Протоиерей Пробатов Василий
Глава 26
Кончив все эти Господь поученья,
Ученикам объявил в заключенье:
«Пасха настанет чрез эти два дня,
И предадут на распятье Меня».
Тою порою Его лиходеи,
Власти, законники, архиереи —
Все собрались к Каиафе во двор
На беззаконный с ним вместе собор.
И ненавистники злобные эти
Так на своем порешили совете:
Хитростью Господа как-нибудь взять
И как мятежника смерти предать.
«Только не в праздник, — прибавил их сход, -
Чтоб возмущенья не сделал народ».
Сам же Спаситель в дни их совещанья
Был со своими друзьями в Вифаньи;
Симон тогда прокаженный в свой дом
Господа принял в селении том.
Женщина вдруг здесь к Нему приступила,
Миром главу дорогим умастила.
Стали апостолы негодовать,
Эту затрату пустой называть:
«Дали б за масть тебе денег немало,
Много б ты нищих на них пропитала».
Эти укоры Господь услыхал
И, защищая жену ту, сказал:
«Женщину эту оставьте в покое,
Дело она совершила благое,
Нищих всегда вы найдете с собой,
Мне же не век быть в юдоли земной,
Сделавши это она умащенье,
Тело готовит мое к погребенью.
Истинно, истинно слово Мое:
Все племена будут славить ее,
Всяк ея доброе дело помянет,
Где лишь евангелье ведомо станет».
Искариот же Иуда в день тот
К архиереям лукавым идет,
И изменить здесь решается Другу,
Платы лишь просит себе за услугу.
И предназначил Иуде совет
Тридцать серебряных выдать монет;
С этого времени стал он искать
Случая, чтоб Иисуса предать.
Пасха настала своей чередою,
В первый день праздника с просьбой такою
Ученики ко Христу подошли:
«Где нам есть пасху с Тобой, повели».
«В город, — сказал он им, — к другу идите,
И от Меня ему вот что скажите:
Время настало кончины Моей,
Праздновать Пасху в палате твоей
Вместе намерен Я с учениками».
И вразумленные семи словами,
В город пошли они смелой стопой,
Все приготовили к Пасхе святой.
В пору вечернюю Благословенный
С ними возлег у трапезы священной,
И за трапезою с словом таким
К ученикам обратился Своим:
«Должен я вам эту правду сказать,
Некто из вас меня хочет предать.
Спрашивать все у Спасителя стали:
«Господи, кто ж тот злодей? Уж не я ли?»
Он же вновь слово Свое подтвердил,
Гнусное дело яснее раскрыл:
«В чашу со Мной опускающий руку -
Вот кто готовит Мне смертную муку,
Должен Мессия идти тем путем,
Как предсказали пророки о Нем,
Все же тому весьма горько придется,
Чьею рукою Христос предается,
Лучше б ему не являться на свет».
Искариот же заметил в ответ:
«Кто ж тот предатель несчастный? Не я ли?
«Верно твои уста это сказали», -
Тихо на это промолвил Христос.
Хлеб потом взявши, хвалу Он вознес,
И, совершивши над ним преломленье,
Ученикам его дал для вкушенья.
Слово при этом сказавши такое:
«Хлеб этот есть мое тело святое».
Взявши и чашу, хвалу Он воздал
И, возлежащим давая, сказал:
«Пейте все, чаша священная эта
Кровь она нового вам есть завета,
Что для спасения многих людей
Я изливаю по воле Моей;
Мне уж не пить от плода винограда,
Ждет не такая Меня уж отрада,
В царстве Отца предстоит Мне она,
Новаго там приобщусь Я вина».
Песни воспевши, уж в позднюю пору
На Елеонскую вышли все гору,
И, направляясь, Он к той стороне,
Молвил: «Вы все соблазнитесь о Мне
В ночь эту; сбыться пророчеству надо:
Тотчас же овцы разсеются стада,
Пастырю их лишь удар нанесут»;
Но в утешенье прибавил Он тут:
«Как Я чудесно из гроба возстану,
Так ожидать в Галилее вас стану».
Симон же Петр возражать Ему стал,
Господу смело и гордо сказал:
«Если б и все соблазнились, к примеру,
Я сохраню в Тебя, Господи, веру»;
Молвил на это Создатель веков:
«Пенья не будет еще петухов,
Как от Меня из боязни позорной
Ты отречешься три раза упорно»;
«Не отрекусь от Тебя никогда,
Смертная хоть бы грозила беда», -
Петр отвечал, а за ним и другие
Эти слова повторили пустыя.
Но вот семья их к селенью прибыла,
Что Гефсимании имя носила;
Здесь в одном месте велел Он им быть,
Сам же молитву пошел совершить,
Взявши Петра и сынов Заведея,
Он заскорбел в те мгновенья сильнее:
«Весь Я смертельной подавлен тоской,
Сядьте же здесь и побудьте со Мной».
Молвил Он и, отойдя не намного
Крепко молил Вседержителя Бога,
Пал Он в то время на землю лицом,
Так изливая печаль пред Отцом:
«Отче Мой! Если за род сей безбожный
Чашу страданий не пить Мне возможно,
То да пройдет она мимо Меня,
Впрочем, да будет в том воля Твоя».
К ученикам, помолясь, Он приходит,
Спящими их, к сожаленью, находит;
Молвил Петру тут Спаситель земли:
«Часа со Мной вы побыть не могли,
Бодрствуйте, чтобы не впасть в искушенье,
И побеждайте плотския влеченья
Силою духа в молитве святой», -
Так наставлял Он их тою порой;
Снова потом Он пошел на моленье,
Вновь пред Отцом изъявляя смиренье:
«Если нельзя Мне той чаши не пить,
То Я готов Твоей воле служить».
Ученики же вновь сну предавались
От утомленья глаза их смежались,
И, не желая будить их, Христос
В третий раз Богу моленье вознес.
Сон их потом прекратив неуместный,
Так им сказал Повелитель небесный:
«Все еще сон не проходит у вас,
Время настало, приблизился час,
Сын человеческий грешникам в руки
Уж предается на смертные муки,
Встаньте скорее, пойдемте со Мной».
Речи Своей не окончил Создатель,
Как появился на месте предатель
С вооруженной толпою людей
От архиреев и прочих властей.
Дал им Иуда примету такую:
«Тот Он, кого я, придя, поцелую».
Вот почему он к Христу приступил
И, лобызая, приветом почтил.
Он же заметил Иуде на это:
«Разве пришел ты сюда для привета?»
Люди же сразу Христа окружили,
Крепко руками своими схватили.
Некто из бывших тогда со Христом
Вздумал от них защищаться мечом,
Быстро его из ножен вынимает
Ухо рабу одному отсекает;
Меч ему спрятать Господь приказал
И в вразумлении так поучал:
«Те, кто начнут защищаться мечами,
Все от мечей же погибнут и сами;
Разве б Отца умолить Я не мог,
Чтоб Он в напасти Мне этой помог?
Сына б любимого Он не оставил,
Ангелов много б в защиту представил,
Больше б двенадцати их легионов послал,
Но ведь исполниться должно тому, что сказал
Лик вам пророков в писаньях священных».
Тут на врагов Он взглянувши презренных,
Молвил, спокойствие духа храня:
«Как на разбойника вы на Меня
Вышли с дрекольем своим и мечами,
С вами сидел Я, уча вас во храме
Целые дни, и не взяли Меня вы».
Вышло все так от Господней державы,
Чтобы писанья пророков сбылись.
Что же апостолы? Все поддались
Страху они и постыдно бежали,
Те же, кто Господа силою взяли,
В дом Каиафы привели,
Где собрались уж все власти земли.
Петр же, поодаль идя за толпою,
Следом за ней хоть и робкой стопою
Даже во двор Каиафы проник.
С слугами стал здесь Христов ученик,
Нетерпеливо конца ожидая.
Власти же, дело Христа разбирая,
Ложных свидетельств, старались найти,
К смертной чтоб казни Христа подвести.
Много свидетелей уж выступало,
Весу все было в их розказнях мало,
Но наконец появилися два,
Что сообщили Христовы слова:
«Я разорил бы храм Бога святого,
Но через дня воздвигнул бы снова».
Сам архирей тут с седалища встал
И, ко Христу обратившись, сказал:
«Что ж, подсудимый, хранишь Ты молчанье,
Не отвечаешь на их показанья?»
Но Иисус все молчанье хранил,
Громко тогда архирей возгласил:
«Именем Бога ответь на вопрос,
Ты ли избранник Господень Христос?»
Молвил торжественно вдруг Он на это:
«Что от Меня ты так ищешь ответа?
Слышится он уж в вопросе твоем,
Да, Я — Христос, и отныне во всем
Блеске явлюсь Я величья и славы
Я одесную Господней державы
Буду сидеть, и приду в облаках,
Чтоб и в земных воцариться краях».
Тот же, свои разорвав одеянья,
Членам враждебного молвил собранья:
«Нужно ли больше свидетелей нам,
Если хулы изрыгает Он Сам?»
И отобрал у судей он их мненья,
Господу те изрекли осужденье.
Вынесли смертный Ему приговор,
Стал издеваться над Ним их собор:
В очи плевали и палками били,
Нагло удары в лицо наносили,
С смехом при том задавая вопрос:
«Кто тебя бил прореки нам, Христос?»
Петр же сидел все в компании слуг,
И вот раба говорит ему вдруг:
«Ты с Иисусом ведь был галилейским».
Он пред всем людом сказал архирейским:
«Даже и речь мне твоя не понятна».
После беседы такой неприятной
Петр, испугавшись, пошел к воротам,
Но повстречался с привратницей там.
Та, увидав, говорит иудеям:
«Он с Иисусом ходил назореем».
Петр же, отрекшись, на это сказал:
«Я человека того и не знал».
Но вот минуты еще пробежали,
Многие уж говорить тогда стали:
«Близок ты был непременно к Нему,
Видно по говору то твоему»;
Клятвами всякими стал он божиться,
Что и не думал с Христом он водиться,
Но громогласно запел тут петух,
И предречение вспомнил он вдруг,
И со двора Каиафы поспешно,
Выйдя, заплакал, скорбя безутешно.
Глава 27
Утром враги совещались опять,
Чтобы Спасителя смерти предать,
В узы Его заключить приказали
И в таком виде Пилату предали.
Искариот же, узнав, что Христос осужден,
Страшною вестию был поражен,
Крепко тужил о своем злодеянье,
И, выражая свое покаянье,
Тридцать монет тех властям возвратил,
С горестью молвил: «Я согрешил,
Предал Того вам невинную кровь,
Кто почитал лишь добро и любовь».
Те же бездушно ему отвечали:
«Что до твоей нам, подумай, печали?
Сам разбирайся ты в деле своем».
Бросил он деньги им в храме святом,
Быстро от черствых сердец удалился
И в безразсудной тоске удавился.
Архиереи же стали судить,
Как им с деньгами его поступить:
«Можно б вложить их в казну храмовую,
Но за них душу сгубил он живую».
Так разсуждал их совет беззаконный,
Кровью безценной Христа обагренный;
Было у них, наконец, решено
Поле купить на те деньги одно,
Что у горшечника было в владенье;
С той поры местом оно погребенья
Стало служить для убогих людей
И землей крови слывет до сих дней.
Слово пророка сбылося в те дни:
«Тридцать монет тогда взяли они,
Цену того, кто ценен был у них,
Дали за землю горшечника их».
Как пред Пилатом явился Христос,
Он предложил Ему тотчас вопрос:
«Правда ли то, что Ты — царь Иудеи,
Как донесли мне твои архиреи?»
«Да, это верно», — Господь отвечал;
А иудеев в то время кагал
Много взводил на Него обвинений,
Но, не давая на них объяснений,
Молча стоял Иисус, и Пилат
Молвил Ему, удивленьем объят:
«Разве не слышишь Ты их показаний».
Но и пред ним соблюдал Он молчанье,
Вымолвить слова ему не желал,
И изумляться Пилат продолжал
Был же в то время обычай такой,
Чтобы правитель на праздник святой
Узника им отпускал на свободу,
Выбор же был предоставлен народу.
Узник во дни те известный всем был,
Имя Вараввы преступник носил.
Вот уж толпа собралася большая,
Выбрать кого-нибудь сильно желая;
Вышел правитель к собранию их
И предложил одного из двоих:
Выбрать Варавву им или Христа;
Архиереев ему клевета,
Зависть и злоба ведь были известны,
Знал он отлично весь нрав их безчестный.
Но как правитель сидел в ожиданье,
Чем порешит иудеев собранье,
Вдруг от жены получает он весть:
«Много во сне мне пришлось перенесть
Ныне за этого мужа святого,
Зла ты не делай Ему никакого».
Архиереи же тою порой
Хитро внушили той черни слепой,
Чтобы Варавве свободу просили,
А Иисуса на смерть осудили,
А потому, как к ним вышел Пилат,
«Дай нам Варавву», — они говорят;
«Что же мне делать с Христом?» — он сказал,
«Распят да будет!» — народ закричал.
«Но ведь не сделал Он зла никакого», -
Пробовал тот защитить Всесвятого.
Но от народа услышал он вновь:
«Распят да будет, пролей Его кровь!»
Как вразумлять он его ни старался,
Он лишь сильнее пред ним волновался,
И наконец он толпе той в угоду
Распорядился принесть себе воду;
Руки Пилат пред нею умыл,
Во всеуслышанье так заявил:
«Праведной крови на мне этой нет,
Вы за нее отдадите ответ».
«Несть ее будем мы сами и дети», -
Крикнули люди безумные эти,
И тот велел им Варавву отдать,
Славы же Господа бить и распять.
Но перед часом мучительной казни
Воины дикой своей неприязни
Господу вздумали вылить весь яд:
Целый пред Ним их собрался отряд,
Грубо сорвал он с Него одеянье,
Красной хламидой облек в поруганье,
Терний колючих потом принесли
И наподобье короны сплели,
Голову Господу ею покрыли,
Трость Ему в руки со смехом вложили
И поклонение стали творить,
С хохотом диким при том говорить:
«Радуйся, радуйся, царь иудеев».
После же каждый из этих злодеев
Господу в очи безстыдно плевал,
Тростию той по главе ударял.
Вдоволь насытясь потехой ужасной,
Сняли с Спасителя плащ они красный,
Прежней одеждой опять облекли
И на распятье Его повлекли,
И киринейца в пути одного
Встретивши (Симоном звали его),
Воины силой его захватили,
С Господа крест на него возложили.
К месту пришедши, которое звали
В дни те Голгофою, пить Ему дали
С желчию смешанный уксус, но Он
Пить отказался, и был пригвожден
К крестному древу Господь мирозданья.
Воины стали Его одеянья,
Бросивши жребий, делить меж собой,
Чтобы глагол совершился святой:
«Ризы мои меж собой разделяют,
Жребий о них в дележе том бросают».
Севши там, воины крест сторожили,
Надпись такую над ним положили:
«Этот преступник есть царь иудеев».
Справа и слева двух так же злодеев
Рядом с Христом в то же время распяли.
Мимо идущие Господа стали
Злыми насмешками дерзко язвить:
«Вот Он, что храм-то хотел разорить
И через три дня создать его снова;
Если Ты вправду Сын Бога живого,
Что же не сходишь теперь со креста?»
Здесь и враги находились Христа:
Старцы, законники, архиереи, -
Злобствуя, как ядовитые змеи;
«Сколько от бед Он избавил других,
Что же Себя не спасет Он от них;
Если Он верно избранник небесный,
Пусть Он от муки спасет Себя крестной,
Веровать будем в Него мы тогда;
Он уповал ведь на Бога всегда,
Пусть же теперь Его Вышний избавит,
Разве Он Сына святого оставит.
А ведь Себя Он за Сына Его выдавал», -
Так над Христом их глумился кагал.
Но и злодеи Его не щадили,
Те, что с Ним вместе повешены были.
В шесть часов тьмою покрылась страна,
И до девятого часа она
В ней продолжалась; в час же девятый
Громко воскликнул Спаситель распятый
«Или, Или, лама савахфани».
«Боже Мой, Боже! Что бросил Меня Ты?»
Вопль этот скорбный услышав, солдаты
Молвили: «Это Илью Он зовет».
Некто из них тут поспешно встает,
Уксусом губку потом насыщает
И, на тростник положивши, Христу предлагает
С смехом другие сказали: «Постой,
Даст ему помощь пророк тот святой».
Сам же Спаситель, воскликнувши снова,
Дух испустил Свой из тела святого.
И разорвалась завеса святая
В храме от верха до нижнего края;
Поколебались устои земные,
Скалы разселись, и гробы людские
В этот великий разверзлися миг,
Ожило много усопших святых,
И как воскрес Повелитель их сам,
В город вошли они Божий, и там
Многие видели этих людей.
Сотник же вместе со стражей своей,
Необычайныя видя явленья,
Грозную тьму и земли сотрясенье,
Страхом великим объят, говорил:
«Сын Он Господень воистину был».
Было и женщин здесь верных немало,
Робко вдали их дружина стояла,
Из Галилеи пришли со Христом
Жены, сердечно заботясь о Нем;
Должно поставить в главе той дружины
Имя Марии или Магдалины;
С нею усердно служила Мессии
Матерь Иакова и Иосии
(Тоже Марией ее было звать),
Да сыновей Заведеевых мать.
Вечером в день тот, как умер Распятый,
Прибыл Иосиф, муж очень богатый,
Учеником он Спасителя был,
В Аримафее же городе жил;
Выпросив тело Христа у Пилата,
Он схоронил Его с честью богато:
Чистой Его плащаницей обвил,
Новый свой гроб для него уступил,
Высек в скале для себя его он,
Не был никто в нем еще погребен;
Камнем закрыл он отверстье гробницы;
Были Христовы тогда ученицы
Здесь — Магдалина с Марией другой,
Обе сидели пред гробом с тоской.
А на другой день к Пилату с такою
Архиереи явились нуждою:
«Этот обманщик, как жив еще был,
Часто, припомнилось нам, говорил:
«Я через три дня жив буду опять», -
Распорядись же ты гроб охранять,
Чтоб Его тело друзья не украли
И говорить бы народу не стали,
Что Он воскрес, как предсказывал Сам,
Хуже, чем первый, обман этот нам».
Так их Пилату совет докучал,
И с раздражением тот отвечал:
«Есть у вас стража, так сами идите,
Делайте с гробом Его, что хотите».
И от Пилата уйдя, их кагал
Тотчас же сделал все то, что желал:
Стражу приставил он гроб охранять,
К камню тому приложивши печать.
Глава 28
На разсвете в день первый седьмицы,
Магдалина Мария пошла
Побывать у Христовой гробницы,
С ней другая Мария была.
Вдруг случилось земли сотрясенье,
Господь ангела с неба послал,
И он камень от гроба в мгновенье
Отодвинув, на нем возседал;
От лица его молньи блистали,
Ризой он белоснежной сиял,
И вот стражи, как мертвые, стали,
Ужас все у них члены сковал.
Трепетали и жены от страха,
Но сказал им посланник небес:
«Вы учителя ищете праха,
Его нет здесь, Владыка воскрес,
Посмотрите на место пустое,
Где недавно Умерший лежал,
И поймете вы чудо святое,
Что Он смерть низложил, как сказал;
Поспешите же в город скорее,
Его верным скажите сынам,
Что Воскресший их ждет в Галилее,
Там Учитель им явится Сам;
Это воля Господня святая», -
Речь так кончил он, их убеждая.
И услышавши дивныя вести,
Град Господень оставив пустой,
Жены с страхом и радостью вместе
Побежали поспешно домой.
Когда шли они с вестью блаженной,
Изумленным очам их предстал
Вдруг и Сам их Наставник небесный
И привет им обычный послал;
Наземь жены пред Господом пали
И стопы Его в страхе объяли;
«Отложите свой страх и смущенье, -
Ободряя, промолвил Он им, -
И великую весть воскресенья
Сообщите всем братьям Моим,
Пусть все идут они в Галилею,
Там увижусь с семьею Моею».
А в ту пору, когда ученицы
Радость всем воскресенья несли,
Страх забывши, и стражи гробницы
К архиреям с докладом пришли.
И объяло злодеев смятенье,
Но собрался их гнусный совет
И безумное принял решенье
Затмить вымыслом истины свет:
Серебром они стражу прельстили,
Говорить ее так научили:
«Когда ночью у гроба случайно
Погрузились в глубокий мы сон,
Труп друзьями похищен был тайно
И в другия места отнесен.
Коль, узнавши о сне беззаконном,
Грозить будет правитель судом,
Мы его учиним благосклонным
И от всякой беды вас спасем», -
Так прибавили им архиреи,
К своей злостной склоняя затее.
Получив серебро свое, стражи
Стали лживый разсказывать вздор,
И в умах иудеев о краже
Эта басня жива до сих пор.
А апостолы все в Галилее,
Как сказал им Христос, собрались
И, любовью к Нему пламенея,
На горе Его здесь дождались,
И, увидев Его, поклонились,
А другие в душе усумнились.
И сказал Он им властное слово:
«Чтоб людския спасти племена,
Власть от Господа Бога живого
Над землей Мне и небом дана;
Так к заблудшим народам идите,
Просвещайте сердца и умы
И во имя тех Тройцы крестите,
Кто от власти избавятся тьмы,
И чему вы наставлены сами,
Поучайте и Божьих людей,
И уверены будьте, что с вами
Я всегда до скончания дней»
|