Взаимодействие стиховой формы (метра) с конкретным языковым материалом
переводит анализ стиха из области чистой метрики в сферу ритмики (ритм –
взаимодействие метра с конкретным языковым материалом). Ритм учитывает
как раз многообразие конкретных сочетаний метра и языкового материала.
Он отражает возникающие метрические варианты, связанные либо с пропуском
метрического ударения, либо с появлением дополнительного метрического
ударения. В результате получаются варианты метра:
Пиррихий – схема: 0 0 , то есть безударный + безударный слоги в двусложных размерах.
Те-перь у нас до-ро-ги пло-хи,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб
Мос-ты за-бы-ты-е гни-ют
0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1 - ямб и пиррихий в третьей стопе
Спондей – схема: 1 1 , то есть ударный + ударный слоги в двусложных размерах, стопа со сверхсхемным ударением.
Швед, рус-ский – ко-лет, ру-бит, ре-жет.
1 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб и спондей в первой стопе
Бой ба-ра-бан-ный, кли-ки, скре-жет,
1 0 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб
Гром пу-шек, то-пот, ржань-е, стон,
1 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 – ямб и спондей в первой стопе
И смерть, и ад со всех сто-рон.
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 - ямб
(А. Пушкин)
Трибрахий – схема: 0 0 0 , то есть безударный + безударный + безударный слоги в трёхсложных размерах.
При-слу-шай-ся к гу-лу раз-до-лий не-ез-же-ных,
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 - амфибрахий
При-слу-шай-ся к бе-ше-ной их пе-ре-стрел-ке
0 1 0 / 0 1 0 / 0 0 0 / 0 1 0 – амфибрахий с трибрахием в третьей стопе.
Альтернация – схема: 1 0 1, то есть ударный + безударный + ударный слоги в трёхсложных размерах.
Сверхсхемное ударение - ударение на слабом месте стихотворного метра.
Ког-да я ночь-ю жду е-ё при-хо-да,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб
Жизнь, ка-жет-ся, ви-сит на во-лос-ке.
1 1 / 0 0 / 0 1 / 0 0 / 0 1 – ямб с сверхсхемным ударением в первой стопе и пиррихием в четвёртой.
Что по-чес-ти, что ю-ность, что сво-бо-да
0 1 / 0 0 / 0 1 / 0 0 / 0 1 / 0 – ямб с пиррихиями во второй и четвёртой стопах.
Пред ми-лой гость-ей с ду-доч-кой в ру-ке.
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 0 / 1 0 – ямб с пиррихием в четвёртой стопе.
(А. Ахматова)
Четырехсложные размеры
Пеоны – стопа этого размера состоит из одного ударного и трёх
безударных слогов. Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и
хорея. Бывают четырёх видов.
Од-ну ми-ну-точ-ку, я что хо-тел спро-сить:
0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 0 0 1 / 0 1
Лег-ко ли Гофф-ма-ну три и-ме-ни но-сить?
0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1 / 0 0 0 1
О, го-ре-вать и у-ста-вать за трех лю-дей
0 0 0 1 / 0 0 0 1 / 0 1 1 0
То-му, кто Эрнст, и Те-о-дор, и А-ма-дей.
0 1 / 0 1 / 0 0 0 1 / 0 0 0 1
(А. Кушнер)
МЕТРИКА И РИТМИКА - III
По количеству полных стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры.