая "Ремесло" (апрель 1921 — апрель 1922), по
праву считается вершиной лирики по­этессы.

В 1939 году вслед за мужем и дочерью Цветаева с сыном возвратилась на
родину. Начавшаяся война, эвакуация за­бросили ее в Елабугу, где 31 августа
1941 года она покончила с собой. И, конечно, все в дневнике: "Мне —
совестно, что я еще жива", в записке сыну: "Прости меня, но дальше
было бы хуже" и в стихах:

 

Пора гасить фонарь

Наддверный...

 

Так заканчивается "дневник" Цветаевой, ее повесть о се­бе — ее
стихи. Она знала, в чем ее беда — в том, что для нее "нет ни одной внешней
вещи, все — в сердце и судьбе".

Она так щедро расточала себя, но от этого становилась только богаче — как
источник: чем больше черпаешь из него, тем больше он наполняется. Цветаева
нашла точную и мудрую формулу: "Равенство дара души и слова — вот
поэт". Ее собственный талант полностью соответствовал этой фор­муле.
"Живу, созерцая свою жизнь, всю жизнь — у меня нет возраста и нет лица.
Может быть, я — сама жизнь". Цветае­ва права, ставя знак равенства между
поэтом и жизнью. Вся сила таланта пошла у нее на то, чтобы выразить эту полноту
жизни.

В поэзии  виден весь человек.  Он 
весь просвечивается насквозь. Нельзя скрыть ни волнение, ни пустоту, ни
по­шлость, ни равнодушие. Марина Цветаева писала все без утайки, молитвенно,
навынос. Ее слово — это ее жест, голос, мысль, явь и сон, сердцебиение. Но даже
этого всего недо­статочно для характеристики ее манеры, стиля, лично­сти.
Скорее так: Цветаева произносит монолог длиной в лирический том, длиной в целую
жизнь. Лирика, эпос, драма, статья, перевод, письмо — все это, вместе взятое,
дневник жадной к жизни, чуткой, чувствительной, гордой души.

 

Пляшущим шагом прошла по земле! Неба

дочь!

С полным передником роз!

Ни ростка не нарушила!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари — и ответной улыбки прорез...

Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!


источник: рефераты



Категория: Новости сайта Стихи о Боге | Просмотров: 1188 | Добавил: svetikpoet | Теги: духовная поэзия | Рейтинг: 0.0/0
Поиск стихов
Опрос
Нужно ли учиться писать стихи?
Всего ответов: 103
Интервью с поэтом
Статьи о поэзии
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2024