Пятница, 22.11.2024, 03:31
Стихи о Боге Классики и современники
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
ТВОЙ КАБИНЕТ
гость
Группа: Гости
Время: 03:31
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
Добавить
По вопросам размещения рекламы пишите в "Обратная связь"
Меню сайта
Стихи о Боге
Азы стихосложения
Поэмы
Объявления
Главная » 2011 » Январь » 17 » Еще раз о стихосложении 2
13:08
Еще раз о стихосложении 2
МЕТРИКА И РИТМИКА - II


Взаимодействие стиховой формы (метра) с конкретным языковым материалом переводит анализ стиха из области чистой метрики в сферу ритмики (ритм – взаимодействие метра с конкретным языковым материалом). Ритм учитывает как раз многообразие конкретных сочетаний метра и языкового материала. Он отражает возникающие метрические варианты, связанные либо с пропуском метрического ударения, либо с появлением дополнительного метрического ударения. В результате получаются варианты метра:


Пиррихий
– схема: 0 0 , то есть безударный + безударный слоги в двусложных размерах.

Те-перь у нас до-ро-ги пло-хи,

0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб
Мос-ты за-бы-ты-е гни-ют
0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1 - ямб и пиррихий в третьей стопе


Спондей
– схема: 1 1 , то есть ударный + ударный слоги в двусложных размерах, стопа со сверхсхемным ударением.

Швед, рус-ский – ко-лет, ру-бит, ре-жет.

1 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб и спондей в первой стопе
Бой ба-ра-бан-ный, кли-ки, скре-жет,
1 0 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб
Гром пу-шек, то-пот, ржань-е, стон,
1 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 – ямб и спондей в первой стопе
И смерть, и ад со всех сто-рон.
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 - ямб
(А. Пушкин)


Трибрахий
– схема: 0 0 0 , то есть безударный + безударный + безударный слоги в трёхсложных размерах.

При-слу-шай-ся к гу-лу раз-до-лий не-ез-же-ных,

0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 - амфибрахий
При-слу-шай-ся к бе-ше-ной их пе-ре-стрел-ке
0 1 0 / 0 1 0 / 0 0 0 / 0 1 0 – амфибрахий с трибрахием в третьей стопе.


Альтернация
– схема: 1 0 1, то есть ударный + безударный + ударный слоги в трёхсложных размерах.


Сверхсхемное ударение
- ударение на слабом месте стихотворного метра.

Ког-да я ночь-ю жду е-ё при-хо-да,

0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб
Жизнь, ка-жет-ся, ви-сит на во-лос-ке.
1 1 / 0 0 / 0 1 / 0 0 / 0 1 – ямб с сверхсхемным ударением в первой стопе и пиррихием в четвёртой.

Что по-чес-ти, что ю-ность, что сво-бо-да

0 1 / 0 0 / 0 1 / 0 0 / 0 1 / 0 – ямб с пиррихиями во второй и четвёртой стопах.
Пред ми-лой гость-ей с ду-доч-кой в ру-ке.
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 0 / 1 0 – ямб с пиррихием в четвёртой стопе.
(А. Ахматова)


Четырехсложные размеры


Пеоны
– стопа этого размера состоит из одного ударного и трёх безударных слогов. Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея. Бывают четырёх видов.

I. 1 0 0 0 (ударный + безударный + безударный + безударный)


Спи-те, по-лу-мерт-вы-е у-вяд-ши-е цве-ты,

1 0 0 0 / 1 0 0 0 / 1 0 0 0 / 1
Так и не уз-нав-ши-е рас-цве-та кра-со-ты,
1 0 0 0 / 1 0 0 0 / 1 0 0 0 / 1
Близ пу-тей за-ез-жен-ных взра-щен-ны-е твор-цом,
1 0 0 0 / 1 0 0 0 / 1 0 0 0 / 1
Смя-ты-е не-ви-дев-шим тя-же-лым ко-ле-сом.
1 0 0 0 / 1 0 0 0 / 1 0 0 0 / 1
(К. Бальмонт)

II. 0 1 0 0 (безударный + ударный + безударный + безударный)


Фо-на-ри-ки, су-да-ри-ки,

0 1 0 0 / 0 1 0 0
Ска-жи-те-ка вы мне,
0 1 0 0 / 0 1
Что ви-де-ли, что слы-ша-ли
0 1 0 0 / 0 1 0 0
В ноч-ной вы ти-ши-не?
0 1 0 0 / 0 1
Так чин-но вы рас-став-ле-ны
0 1 0 0 / 0 1 0 0
По у-ли-цам у нас:
0 1 0 0 / 0 1
Ноч-ны-е ка-ра-уль-щи-ки,
0 1 0 0 / 0 1 0 0
Ваш ве-рен зор-кий глаз!
0 1 / 0 1 / 0 1
(И.Мятлев)

III. 0 0 1 0 (безударный + безударный + ударный + безударный)


За-шу-ме-ли над за-то-ном трост-ни-ки.

0 0 1 0 / 0 0 1 0 / 0 0 1
Пла-чет де-вуш-ка-ца-рев-на у ре-ки...
1 0 1 0 / 0 0 1 0 / 0 0 1
(С. Есенин)


IV. 0 0 0 1 (безударный + безударный + безударный + ударный)


Од-ну ми-ну-точ-ку, я что хо-тел спро-сить:

0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 0 0 1 / 0 1
Лег-ко ли Гофф-ма-ну три и-ме-ни но-сить?
0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1 / 0 0 0 1
О, го-ре-вать и у-ста-вать за трех лю-дей
0 0 0 1 / 0 0 0 1 / 0 1 1 0
То-му, кто Эрнст, и Те-о-дор, и А-ма-дей.
0 1 / 0 1 / 0 0 0 1 / 0 0 0 1
(А. Кушнер)

МЕТРИКА И РИТМИКА - III


По количеству полных стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры.

Двустопный ямб

Иг-рай, А-дель,
0 1 / 0 1
Не знай пе-ча-ли;
0 1 / 0 1 / 0
Ха-ри-ты, Лель
0 1 / 0 1
Те-бя вен-ча-ли...
0 1 / 0 1 / 0
(А. Пушкин)


Четырёхстопный ямб

О па-мять серд-ца! Ты силь-ней
0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1
Рас-суд-ка па-мя-ти пе-чаль-ной
0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1 / 0
И час-то сла-дость-ю сво-ей
0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1
Ме-ня в стра-не пле-ня-ешь даль-ной.
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0
(К. Батюшков)


Двустопный хорей

А-ты-ба-ты,
1 0 / 1 0
Шли сол-да-ты,
1 0 / 1 0
А-ты-ба-ты
1 0 / 1 0
На ба-зар..
1 0 / 1
(народн.)


Четырёхстопный хорей

Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет,
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
Вих-ри снеж-ны-е кру-тя;
1 0 / 1 0 / 0 0 / 1
То, как зверь, о-на за-во-ет,
0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
То за-пла-чет, как ди-тя...
0 0 / 1 0 / 0 0 / 1
(А. Пушкин)


Двустопный амфибрахий

Пусть сос-ны и е-ли
0 1 0 / 0 1 0
Всю зи-му тор-чат,
0 1 0 / 0 1
В сне-га и ме-те-ли
0 1 0 / 0 1
За-ку-тав-шись спят.
0 1 0 / 0 1
(Ф. Тютчев)


Трёхстопный амфибрахий

Средь шум-но-го ба-ла слу-чай-но,
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0
В тре-во-ге мир-ской су-е-ты,
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
Те-бя я у-ви-дел, но тай-на,
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0
Тво-и по-кры-ва-ла чер-ты.
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
(А. Толстой)


Трёхстопный анапест

Что ты жад-но гля-дишь на до-ро-гу
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
В сто-ро-не от ве-сё-лых под-руг?
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
Знать, за-би-ло сер-деч-ко тре-во-гу –
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
Всё ли-цо тво-ё вспых-ну-ло вдруг.
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
(Н. Некрасов)


Четырёхстопный дактиль

Ут-ро ту-ман-но-е, ут-ро се-до-е,
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0
Ни-вы пе-чаль-ны-е, сне-гом по-кры-ты-е,
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0
Не-хо-тя вспом-нишь и вре-мя бы-ло-е,
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0
Вспом-нишь и ли-ца, дав-но по-за-бы-ты-е.
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0
(И. Тургенев)


Сверхдлинный размер (12-стопный хорей):

Близ мед-ли-тель-но-го Ни-ла, там, где о-зе-ро Ме-ри-да, в цар-стве пла-мен-но-го РА,
0 0 / 1 0 / 0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 0 0 / 1
Ты дав-но ме-ня лю-би-ла, как О-зи-ри-са И-зи-да, друг, ца-ри-ца и сест-ра!
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 0 0 / 1
(В. Брюсов)


Одно и то же стихотворение можно записать разными размерами (пример, кажется, из творчества И. Сельвинского):

Одностопный ямб

Схема: 0 1

Вес-на
И-дёт.
О-на
По-ёт,
Жур-чит,
Жуж-жит,
Кру-жит,
Вле-чёт.


Двустопный ямб

Схема: 0 1 / 0 1

Вес-на и-дёт.
О-на по-ёт,
Жур-чит, жуж-жит,
Кру-жит, вле-чёт.


Трёхстопный ямб

Схема: 0 1 / 0 1 / 0 1

Вес-на и-дёт. О-на
По-ёт, жур-чит, жуж-жит,
Кру-жит, вле-чёт. Вес-на...

Четырёхстопный ямб

Схема: 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1

Вес-на и-дёт. О-на по-ёт,
Жур-чит, жуж-жит, кру-жит, вле-чёт.


Пятистопный ямб

Схема: 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1

Вес-на и-дёт. О-на по-ёт, жур-чит,
Жуж-жит, кру-жит, вле-чёт. Вес-на и-дёт.


Рифма Способы рифмовки


Категория: Новости сайта Стихи о Боге | Просмотров: 579 | Добавил: svetikpoet | Теги: СТИХОСЛОЖЕНИЕ | Рейтинг: 5.0/1
Поиск стихов
Опрос
Нужно ли учиться писать стихи?
Всего ответов: 103
Интервью с поэтом
Статьи о поэзии
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2024