Рифма – повтор звуков, связывающих окончания стихов (строк).
Рифмопара – два рифмующихся слова. Первое слово называется активным, так как оно, как правило, задаёт характер рифмы, второе – пассивным.
Мой дядя самых честных пр|авил,
Когда не в шутку за|немог,
Он уважать себя заст|авил
И лучше выдумать | не мог
(А. Пушкин)
Здесь две рифмопары: правил-заставил, занемог–не мог.
Клаузула – часть стиха (строчки) от последнего ударного гласного.
Абсолютная клаузула – целое слово, начинающееся с ударной
гласной: иней, утка, яд, осень, эхо, ум, обод, ива, яблоко, ересь,
умничать, Азия, ярый, я, исповедь, угол, остров и так далее.
Тогда уточним, что:
Рифма – созвучие окончаний стиха (клаузул).
В зависимости от характера клаузулы рифма бывает:
1. Мужская (сильная или односложная) рифма – (схема: 1, то есть ударный слог) строчка заканчивается на ударный слог.
Сижу за решёткой в темнице сыр|ой.
Вскормлённый в неволе орёл молод|ой,
Мой грустный товарищ, махая крыл|ом,
Кровавую пищу клюёт под окн|ом.
(А. Пушкин)
2. Женская (ослабленная или двусложная) рифма – (схема: 1 0, то
есть ударный + безударный слог) с ударением на предпоследнем слоге в
строке.
Тихой ночью, поздним л|е-том,
Как на небе звезды рд|е-ют,
Как под сумрачным их св|е-том
Нивы дремлющие зр|е-ют.
3. Дактилическая (трёхсложная) рифма – (схема: 1 0 0, то есть
ударный + безударный + безударный слоги) – строчка заканчивается на два
безударных слога, следующие за ударным.
Тучки небесные, вечные стр|ан-ни-ки!
Степью лазурною, цепью жем-ч|уж-но-ю
Мчитесь вы, будто как я же, из-гн|ан-ни-ки
С милого севера в сторону |юж-ну-ю.
(М. Лермонтов)
4. Гипердактилическая рифма (четырёхсложная или пятисложная) –
(схема: 1 0 0 0, то есть ударный + безударный + безударный + безударный
слоги) – строчка заканчивается на три либо более безударных слогов,
следующих за ударным.
Идёт Балда, по-кр|я-ки-ва-ет,
А поп, завидя Балду, вск|а-ки-ва-ет.
(А. Пушкин)
Снег сетями рас-сти-л|а-ю-щи-ми-ся
Вьет над днями за-бы-в|а-ю-щи-ми-ся... (В. Брюсов) РИФМА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ - II
По звуковому составу рифмы бывают:
I . Точные – полное соответствие ударных гласных и всех следующих за ним звуков (розы – морозы).
Точная рифма делится на виды:
1. Богатая рифма – совпадают предшествующие ударному гласному
согласные (так называемые опорные) (живая - призывая); Богатые –
согласные, предшествующие ударному гласному окончания (клаузулы)
совпадают («нам — волнам»)
Отговорила роща золо|тая
Берёзовым, весёлым язы|ком
И журавли, печально проле|тая,
Уж не жалеют больше ни о |ком.
(С. Есенин)
2. Глубокая рифма – если совпадает не только предударный согласный, но и весь предударный слог (вода - провода).
«Рвется вете|р одичалый
Буря знак да|ла погонь...
С бурей споря — |родич алый —
Машет сотней| лап огонь.
(В. Брюсов).
Панторифмы (сплошные рифмы) - большое количество совпадающих слогов перед ударным гласным:
II. Неточные рифмы – рифмы из слов с полным или частичным звуковым несоответствием их послеударных окончаний.
Виды неточных рифм:
1. Бедные рифмы – в них согласные, предшествующие ударному, не совпадают (волн – челн).
Твоих лучей небесной с|илою
Вся жизнь моя озарен|а.
Умру ли я, ты над мог|илою
Гори, гори, моя звезд|а!
(слова народные)
Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых
частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если
рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей
незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными
рифмами называют:
- глагольные рифмы, как, например, на "ать" (в словаре более 5500 слов): летать-стонать-читать-знать...;
- рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой-простой-сухой-немой-степной-озорной...;
- рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов):
гадание-желание-знание-венчание... Крайне бедными считаются
тавтологические и полутавтологические рифмы.
Тавтологические рифмы - рифмы из одинаковых, сходных по звучанию и грамматической форме слов.
Я сегодня до зари вст|ану,
По широкому пройду п|олю.
Что-то с памятью моей ст|ало
Всё, что было не со мной, п|омню.
(Р. Рождественский)
4. Диссонансные рифмы – не совпадают ударные гласные, совпадают заударные согласные и гласные (яблоко-облако, тающая – веющая).
Заберусь на рассвете на серебряный к|едр
Любоваться оттуда на маневры эск|адр.
Солнце, утро и море! Как я весело б|одр,
Точно воздух — бездумен, точно мумия — м|удр.
Кто прославлен орлами — ах, тому не до в|ыдр.
(И. Северянин)
Такие рифмы используются как игра слов: гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский).
Когда земное склонит л|ень,
Выходит стенью тени л|ань
С ветвей скользит, белея, л|унь,
Волну сердито взроет л|инь.
(Н. Асеев)
5. Усечённые рифмы – рифма с усечением конечного согласного в
одном из слов, то есть либо когда одно слово заканчивается на одну
согласную, а другое – на две (лес-крест), или если второе слово рифмы
(пассивное) заканчивается на согласную (или две), а первое (активное) -
на гласную (кречет – вече).
Ну ж был денёк! Сквозь дым ле|тучий
Французы двинулись, как |тучи…
( М. Лермонтов)
6. Надстроечные рифмы – рифма, в которой пассивное (второе) слово
заканчивается на гласную, а активное (первую) на согласную или две при
равном количестве послеударных слогов (шляпа – лапоть).
Уронили мишку н|а пол,
Оторвали мишке л|апу.
Все равно его не б|рошу -
Потому что он хо|роший.
(Агния Барто)
7. Неравносложные рифмы – сочетание слов с различным количеством
послеударных слогов, например, мужские окончания рифмуются с женскими
или дактилическими, то есть различное количество послеударных слогов.
Не жалею, не зову, не пл|а-чу.
Все пройдёт, как с белых яблонь |дым.
Увяданья золотом о-хв|а-чен-ны-й,
Я не буду больше мо-ло-|дым.
(С. Есенин)
Мал его радостей тусклый |спектр:
Шесть часов поспать на бок|у,
Да разве что вор, портовой ин|спектор,
Кинет негру цент на бег|у.
(В. Маяковский)
Рифма Способы рифмовки продолжение