Пятница, 22.11.2024, 03:33
Стихи о Боге Классики и современники
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
ТВОЙ КАБИНЕТ
гость
Группа: Гости
Время: 03:33
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
Добавить
По вопросам размещения рекламы пишите в "Обратная связь"
Меню сайта
Стихи о Боге
Азы стихосложения
Поэмы
Объявления



61. Здесь исправь, всех грешнейшаго.

(4, 41)


Всевышний Боже, единый имеющий власть над жизнию и смертию, яви мне грешному, великую милость Твою в оный час страшнаго Твоего пришествия, чтобы там пред престолом Твоим не быть мне укоризною и великим стыдом для взирающих на меня Ангелов, Архангелов, Пророков, Апостолов. Патриархов, Мучеников, Подвижников и всех праведных.

Здесь, Спаситель мой, здесь, где наслаждался я прелестию греха, вразуми меня, как благосердый и чадолюбивый Отец, а там прости мне, как милостивый Бог, единый безгрешный.

Всякий грех соделан мною, окаянным; всех превзошел я распутством. Заслужил я наказание, и если начну просить покаяния, то нет у меня слез.

Увы, какими очами я, грешный и нерадивый, буду взирать на тот страшный престол, на котором возсядешь Ты, Господи, и будешь обличать соделанное мною? Всю жизнь свою расточил я блудно, непрестанно валяясь в тине сластолюбия.

Все тайныя мои падения и всю обширность грехов моих знаешь Ты один, Творец мой. Никто не был таким виталищем греха, как я. Никто не преогорчевал столько благодать Твою, Владыко, как я, последовав стремлениям греха.

Но Ты, как море благости, изсуши пагубныя моря грехов моих, и, как бездна милосердия, потопи бездну грехов моих.

Не воздавай мне по достоинству соделаннаго мною, и не осуди меня в гееннский пламень. Ибо невыносим гнев Твой, Господи, – и кто стерпит угрозы Твои?!

62. Ко святым – о ходатайстве.

(4, 42).


Убойся, душа, суда и геенны; и отжени тяжкий сон нерадения и дремоту страшной безпечности. Конец близок, суд при дверях. Что встретит нас по разлучении с жизнию?

Приидите на помощь мне, святые и праведные, подвизавшиеся добрым подвигом, и плачьте о мне, как о мертвеце, или пожалейте о мне, как о живом, но полумертвом; потому что полон я стыда и не имею дерзновения, по причине грехов, в ведении мною содеянных.

Излейте на меня милосердие свое, как на пленника, как на покрытаго загнившими язвами. Умилосердитесь ко мне вы, таинники милостиваго Бога, Спасителя нашего, и умолите Его, чтобы обратил меня туне, и чтобы в час пришествия Его не оказаться мне недостойным, и не услышать страшнаго онаго определения: иди от Меня, делатель неправды; сказываю тебе, что не знаю тебя.

63. Моление о даровании всякой добродетели.

(4, 291).


То даруй мне, Сын Всеблагаго, к чему стремятся помыслы мои, и присовокупи еще к тому, что угодно воле Твоей.

Даруй мне изволение делать добро, и ни в чем не уклоняться от воли Твоей.

Не попусти мне быть учеником лукавым и лицемерным, и нарушать заповеди Твои.

Охрани меня от помысла ходить путем Твоим только для вида, и лицемерием своим обманывать видящих меня, чтобы провозглашали меня блаженным.

Даруй, чтобы сердце мое благоугождало величию Твоему втайне, и чтобы правая жизнь моя прославляла Тебя явно.

Истина да будет наставницею мне, поклоннику Твоему; она и вблизи и вдали да содержит меня в целомудрии.

Избавь меня от несчастия – знать закон твой, и, зная закон Твой, не иметь желания благоугождать Тебе.

Удостой меня сообщества людей простых, но которые опытны и мудры в делании добродетелей.

Плоть моя немощна; укрепи меня силою Твоею. Помоги и сокруши стрелы коварнаго врага, и сопричти меня к сонму первородных Твоих.

Даруй мне, Господи, всегда быть Твоим достоянием и без страха творить благоугодное Тебе. И как скоро начну что доброе, Ты, Господи, укрепи меня и совершить то.

Знаю, что согрешил я против воли Твоей; ясно вижу, что преступил я повеление Твое. Но Ты, сияющий солнце Свое на злыя и благия, благоволи, да возсияет свет Твой и в моем омраченном уме. Сим светом Твоим изгнаны будут грехи – эти убийцы и разбойники, водворившиеся во внутренности моей.

Лукавый не видит во мне зла, которое бы не от него было; ибо от него стал я зол; впрочем побежден им по собственной своей воле; опутал меня лукавый, потому что сам я научил его тому.

Ленивые и робкие бегут от ига Твоего; нерадивых постыждает любовь Твоя.

Хвала Твоей благости, сей матери учителей, которые, как ни болезненны удары их, вразумляющие упорных, сострадательно подают врачевство кающимся.

Достопоклоняем Отец Твой и Дух Твой, веселящийся о нашем обращении!

64. Уроки жизни: блаженства.

(1, 534).


Блажен, кто стал великодушен и милосерд, и не поработил себя дикой раздражительности, т.е. злому гневу; он будет возвеличен от Господа.

Блажен, кто, возвысившись в любви, стал как город, построенный на верху горы, от котораго враг, посмотрев на него, удаляется со страхом, убоявшись того, что он тверд о Господе.

Блажен, кто просиял верою в Господа, как ясный светильник на высоком подсвечнике, и просветил души омраченныя, которыя последовали учению неверных и злочестивых.

Блажен, кто всегда любит истину и уст своих не дал лжи в оружие нечестия, боясь заповеди, запрещающей даже праздное слово.

Блажен, кто, не осуждает ближняго, как немудрый, но, как человек разумный и духовный, старается вынуть прежде бревно из собственнаго своего глаза.

Блажен, кто воздерживал вежди, и ни мысленно, ни чувственно не обольщался кожею плоти, которая вскоре будет источать из себя гной.

Блажен, кто имеет пред очами день исшествия, и возненавидел гордыню прежде, чем обличена естественная наша ничтожность согнитием во гробе.

65. На чем утверждается упование оправдания на суде.

(4, 300).


Огнь угрожает, Господи, членам моим, но во мне, Избавитель мой, сокрыта примиряющая кровь Твоя; геенна ожидает меня на мучения, но тесно соединено со мною животворящее тело Твое. Я облечен в ризу Духа Святаго, – и не опалюсь. Когда восшумит река огненная, угрожая отмщением, тогда угаснет во мне огонь, как скоро приразится к нему воня плоти и крови Твоей.

Ты, Господи наш, упование кающихся; Ты – друг всех грешников. Умоляю Тебя, Господи, святым именем Твоим, не накажи меня праведным судом Твоим. Любовию Родителя Твоего, Матерним лоном, носившим Тебя, копнем, которое на Голгофе отверзло ребра Твои, умоляю Тебя: источи мне росу милосердия Твоего, чтобы не томиться мне там жаждою воды.

Крест Твой, Господи, в котором ищу себе прибежища, да будет для меня там мостом чрез великую пламенную реку. Им да пройду в обитель жизни.

Взывали к Тебе Иона в глубине моря и Даниил во рве львином; призывали Тебя три отрока еврейские в пещи, разожженной халдеями. Извел Ты Иону из бездны, спас Даниила, и милосердие Твое оросило и угасило пламень в пещи. Помилуй и меня, Господи, и спаси за то, что исповедью ал я Тебя, и, по благодати Твоей, оставь мне долги мои.

Помилуй меня, милосердый Господи наш, и по множеству щедрот Твоих изгладь грехи мои. Омой меня от беззакония рук моих, да очищусь и омоюсь от скверн моих. Знаю, что согрешил я; грехи мои всегда предо мною, и я вижу их. Пред Тобою только я виновен и согрешил; будь милостив ко мне, Господи Иисусе, Боже наш.

Симон три раза отрекся от Тебя, Господи; но принес Тебе слезы, и Ты принял его. Вот и я приношу чистое исповедание. Много грехов моих; они неисчетны. По щедротам Твоим, Господи наш, прости мне беззакония мои; благодатию Твоею изгладь рукописание скверн моих и не помяни грехов моих.

Хвала Господу Богу, Который не хочет смерти грешника! Хвала Тебе, милующий грешников! Хвала Тебе, приемлющий кающихся! Хвала Тебе Иисусе, отверзающий Свою дверь всякому, кто ударяет в нее, и просит себе оставления грехов! Хвала Тебе, Господи, а нам щедроты Твои! Будь милостив к нам, Господи наш Иисусе.

66. Увлек меня враг, – и я нагрешил много, исповедую грехи, помилуй.

(4, 296).


По благодати Твоей, призывающей нас, Боже, приближаться к Тебе, а не погибать, о Благий, давший обетование и вещавший: призовите Меня и услышу вас, – в дверь благости Твоей ударяю я. Избавитель мой! Услыши меня по щедротам Твоим и не воззри на беззакония мои. Помилуй меня, Господи, помилуй меня, по благости Твоей, потому что много я виновен пред правдою Твоею.

Ты сотворил меня, Господи, наименовал меня образом Твоим, по благости Твоей, создал меня по подобию Твоему, Ты научил меня знать путь в обитель жизни и показал мне путь в геенну. Лукавый по зависти своей поставил мне скрытныя засады, сманил меня с пути Твоего, – и погряз я в мерзостях. Увы мне, Господи наш, много виновен я! Помилуй меня, Господи, и спаси по благодати Твоей.

Разбойник, похититель душ, злокозненно отнял у меня свободу мою, обольстил меня и наругался надо мною. Взором очей прельстил и пленил он меня и вложил в меня греховныя мысли. Взглянул я, и пожелал; посмотрел с любопытством, и согрешил. Поелику же руки мои простерлись на беззаконное дело, то погиб я совершенно. Увы, теперь мне угрожает огонь! Спаси меня, Милосердый, да не умру.

Несчастнее я всех, рожденных женами, потому что сам себя делами своими сделал несчастным и вверг в пагубу. Каждый день грешил я, и утешался тем, не помышляя, что подстерегает меня смерть. Увы, близко уже Ангел смерти, посланный с повелением поять меня на суд! Увы, все сокровенное будет там обнаружено, и я покроюсь стыдом!

Вот дела мои отмечены правосудием, не забыто даже ни единое слово. В этой великой книге у Судии записаны дела и беззакония мои. Горе мне, когда правосудие прочтет там все грехи, какие сделаны мною от юности до старости моей! Что мне делать в тот час и куда бежать от Тебя, Господи?

Увы мне, Господи! Как много виновен я! Увы мне, грешил я и не приносил покаяния! Боже, помиловавший грешницу, помилуй и меня, беднаго, Господи наш, да не погибну! Вместо мира, которое принесла Тебе грешница, у меня плоть и кровь Твоя, соединявшаяся с членами моими. Нет, Господи наш, не взирай на дела мои; благодать твоя да изгладит вины мои.

Не вниди в суд со мною, Господи наш, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Ты один, Господи, чист. Пощади меня и очисти от грехов, благодатию Твоею; сподоби меня, Милосердый, великих щедрот Твоих, да обогащусь ими, и получу прощение, и возрадуются Ангелы Твои, по слову Твоему, милосердый к грешникам.

67. Против козней врага.

(4, 43).


Умоляю Тебя, Свет истинный, рождение благословеннаго Отца, образ ипостаси Его, седящий одесную величества Его, Христе, похвала и радость любящих Тебя, жизнь моя, свет мой, отрада моя!

Не презри меня, уничиженнаго, не отринь меня, мерзкаго, потому что врагу крайне будет приятно, когда я ввержен буду в отчаяние, по причине окружающей меня мглы порока. Тому только и радуется он, когда видит, что отчаяние начинает делать меня его пленником.

Но Ты, по сердолюбию Своему, посрами его надежду, исхить меня из зубов его, избавь от злокозненного умысла его, от всего, что воздвигает он против меня, потому что многим ополчается он на меня.

Даруй мне, Господи, просвещение к познанию козней сопротивника моего и ненавистника всякаго добра; потому что он ставит мне на пути безчисленное множество соблазнов и случаев к поползновению – и ущерб и выгоду, утехи века сего и плотское удовольствие, долготу настоящей жизни, робость к подвигам, леность к молитве, сон и телесный покой во время псалмопения.

Сколько старается враг о моей погибели, столько я, бедный, предаюсь безпечности и нерадению; и чем более ставит он мне сетей, тем более я небрежен.

Будь осторожна, душа моя, попекись о совести своей, не обращай внимания на падения других; но будь паче внимательна к одним своим падениям. Спеши, предупреждай, примирись со Христом, распятым за тебя плотию. Если сами себя осудили, то не будем осуждены там, где великое и нескончаемое осуждение.

Умилосердись ко мне, Господи, по благоутробию Твоему, и спаси меня, по единой благости Твоей, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех Святых Твоих.

68. Избавь от врага, как ревнитель по душе, обрученной тебе.

(1, 381).


Скорбию подавленная душа приступает к Тебе, Владыко Святый, и со слезами предстает, жалуясь на губителя – врага, и со всяким смирением припадает, прося защиты от угнетающаго ее сопротивника.

Поелику дерзновенно приступает она к Тебе, то выслушай ее вскоре, и внимательно посети ее, с любовию к Тебе прибегающую.

Если презришь ее, подавленную скорбию, то она погибнет. Если замедлишь выслушать ее, умерщвленную, то оскудеет она в силах.

Но если, по щедротам Твоим, посетишь ее, то обретется (целою); если призришь на нее, то спасена будет; если услышишь ее, то укрепится в силах.

Поревнуй о ней; потому что она обручена с Тобою, и обручивший ее с Тобою Павел сказал, что Ты безсмертный – ревнитель.

Не презри ее, чтоб враг не подумал, что Ты в разводе с нею и отослал ее от Себя. Накажи меня, Господи, по щедротам Твоим, но не предавай меня в руки губителя.

Вот отовсюду собрал я мысли свои, и не могу пред Тобою припомнить чего-либо добраго, исключая одного того, что не знаю другаго Бога, кроме Тебя.

69. Козни врага и изворотливость греха.

(4, 45).


Се снова припадаю к стопам Владыки моего, прося, умоляя, поклоняясь и со страхом взывая, Владыко, сетованию моему, и приими слова прошения моего, какия приношу Тебе я, посрамленный грешник.

Излей на меня, беднаго, по милости Своей, хотя малую каплю благодати вразумления и обращения – возыметь мне хотя малое усердие к исправлению себя самого. Ибо если благодать Твоя не просветит души моей, не буду я в состоянии увидеть в себе повреждение и опустошение, производимое во мне страстями, по моему нерадению и безпечности.

Увы, возобладавший мною грех нашел во мне пажить свою, и с каждым днем более и более унижает и погружает меня в глубину свою; и я, окаянный, не престаю прогневлять Бога, не страшась онаго неугасимаго огня, не трепеща нескончаемых мучений.

Грех, обратившись в навык, вовлек меня в совершенную погибель. Хотя я сам себя обличаю и не перестаю приносить исповедание, однакож все пребываю во грехах. Смотрю, и не вижу, потому что погрешаю в самом покаянии, не углубляясь в различение дел.

Как раб греха, и не хотя, делаю худое; как воинствующий под властию его, ему подчиняюсь, и, имея возможность бежать, плачу дань этому царствующему во мне навыку. Радея о страстях, несу оброки плоти. Зная, что растление во мне усиливается, сам содействую ему, влекомый какою-то тайною силою, хочу будто бежать, но как пес на железной цепи, опять возвращаюсь туда же.

Иногда дохожу до ненависти ко греху и питаю отвращение к беззаконию; но все же пребываю порабощенным страсти; она обладает мною, несчастным, и сластию греховною против воли вовлекает в грех. Страсть купила себе мое произволение и источает на меня грех. Кипят во мне страсти вопреки уму: они срастворились с плотию и не терпят разлучения.

Напрягаюсь переменить произволение, но предшествовавшее мое состояние никак не даст мне успеть в этом. Стараюсь, бедный, освободить душу от долгов, но злый заимодавец тут же вводит меня еще в большие долги. Щедро дает он в заем, и не напоминает об отдаче, даже совсем не хочет брать обратно, желая только рабства моего; дает и не взыскивает долга, чтоб обогащался я страстями. Хочу отдать ему старый долг, а он прибавляет новый.

Если же делаю себе небольшое принуждение, попереча страстям; – он, чтоб низложить меня, придает новыя страсти, и, видя, что постоянное пребывание в долгу заставляет меня быть грешным, вводит в меня новые пожелания, а чтоб я не исповедывался, ввергает меня в забвение моих страстей.

Встречаюсь с новыми страстями, и, занятый ими, забываю о прежних. Дружусь с появившимися вновь страстями, и опять оказываюсь должником; бегу к ним, как к друзьям, и заимодавцы мои опять обходятся со мною, как властелины; и я, который не задолго до сего старался получить свободу, ради их делаюсь преданным рабом. Спешу снова разорвать их узы, и снова облагаюсь новыми. Спешу освободиться от воинствования в рядах их, но, как взявший с них много даров, оказываюсь невольно связанным с ними.

О, какая власть надо мною греховных страстей! О, какое господство злохитраго и коварнаго змия! Действуя по природе, и он входит в торг, дает залог, чтобы продать ум самому греху. Убеждает меня угождать плоти, под предлогом употреблять ее на служение душе; и я препобеждаюсь сластолюбием и, предавшись тотчас невоздержному сну, совершенно лишаюсь ея услуги. Когда молюсь, внушает мне мысль о каком-нибудь ничтожном удовольствии, и ею, как медною цепью, держит слабый ум мой – и не ослабляет уз, хотя он и порывается бежать.

Так грех блюдет под стражею ум и запирает от меня дверь ведения. Враг непрестанно наблюдает за умом, чтобы не пришел он в согласие с Богом и не воспрепятствовал продать плоть; для того приводит множество перепутанных помыслов, уверяя, что на суде и вопроса не будет о такой малости, что невозможно даже быть и ведению о сих помыслах, и что все, подобное сему, предано будет забвению. Но я представляю пред взор себе обличение свое и знаю, что мне угрожает наказание.

Сим удерживает, сим связывает, сим продает и покупает меня грех, сим вводит меня в заблуждение, сим льстит мне и подчиняет меня себе, потому что, как говорит Апостол, человек плотен, продан под грех. Ибо грех, который во плоти моей, властвует над умом, и, по причине моей вины, употребляя в действие плоть, ею обременяет душу.

Если вознамерится кто поститься, или пребывать в бдении, или наложить на себя раны, грех посредством плоти, как собственность свою, обременяет душу цепями и, как овцу на заклание, связывает ее, и посредством также плоти отсекает руки и ноги. Не могу ни бежать, ни помочь себе.

Увы, живой я мертвец; смотрю и не вижу, из человека стал псом, и со мною, разумным, обходятся как со скотом.

Помилуй же, душа, сама себя и поспеши вступить, наконец, в борьбу со грехом прежде разлучения с телом, чтобы не остаться нам за дверьми вместе с юродивыми девами; потому что смертным невозможно увидеть жизнь или помышлять о праведности там, где нет борьбы, в которой жизнь и смерть, и где нет плоти, которою предается поруганию враг, препобеждаемый посредством ея.

70. Как милостиво принимает Господь кающихся !

(1, 383).


Источник, полный вод, непрерывно струящийся и обильно подающий питие всем, приходящим к нему, изображает собою обилие и неистощимость щедрот Твоих, Господи.

Ты изобильно питаешь небесныя силы и наделяешь пищею всякое дыхание на земле. Любовь Твоя, желая нашего спасения, сама преклоняется к нам, чтобы привлечь к себе и спасти приходящих к ней.

Как всеведец, видишь Ты, Владыко, с какою кто готовностию отвращается от греха; и прежде нежели придет он к двери, отверзаешь ему; прежде, нежели припадет, простираешь к нему руку; прежде, нежели источит слезы, повергаешь на него щедроты Свои; прежде, нежели исповедует долги свои, даешь ему прощение.

Не обвиняешь и не говоришь: куда расточил имение? Не поминаешь, сколько прогневал Тебя своим развращением, не упрекаешь за пренебрежение благодеяний Твоих; но, предвидя смирение, плач и сердечное расположение, возглашаешь: выньте одежду первую и облецыте его, заколите тельца упитаннаго на упокоение и веселие. Пусть соберутся Ангелы и радуются обретению погибшаго сына и возвращению заблудшаго наследника.

Как встречают купца, возвратившагося домой с великим богатством, так благодать Твоя приемлет грешника, от всей души к Тебе приходящаго. Ибо любит видеть слезы, жаждет видеть покаяние, радуется рачительности старающихся покаяться.

Слава долготерпению и милосердию Твоему, Владыко Человеколюбче.

71. Непостоянство воли и нетвердость решимости.

(4, 308).


Страшен и ужасен день суда Твоего, Спаситель наш, когда откроются греховныя тайны. Посему трепещу, Господи, и объемлюсь ужасом; ибо грехи мои превзошли меру. Будь ко мне милостив по щедротам Твоим, о Благий и Благосердый!

Смотрю я, Господи, на грехи свои и сетую, видя их многочисленность. Увы, как это постигло меня такое бедствие? Язык мой говорит прекрасно, а поведение мое срамно и презренно. Горе мне в тот день, когда откроются тайны!

Весьма прекрасны слова мои для других, а дела мои отвратительны. Других учу порядку в мире, а сам несчастный предаюсь страсти.

Все дни мои протекли и исчезли во грехах, и ни одного дня не служил я правде. Едва начинал каяться с намерением более не грешить, как приходил лукавый и уловлял меня по ненависти своей. Горе мне, потому что добровольно попадаюсь в сеть его.

Если выйду пройтись, то выступаю, как праведник и мудрец. Увижу ли, что иной грешит, смеюсь и издеваюсь над ним. Увы, обнаружатся и мои беззакония, – и посрамлюсь!

О, лучше бы мне не рождаться на свет! Тогда не развратил бы меня этот преходящий мир; не видя его, не сделался бы я виновным, не осквернил бы себя грехами и не боялся бы истязания, суда и мучения.

Едва даю я обет принести покаяние, как снова возвращаюсь и впадаю в те же грехи. Радует меня час, проведенный в грехе; и думаю еще, что делаю похвальное. Увы мне! Доселе не помышлял я, что ожидает меня геенна.

Лукавая воля вводит меня в грех; но когда согрешу, слагаю вину на сатану. Но горе мне! Потому что сам я причиной грехов моих. Лукавый не заставит меня насильно согрешить; грешу я по своей воле.

Умилосердись ко мне, Милосердый к кающимся! Прости мне вины мои, по множеству благости Твоей. Приими, Господи, слезы, приносимыя Тебе мною, и очисти меня от грехов, как грешницу. Сознаю, Господи, что согрешил я; пощади меня по щедротам Твоим.

72. Со слезами ко Врачу, – и исцелит.

(4, 311).


Приидите, взыщем щедрот, пока возможно для нас искать их. Место покаяния в этом преходящем мире; а в том непреходящем мире не будут приняты ни молитвы, ни слезы.

Грешница слезами, (какия пролила, уничтожила рукописание грехов своих. И ты, грешник, возьми с собою и принеси в дар слезы, воздыхая, воззови ко Господу, и тотчас простит тебе долги твои.

Как дар Христу Господу принеси, кающийся, слезы; и ударяй себя в перси, как оный мытарь, который воздыхая, молился и говорил: милостив буди, Господи, мне грешному, прогневавшему Тебя.

Вот дверь отверста и ждет возвращения твоего, грешник. Возвратись ко Господу Твоему, оставь путь непотребства, встань и вступи на стезю к царствию.

Открылась у тебя греховная язва; если замедлишь, она всецело погубит тебя. Врач твой многоискусен; покажи Ему язву свою, слезно плачь у двери Его, побуди Его щедроты, чтобы уврачевал тебя.

О Благий, за нас предавший Себя на распятие и смерть, чтоб искупить нас, избавь душу раба Твоего от множества грехов его, да вознесет он глас благодарения Тебе, и Отцу Твоему, и Духу Твоему Святому.

73. Крайне худ я; но, по милости Твоей, дай покаяться и избавь от осуждения.

(4, 68).


К Тебе взываю, Господи, не презри жалкаго прошения моего. К Тебе простираю оскверненныя руки: не отринь меня, кающагося, но человеколюбно воззри на меня и приими с благосердым благоутробием.

Осквернил я себя сластию греховною, обезчестил душевную красоту, поработился плотским мудрованиям, погубил прежнее владычество, послушав врага-наветника, затмил светлость естества своего и, имея честь сыновства (Богу), уподобился скотам несмысленным.

Объемлет меня страх, трепет и ужас, когда представлю смертное посечение, неприметно приближащееся ко всякому, – и все же остаюсь неисправляющимся.

Будь милостив ко мне, Человеколюбец! В Тебе едином полагаю всю мою надежду. Даруй мне покаяться и, исправившись, принести плоды покаяния, чтобы, когда придет конец, не был я посечен, как безплодное древо, или предан огню, как плевелы, но, как пшеница, был собран в житницу Твою.

Колена, сердце преклоняю, не дерзая воззреть на небо. Приими моление нечистых уст, единый безгрешный Создатель мой! Ты, Царь всяческих, низложивший мятежнаго велиара, избавь меня от всяких беззаконий. Ангелы и смертные, увидя мое обращение, составят праздник во славу Твою.

Презрел я животворныя заповеди Твои, обольстился делами срамными; но, благий Владыко, не погнушайся избавить меня от рабства лукаваго.

Весь я сделался рабом греховной сласти, осквернил тело и душу; каждый день вопию: согрешил, – и не перестаю делать худое. И стою ныне пред Тобою, яко осужденный.

Даруй мне, Благий, отпущение в злых делах моих, как милостивый и человеколюбивый Бог.

74. Ради слез очисти грехи и дай крепость, да посрамится враг.

(4, 313).


Кто уврачует душу мою, если не Ты, единый Врачу душ, Христе! У кого найду врачевство от болезней душевных, если не у Тебя, источника исцелений!.. Уврачевавший недужную, уврачуй и мою душу, погубленную грехами.

Да снидут на меня щедроты Твои и да помогут мне низложить врага моего. Подкрепи мышцею Твоею меня, немощнаго, – и лукавый посрамится, увидев, что готов я на брань. Воодушеви меня – и враг устыдится и в стыде обратится вспять, а я прославлю имя Твое.

Приими слезы убожества моего и изгладь рукописание долгов моих – и снова посрамится враг, видя, что милосердие Твое уничтожило плод трудов его злых, и я не буду наказан.

Щедроты Твои да приидут в помощь мне, чтобы безопасно прейти мне страну искушений и потом навсегда пребыть близ Тебя и с Тобою.

Душа грешная будет славословить Тебя и Отца Твоего и Духа Святаго; потому что плакала она – и услышана и, омытая слезами покаяния, – соделана храмом, в коем вселилось Божество, сотворившее миры.

75. Жалоба на мир и молитва об извлечении из него.

(4, 315).


Никаких выгод не приносишь ты любителям своим, мир – жилище скорбей. Всех приближенных своих обольщаешь сокровищами и всякими удовольствиями; но, в день смерти, и благообразие красивых, и крепость сильных низвергаешь во гроб. Горе тому, кто любит тебя и любим тобою, – его радости превращаются в вопли.

В мире – этом море грехов – все дни мои протекли напрасно: жизнь моя проходила без пользы для меня; даже забывал я о дне смертном; кружился и собирал себе бремя грехов, рукояти плевел, назначенных на сожжение. И вот – плач и воздыхание ожидают меня в оной стране, .исполненной ужасов.

Поелику с юности до старости моей любил я тебя, коварный мир, то время жизни моей прошло для меня незаметно, и се – во грехах похищает меня смерть. О, если бы не вступать мне в тебя, мир, обманывающий всякаго входящаго! Любящие тебя не наслаждаются радостями, и ненавидящие тебя не плачут. Блажен, кто расторг твои сети, – он наследует чертог радости.

Мир сей видом своим обманывает и мудрых, потому что на несколько времени кажется вожделенным, даже ссужает благами и сокровищами; но в день смерти берет их назад, воздаст же мучением, несравненно большим наших грехов. Малое время позволяет он грешить, а в награду даст вечную тьму.

Праведен Ты, Господи, и праведен суд Твой, осуждающий мир и миролюбцев! Молюся убо Тебе, да десница Твоя, извлекшая Симона из моря, и меня извлечет из волн и мятежей возстающаго на меня мира. Погряз я в тине, потопляют меня воды мира, не дают мне изникнуть и перевести дыхание... Крест Твой, Господи, да будет мне жезлом и опорою в пути, которым иду.

76. Непрочность благ мира побуждение к отчуждению от него.

(4, 318).


Как прекрасен мир, но полон смерти! Он подобен цветку, развернувшемуся в весенний месяц: цветет, пока роса и дождь поддерживают в нем жизнь; настал зной – и цвет увядает. Так смерть заставляет блекнуть ланиты и прекрасно сложенные члены разрушает во гробе... Даруй нам, Господи, прибежище и защиту в стране, где обитают праведные.

Мир объюродел в чадах своих. Они грешат, мятутся, обуреваются собственными своими волнениями. Как многие из них кружатся, не зная себе покоя, но собирают терния для огня! Нечестие надменно отверзает свои уста, истина безмолвна и молчит. Беззаконие витийствует, а правда скрывается. Только смерть заставляет умолкать всех, вступивших в мир. Блажен, кто совершил в нем путь – и не погряз.

Мир много бурнее мутящихся волн и сильнее возмущается грехами, нежели море ветром. Бывает время, что воды морския спокойны, когда ветры сокроются в свои сокровищницы; но в мире непрестанно мятутся волны вожделений, и ветр обмана дует в двери судей его. Впрочем, близок день, в который он стихнет... Блажен, кто совершил в нем путь – и не попал в его сети.

Волнуется и мятется беззаконие, совершаемое в мире; сильнее волн свирепеют в мире распаленныя похоти; тенета и сети опутывают тех, которые служат ему; грехи и беззакония – вот их лукавыя бремена. Но для добродетельных приближается время, когда корабль их упокоится в пристани.

Приятны времена и лета твои, мир, но они – как дым. Ты подобен летучему сновидению, и дни твои – то же, что тень; вечер твой проходит скоро, утро твое непродолжительно, – часы твои наперегонку бегут к концу... Спеши, грешник, получить прощение, пока светит для тебя дневной свет.

Праведен Судия, праведен и суд правды, – на нем взвесятся и вознаградятся дела каждаго по достоинству: делавшие беззаконие будут в тот день мучиться раскаянием, а подвижники добродетелей в той стране насладятся радостию... Милостию Твоею побуждаемый, Господи, даруй мне высвободиться из сетей мира, чтобы безопасно вступить в пристань жизни.

77. Уроки жизни.

(2, 111)


Иосиф, оросив душу памятованием о Вседержителе, не воспламенился беззаконным огнем, и, победив искушение, сделался царем Египта.

Пойдем путем тесным и прискорбным, чтобы, соделавшись досточестными, иметь нам хранителем своим Бога.

Жемчужины сберегаются всегда в самых внутренних сокровищницах, а негодное, как сор, выбрасывается даже и на улицу.

Очисти себя покаянием от срамных дел – и не будет устрашать тебя укоризна злоречиваго.

О помощию Божественнаго огня должны мы противиться огню (страстей). Так, кирпич, пока не обожжен, бывает нетверд и ломок, а когда побывает в огне и обожжется, тогда делается преградой огню и воде.

Прилагай старание не раболепствовать собственной своей воле, но будь послушен боящимся Господа, и, по милости Божией, сокрушишь главу змиеву.

Терпи скорбь о Господе, чтоб объяла тебя радость. Перенеси труд, чтобы получить обильную награду.

Не осмеивай и не осуждай впадшаго в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в искушение.

Y кого сердце омрачено бурею помыслов и побеждено страстями, тот и человека не стыдится, и Бога не боится.

Молись чаще со смиренным сердцем и не делай из себя вертепа разбойников, предаваясь непотребным помыслам и пожеланиям, чтобы не постыдиться в день суда, когда откроются тайны человеческия.

Кто нерадив во время жатвы, у того дом не будет в обилии. И кто теперь небрежен, тот во время воздаяния останется без утешения праведных.

78. Уврачуй, Господи, на посрамление врага.

(1, 384).


Господи! Покажи на мне великое Твое милосердие и дай мне ослабу от угнетений губителя, ибо, изъязвив меня, стоит он и насмехается надо мною.

Как, пробужденный учениками, одним словом уст Своих укротил Ты море, так услыши стенание и вопль мой, укроти волны страстных движений, возбуждаемых в душе моей врагом спасения моего.

Как одним прикосновением к воскрылию одежды Твоей уврачевалась кровоточивая, и тотчас стал ток крови ея, так да уврачуется душа моя, из которой враг непрестанно источает токи греховных помышлений, ради единаго моего прикосновения, верою, к Тебе, Врачу душ и телес.

Покажи на уврачевании членов моих, изъязвленных врагом, врачевательную силу веры в Тебя – Целителя всех недугов. Сделай язвы не язвами и место их покрой добродетелями, да посрамится враг, радовавшийся погибели моей.

Благодать же Твою, безгрешный Агнец, закланный за спасение мира и умиротворивший небо и землю, выну будет восхвалять спасенный Тобою и обрадованный раб Твой.
79. Плач от созерцания горькой участи, ожидающей грешника.

(4, 328).


Когда увидел Ты, Господи наш, что утратил я славу Твою, – не потерпела сего любовь Твоя. Ты, снисшед рождением Твоим, страданием Твоим и крестною Твоею смертию избавил меня от сатаны.

Но, вот, я опять грешил, прогневлял Тебя, оскорблял имя Твое беззакониями, грехами и злодеяниями, соделанными мною. Горе мне, – неблагодарен был я и осквернил себя множеством злых дел!

Плакал и проливал я горькия слезы, когда пришел в размышление о сем. Оно переселило меня в огонь, привело в страну ужаса, перенесло в страшную и ужасную бездну, погрузило в пламень, ввергло во тьму. Сердце мое ощутило сие, и воздыхал я от страха и ужаса, при мысли о сем переселении.

Уносясь мыслями, разсматривал я жилище тьмы. Тогда с рыданием и плачем, скорбя и болезнуя, осуждал я сам себя и горько восклицал: горе мне, сугубое горе! Что уготовано мне правдою?!

В ужасе пробудился я, как от сна, но не избавился тем от сердечных мучений. Растерзал я одежду свою, плакал и рыдал: что сделал я с собою, бедным?.. Открою главу свою, подобно блуднице, исповедаюсь во грехах своих, с воздыханием буду умолять, обращу очи свои в слезные источники, чтоб оплакивать себя злосчастнаго.

Пойду к подобным мне мытарям, пойду к грешникам, которые покаялись; пробужу спящее сердце свое, заматоревшее во множестве зол, к ним присоединюсь, им уподоблюсь. Как они, стану рыдать о соделанных мною грехах, чтобы не приходить мне на Божий суд и не мучиться в бездне гееннской...

Сподоби меня, Господи, возлюбить любовь Твою, в которой святые и праведные находят себе утешение и не любят ничего чуждаго Тебе, Боже, благоволящий к кающимся, любящий грешника, который лице свое орошает слезами и горько оплакивает преступление свое! Сподоби меня, Господи, того благословеннаго конца, который уготовал Ты для всех святых.
80. Наша слабость и изменчивость, и твердость святых.

(5, 248).


Милостив буди, о Благий, к нашему злому изволению, этой вине всех бед. Мысли его – это болезни тайныя, а дела – болезни явныя. От него произошло первое преступление заповеди, имевшее последствием все грехи. Ты, Чистый, очисти свободу нашу; сама по себе она – мутный источник.

Дивлюсь свободной воле нашей: она сильна – и однакож низложена; она властелин – и стала рабою; имеет возможность побеждать – и любит уступать над собою победу; хотя свободна, однакоже сама отдается в рабство, как невольница, и своею рукою пишет согласие на свое невольничество.

Благословенною да будет память праведников, которые пребыли твердыми. Они не изменялись, как луна, но уподоблялись солнцу, котораго свет всегда одинаков. Дух их не был подобен дождевым потокам, которые то полны, то вдруг изсыхают.

Волны искушений всякаго рода устремлялись на праведников, но они не изнемогали. И слава не надмевала их, и поношение не доводило их до уныния. Всегда были они одинаковы, – никогда не терялось благоухание высоких добродетелей их.

Благословен Благий, Который из сокровищ Своих источал благоухание дел их. Благословен Правосудный, Который венцами прославил подвиги их.
Ефрем Сирин Псалтирь
Поиск стихов
Опрос
Нужно ли учиться писать стихи?
Всего ответов: 103
Интервью с поэтом
Статьи о поэзии
Друзья сайта
Архив
Статистика

Copyright MyCorp © 2024