Лев Гутнер
О ПОЭТИЧЕСКОМ ОТКРОВЕНИИ
В чем тайна поэтического слова, почему оно обладает особой силой
воздействия на человеческие души, не знает никто. Но то, что поэзия не
возникает на пустом месте, - это очевидно. Огромное значение имеет связь
поэтического слова с жизненными ситуациями, которые погружают поэта в
глубины человеческого бытия, позволяют проникнуть в тайники
человеческого духа. Отсюда - формула: "Поэзия - не ремесло, а
судьба". Она подчеркивает роль жизненных испытаний в формировании поэта.
Конечно, поэт может пройти огонь, воду и медные трубы в своем духовном
опыте. Э.Багрицкий не был участником гражданской войны. Однако при
прочих равных условиях большего достигает поэт, волей судеб брошенный в
горнило испытания. Они накладывают неизгладимый отпечаток на его
духовный опыт. Максима В.Шаламова точно отражает суть дела: "Пока кровь
не выступит на строчках - поэта нет. Есть только версификатор".
Поэзия - это слова, метафоры. ритмы и рифмы, предельно точно
выражающие суть поэтического откровения. ("Всполохи слов сокровенных").
Высшей формой такого откровения является поэтическая исповедь, в которой
поэт обнажает свою душу. "Мои стихи поймет земля родная, хотя б из них
хлестала кровь ручьем". (В.Броневский).
Поэзия - это отклик на человеческие беды и мировые катаклизмы. Это потрясение. Только из потрясения рождается подлинная поэзия.
Поэзия - это откровение о предельных вопросах бытия и,
следовательно, о жизни и смерти. Это движение через "пограничные
ситуации". Отсюда - нерасторжимое единство философии и поэзии. Глубинная
поэтическая мысль всегда является философской. В свою очередь,
философия еще со времен Лукреция облекает свои построения в поэтическую
форму. Так, с необычайной эмоциональной силой Ф.Ницше пишет о трагедии
самопознания в следующих стихах:
"Ты искал тягчайшего бремени.
И вот нашел ты себя.
Теперь -
Одинокий с собою,
Двоящийся в собственном сознании
Среди ста зеркал
Искаженный перед самим собою,
Среди ста воспоминаний
Полный сомнений
Искривленный вопросительный знак
Усталая загадка
Самопознающий!
Свой собственный палач!"
|
Между философией и поэзией имеются, однако, и фундаментальные
различия. Философия стремится к формированию предельно общих понятий.
Поэзия - к раскрытию уникальных состояний человеческой души в уникальных
ситуациях. Связь философии и поэзии особеннорельефно выступает в
свободных стихах.
Поэзия - это магический кристалл, через который открываются тайны
6ытия, благодаря которому поэт приобретает особую остроту зрения. "Я
вижу всю распятую Россию, которую спасаю подо Мгой". (Л.Хаустов).
Поэзия - это предельное эмоциональное напряжение. Это чувство,
одухотворенное мыслью. Перефразируя В.Г.Белинского, мы можем сказать,
что, если стихотворение неудовлетворительно в эмоциональном отношении, в
нем не может быть никаких идей, и единственное, что о нем можно
сказать, - хорошее намерение, дурно выполненное.
Поэзия - это проповедь добра. "Всех людей, - говорил
В.Г.Белинский,- я делю на две категории - с зародышем любви к
человечеству и лишенных оного. Последние для меня скоты, и я почитаю
слабостью всякое снисхождение к ним".
Поэзия - это творческое безумие. Слова С.Дали, адресованные
художникам, относятся и к поэтам: "Мы должны уподобиться сумасшедшим, но
в то же время не стать ими".
Поэзия - это самоотречение, это нравственный подвиг (Мильтон, Гейне, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Бродский и другие).
Поэзия - это правда или истина, получившая моральную оценку. В
поэзии нельзя притворяться, играть чужие роли. "Не играй меня, мальчик,
не надо, я и сам доиграю себя". (М.Дудин).
Поэзия - это пророчество. "Настанет год, России черный год..." (М.Лермонтов).
Поэзия - это заклинание. "Позови меня, позови меня, позови меня..." (И.Сельвинский).
Поэзия - это приговор. "И вы не смоете всей вашей черной кровью..." (М.Лермонтов).
Поэзия - это тайна. Надо культивировать отношение к ней как к
тайне. "Что такое поэзия! Что вы? Разве можно о том говорить. Это -
палец к губам. И ни слова. Не маячить, не льстить, не сорить".
(В.Соколов).
Поэзия - это скрытые смыслы и, как следствие, 6есконечность
интерпре-таций. Восприятие поэзии - проникновение за оболочку слов в
глубинные сферы бытия и человеческого духа. "Потому что все слова -
золотистая полова, яровая полова". (А.Межиров).
Поэзия субъективна. В то же время - это соучастие, сотворчество,
сопереживание. "Выбирая себя, я выбираю человека вообще".(Ж. П. Сартр).
Поэзия, как и философия, афористична. Афоризмы - сгустки
человеческой мысли, получившие точное словесное выражение. "Мы были
только плоть войны, а мать - страдающей душою". (О.Плебейский). Поэзия -
воплощение свободы и потому - путь в 6ессмертие. "Ты вечности заложник,
у времени в плену". (Б.Пастернак).
Поэзия неделима. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков говорит о том, что мы имеем дело с ее суррогатом.
Об отдельной удачной строке. Какова ее роль в стихотворении? Одна
удачная, западающая в душу строка перетянет несколько посредственных
диссертаций. Она может стать откровением. Ее роль огромна.
Ваше отношение к профессиональной графомании? Несокровенные
мысли в псевдопоэтической (соответственно псевдофилософской) упаковке.
Профессиональная графомания бесплодна в поэзии, впрочем так же, как и в
философии. Там, где начинается демонстрация техники в ущерб духовной
сути явления, там, где место откровения занимает гладкопись, - там мы
имеем дело с профессиональной графоманией.
"Прочтешь стихи -
ни запаха, ни цвета.
Синтетика... Она теперь в чести.
В таких стихах нет ни зимы, ни лета.
Ни птицам петь. Ни дереву цвести.
А все на месте. Свинчено на диво.
Все пригнано. Да так, что не дыши.
И все тут есть. И вроде все красиво -
Единственно чего тут нет - души.
Да собственного зрения при этом.
Да той природной сути мастерства,
Когда своим, а не сторонним светом
Живет любая клетка естества.
А то ведь вот какая незадача:
Вдоль хилых синтетических кривых
Бредут стихи - не хохоча, не плача,
Не трогая ни мертвых, ни живых.
О серый яд безликого эрзаца!
Так гладко все, что можно уморить.
А песням надо плакать и смеяться,
И ненавидеть, и боготворить".
(С. Островой)
|
Можно ли научиться поэтическому мастерству?
Появление творческой личности детерминируют три главных фактора:
генетический код, социальная среда, самоформирование. Можно научить
человека технике стихосложения, но при отсутствии соответствующих
задатков нельзя сформировать из него поэта. Поэтому к статьям "Как
делать стихи?" надо относиться с известной долей сарказма. Огромное
значение имеет жизненный путь поэта, особенно если он проходит через
разломы бытия. При прочих условиях успеха достигает тот поэт, который
прошел через горнило жизненных испытаний. В этом смысле следует понимать
известный афоризм "Поэзия - не профессия, а судьба".
|