Пятница, 22.11.2024, 03:12
Стихи о Боге Классики и современники
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
ТВОЙ КАБИНЕТ
гость
Группа: Гости
Время: 03:12
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
Добавить
По вопросам размещения рекламы пишите в "Обратная связь"
Меню сайта
Стихи о Боге
Азы стихосложения
Поэмы
Объявления
Главная » 2011 » Январь » 17 » Еще раз о стихосложении 3
13:13
Еще раз о стихосложении 3
РИФМА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ -I


Рифма
– повтор звуков, связывающих окончания стихов (строк).


Рифмопара
– два рифмующихся слова. Первое слово называется активным, так как оно, как правило, задаёт характер рифмы, второе – пассивным.

Мой дядя самых честных пр|авил,

Когда не в шутку за|немог,
Он уважать себя заст|авил
И лучше выдумать | не мог
(А. Пушкин)

Здесь две рифмопары: правил-заставил, занемог–не мог.



Клаузула
– часть стиха (строчки) от последнего ударного гласного.


Абсолютная клаузула
– целое слово, начинающееся с ударной гласной: иней, утка, яд, осень, эхо, ум, обод, ива, яблоко, ересь, умничать, Азия, ярый, я, исповедь, угол, остров и так далее.


Тогда уточним, что:


Рифма
– созвучие окончаний стиха (клаузул).


В зависимости от характера клаузулы рифма бывает:

1.
Мужская (сильная или односложная) рифма – (схема: 1, то есть ударный слог) строчка заканчивается на ударный слог.

Сижу за решёткой в темнице сыр|ой.

Вскормлённый в неволе орёл молод|ой,
Мой грустный товарищ, махая крыл|ом,
Кровавую пищу клюёт под окн|ом.
(А. Пушкин)


2.
Женская (ослабленная или двусложная) рифма – (схема: 1 0, то есть ударный + безударный слог) с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним л|е-том,

Как на небе звезды рд|е-ют,
Как под сумрачным их св|е-том
Нивы дремлющие зр|е-ют.


3.
Дактилическая (трёхсложная) рифма – (схема: 1 0 0, то есть ударный + безударный + безударный слоги) – строчка заканчивается на два безударных слога, следующие за ударным.

Тучки небесные, вечные стр|ан-ни-ки!

Степью лазурною, цепью жем-ч|уж-но-ю
Мчитесь вы, будто как я же, из-гн|ан-ни-ки
С милого севера в сторону |юж-ну-ю.
(М. Лермонтов)

4.
Гипердактилическая рифма (четырёхсложная или пятисложная) – (схема: 1 0 0 0, то есть ударный + безударный + безударный + безударный слоги) – строчка заканчивается на три либо более безударных слогов, следующих за ударным.

Идёт Балда, по-кр|я-ки-ва-ет,

А поп, завидя Балду, вск|а-ки-ва-ет.
(А. Пушкин)

Снег сетями рас-сти-л|а-ю-щи-ми-ся

Вьет над дням
и за-бы-в|а-ю-щи-ми-ся...
(В. Брюсов)

РИФМА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ - II


По звуковому составу рифмы бывают:

I . Точные – полное соответствие ударных гласных и всех следующих за ним звуков (розы – морозы).


Точная рифма делится на виды:


1. Богатая рифма – совпадают предшествующие ударному гласному согласные (так называемые опорные) (живая - призывая); Богатые – согласные, предшествующие ударному гласному окончания (клаузулы) совпадают («нам — волнам»)

Отговорила роща золо|тая
Берёзовым, весёлым язы|ком
И журавли, печально проле|тая,
Уж не жалеют больше ни о |ком.
(С. Есенин)


2. Глубокая рифма – если совпадает не только предударный согласный, но и весь предударный слог (вода - провода).

«Рвется вете|р одичалый
Буря знак да|ла погонь...
С бурей споря — |родич алый —
Машет сотней| лап огонь.
(В. Брюсов).

Панторифмы (сплошные рифмы) - большое количество совпадающих слогов перед ударным гласным:

Слышен с|вист и вой локомобилей,
Дверь линг|висты войлоком обили.
(Н. Гумилев)


II. Неточные рифмы – рифмы из слов с полным или частичным звуковым несоответствием их послеударных окончаний.


Виды неточных рифм:


1. Бедные рифмы – в них согласные, предшествующие ударному, не совпадают (волн – челн).

Твоих лучей небесной с|илою
Вся жизнь моя озарен|а.
Умру ли я, ты над мог|илою
Гори, гори, моя звезд|а!
(слова народные)

Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют:
- глагольные рифмы, как, например, на "ать" (в словаре более 5500 слов): летать-стонать-читать-знать...;
- рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой-простой-сухой-немой-степной-озорной...;
- рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов): гадание-желание-знание-венчание... Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.

Тавтологические рифмы - рифмы из одинаковых, сходных по звучанию и грамматической форме слов.

«Всё моё», - |сказало злато;
«Всё моё», - |сказал булат.
«Всё куплю», - |сказало злато;
«Всё возьму», - |сказал булат.
(А.Пушкин)


2. Приблизительные рифмы – совпадают ударные гласные и заударные (послеударные) согласные, а заударный гласный не совпадает (хоромах-знакомых, воздух-роздых).


3. Ассонансные рифмы – не совпадают ударные гласные, заударные согласные, совпадают заударные гласные (валенки-Васеньки).

Я сегодня до зари вст|ану,
По широкому пройду п|олю.
Что-то с памятью моей ст|ало
Всё, что было не со мной, п|омню.
(Р. Рождественский)


4. Диссонансные рифмы – не совпадают ударные гласные, совпадают заударные согласные и гласные (яблоко-облако, тающая – веющая).

Заберусь на рассвете на серебряный к|едр
Любоваться оттуда на маневры эск|адр.
Солнце, утро и море! Как я весело б|одр,
Точно воздух — бездумен, точно мумия — м|удр.
Кто прославлен орлами — ах, тому не до в|ыдр.
(И. Северянин)

Такие рифмы используются как игра слов: гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский).

Когда земное склонит л|ень,
Выходит стенью тени л|ань
С ветвей скользит, белея, л|унь,
Волну сердито взроет л|инь.
(Н. Асеев)


5. Усечённые рифмы – рифма с усечением конечного согласного в одном из слов, то есть либо когда одно слово заканчивается на одну согласную, а другое – на две (лес-крест), или если второе слово рифмы (пассивное) заканчивается на согласную (или две), а первое (активное) - на гласную (кречет – вече).

Ну ж был денёк! Сквозь дым ле|тучий
Французы двинулись, как |тучи…
( М. Лермонтов)

6. Надстроечные рифмы – рифма, в которой пассивное (второе) слово заканчивается на гласную, а активное (первую) на согласную или две при равном количестве послеударных слогов (шляпа – лапоть).

Уронили мишку н|а пол,
Оторвали мишке л|апу.
Все равно его не б|рошу -
Потому что он хо|роший.
(Агния Барто)


7. Неравносложные рифмы – сочетание слов с различным количеством послеударных слогов, например, мужские окончания рифмуются с женскими или дактилическими, то есть различное количество послеударных слогов.

Не жалею, не зову, не пл|а-чу.
Все пройдёт, как с белых яблонь |дым.
Увяданья золотом о-хв|а-чен-ны-й,
Я не буду больше мо-ло-|дым.
(С. Есенин)

Мал его радостей тусклый |спектр:
Шесть часов поспать на бок|у,
Да разве что вор, портовой ин|спектор,
Кинет негру цент на бег|у.
(В. Маяковский)


Рифма Способы рифмовки продолжение

Просмотров: 733 | Добавил: svetikpoet | Теги: СТИХОСЛОЖЕНИЕ | Рейтинг: 5.0/1
Поиск стихов
Опрос
Нужно ли учиться писать стихи?
Всего ответов: 103
Интервью с поэтом
Статьи о поэзии
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2024