ТВОЙ КАБИНЕТ |
|
|
гость
Группа: Гости
Время: 03:02
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
| |
Добавить |
|
|
По вопросам размещения рекламы
пишите в "Обратная связь" | |
|
41. Внутренне я не то, что наружно: исцели.
(4, 27).
Увы мне, какому подлежу я осуждению и какого достоин посрамления! Сокровенное мое не таково, как наружное; беседую о безстрастии, а сам день и ночь помышляю о срамных страстях; веду речь о непорочности, а сам мысленно занимаюсь непотребством.
Увы! Какое предстоит мне испытание? Подлинно, ношу я на себе образ благочестия, а не силу его. С каким лицем приступлю к Господу Богу, знающему тайны сердца моего, будучи повинен в таком непотребстве? Стоя на молитве, боюсь, чтобы не сошел огнь с неба и не попалил меня, как некогда принесших чуждое кадило в пустыне пожег огонь от Господа.
Чего ожидать мне, на котором лежит такое тяжкое бремя грехов? Сожжено сердце мое, омрачен ум, изменился благочестивый помысл: как пес всегда обращаюсь на свою блевотину.
Нет у меня дерзновения пред испытующим сердца и утробы; нет у меня чистых мыслей; нет слез во время молитвы, – хотя и воздыхаю я, и склоняю ниц покрытое стыдом лице свое, и бью себя в грудь, – это жилище страстей, эту рабочую храмину лукавых помыслов.
Знаешь Ты, Господи, скрытыя во тьме страсти мои; известны Тебе язвы души моей. Исцели же мя, Господи, и исцелею. Если не Ты созиждешь дом души моей, всуе потружусь, зиждя его сам.
Правда, уготовляюсь иногда и сам я к противоборству страстям, когда оне воюют на меня: но злокозненность змия разслабляет душевныя силы мои сластолюбием, – и я уступаю. Хотя никто не вяжет мне руки видимо, невидимыя страсти влекут меня, как пленника.
О, Господи, просвети очи сердца моего, чтобы познать мне все коварство и злобу страстей. Благодать Твоя да приосенит меня, чтоб я мог стать и устоять, препоясав чресла свои мужеством.
Ты, Господи, некогда для народа Твоего непроходимое море сделал удобопроходимым. Ты из твердаго камня жаждущим людям Твоим дал воду. Ты один, по благодати Своей, спас впадшаго в разбойники. Умилосердись и надо мною, который также попался в руки разбойникам и, как узник, связан злоумием.
Никто не силен исцелить страстность души моей, кроме Тебя, Господи, ведущаго глубины сердца моего. Преклонись убо милосердием Твоим, и спаси меня! 42. Пал я; возставь и дай хоть немного потрудиться, чтоб на суде не быть посрамленным.
(4, 218).
Очисти меня благодатию Твоею, милосердый Отец; отри скверны мои всеочищающим иссопом Твоим, и исцели язвы мои, чтоб возблагодарил я благодать Твою!
Я пал: возставь и укрепи меня, Господи; ибо Ты возставляешь всех падших. Простри ко мне Руку и снова оживотвори меня Твоими щедротами!
Противник обманул меня, совлек с меня и похитил все мое убранство, сделал, что остаюсь безплодным и должен идти (туда) обнаженный от всего. Милость Твоя да будет мне ризою в день Суда!
Велик страх в тот день Суда, когда каждый даст отчет в делах своих, и в помыслах и даже в мановении очей. Ты оправдай меня тогда, Судия мой; ибо хоть и виновен я, но имею волю каяться.
Терзаться и безпредельно мучиться будет сердце наше, когда прейдет все, возбуждавшее в нас похотения, когда всякий предстанет обнаженным и поведен будет к ответу.
Тогда горе тому, кто, подобно мне, соделал множество беззаконий, кто грешил и скрывал свои грехи, чтоб не быть посрамленным здесь! Там в день суда будут указывать на него перстами.
Беззакония мои умножились, дни мои протекли и исчезли, приближается время конца, а покаяния нет во мне. Если не будет места щедротам, горе мне в день суда!
Блажен человек, который потрудился немного в этом мире; ибо он наследует Царство в мире непреходящем. За малый труд приобретет он великое наследие.
На суде Твоем, Господи наш, нет лицеприятия: тогда каждому воздано будет по делам его: у кого дела хороши, тому Царство, а у кого худы, тому мучение.
Отверзи мне дверь щедрот Твоих, Надежда кающихся, и простри ко мне руку Твою, исполненную врачевств, чтобы обвязала струпы мои и исцелила язвы мои.
Воля моя отказывается следовать Твоей воле. Ты Сам покори меня воле Твоей, чтобы чрез то получил я спасение и прославил волю Твою, которая благоволит к кающимся.
Милостиво приими молитву мою о примирении с Тобою и, по благости Твоей, даруй мне жизнь в пришествие Твое; и посрамится лукавый, когда увидит, что помиловала меня правда Твоя.
43. Уроки жизни.
(2, 103).
Видя приятности жизни, остерегайся, чтобы оне не увлекли тебя. Ибо в них сокрыта сеть смертная. Так и рыболов не пустую закидывает уду.
Враг, как приманку на уде, употребляет в дело прелесть сласти, раздражающей вожделение, чтоб чрез то уловлять души и ставить их в зависимость от себя.
Душа, прежде уловленная в волю врага, делается для других душ вражьею сетью, кажущимся наслажденьем своим прикрывая горечь греха.
Прилежа добродетели, не приходи в уныние от трудов; потому что без труда нет добродетели.
Во время труда возводи душевное око горе, и, созерцая оную радость, не будешь отрекаться от трудов.
Труды праведных произращают плод жизни, а труды грешников исполнены гибели. Предаваясь первым и удалясь от вторых, не давай, однакож, места и трудам пустым, не приносящим плода добра.
Терпи для Бога скорби настоящей жизни и не напрасно будешь водиться упованием святых.
Трудящиеся для суетной жизни стараются запнуть трудящихся в делах Божиих, чтобы близ себя не иметь обличения; но тем увеличивают только венцы внимательных тружеников.
Держи смиренномудрие, чтобы не утратить плода добрых дел. Если отринешь оное, то будешь причислен к трудящимся всуе.
Хочешь ли стать стражем души? Отвсюду приведи себя в безопасность, чтоб не прокрались где сластолюбивые помыслы и не погрузили ладьи твоей в пристани.
Если хочешь, чтобы пристань была безопасна, огради ее оплотами, которые бы не вдруг колебались от бури страстей; иначе пристань обратится в место крушения.
Олова страстныя, если найдут себе место в душе, как крючьями влекут ее на зло, в ров пагубы.
Избегай душевредных сходбищ, и душа твоя всегда будет наслаждаться тишиною.
44. Славословие Искупителю.
(4, 354).
Благодарение Благому, освободившему род наш от рабства диаволу и смерти и примирившему нас с горнею Правдою, которая гневалась на нас за неправду нашу.
Благословен Милосердый, взыскавший нас, не искавших Его, возрадовавшийся нашему спасению, и в притче о заблудшей овце представивший образ, как мы блуждали и возвращены.
Наследник и Сын воззвал и возвратил заблудшее естество наше, умер и воскрес, и нашим покаянием и обращением возвеселил сонмы духов.
Неизреченна великая любовь, какую явил Человеколюбец; ибо из нашего рода взял Он Ходатая, и Им примирил мир с величием Своим.
Великое для нас и для всей твари новое чудо совершил Бог в нашем человечестве. Ибо тело наше соделал храмом, чтобы наполнить его тем, что досточтимо всеми.
Приидите, земные и небесные, дивитесь и изумляйтесь пред величием достоинства; потому что род наш возведен на чрезмерную высоту недостижимаго Божества.
Небо и земля и все, что в них, да славословят вместе с нами возвеличившаго род наш; потому что обновил Он образ Свой в нас, изгладил грехи наши, дал нам имя Свое и все покорил нам.
Всякаго прославления от чтущих Его достоин Тот, Кто над всем превознес нас. Все единогласно воспоем хвалу Ему, и Отцу, пославшему Его, и Духу Святому.
Свят, Свят, Свят! Благословен уничиживший Себя, по благоизволению Своему, и обручивший Себе святую Церковь!
Свят Твой, Господи наш Иисусе, возсиял над тварию и разсеял тьму заблуждения. Да возсияет ныне и в душах наших свет Твой, Иисусе, Царь наш, Свет истинный.
Избавь нас от всяких пагубных помыслов, смущающих душу. Тогда с чистым умом будем восхвалять Тебя, Сын сокровеннаго Отца; ибо Ты – истинный Свет.
45. Непонятно невнимание к вечным благам и мукам нескончаемым. Призвание к сокрушению.
(1, 327).
Увы мне! Какия утешения и какия сладости уготованы нам; а нет подвизающагося, нет вожделевающаго! Напротив того предпочитаем мы настоящее, временное, непостоянное; а вечных оных благ и на мысль себе не приводим. Какое ослепление! Какой вражий обман!
Увы мне! Какия мучения уготованы в наказание подобным мне грешнникам, живущим нерадиво, и нет боящагося и трепещущаго; но как бы пустословием почитаем внушаемое нам, увеселяясь страстями плотскими, потому что связаны мы ими, как железными цепями, и нет протиборствующаго, – но связуемы радуемся.
О всегубительныя козни нечистаго змия! Как помрачил он умы всех, чтоб думать нам превратно и пагубное любить паче будущих благ.
Приидите же, сокрушим сердца свои и будем день и ночь плакать пред Господом. Приидите, напомним себе оный час и неотвратимую нужду и в сокрушении прольем слезы. Приидите, воспомянем неизреченныя и неописанныя оныя блага и сокрушимся. Приидите, воспомянем оный страшный и в ужас приводящий Престол и тот стыд, какой ожидает нас пред ним, – и восплачем о себе.
Приидите, напомним себе, как праведники просветятся, яко солнце, и грешники окажутся подобными пригари на горшке, и, сокрушившись сердцем, возревнуем о добрых делах.
Приидите, утвердим себя в страхе Божием, чтоб сподобиться нам вечных благ.
Приидите, в сокрушении и в простоте сердца припадем к Богу, потому что Он благ и милосерд, и спасает кающихся.
Будем умолять Его, чтобы ввел Он нас в Царство Свое, неописанно блаженное и не имеющее конца.
46. К Богородице; сам не имею дерзновения; помолись Ты, – скорая Помощница.
(4, 72).
Дева Владычица Богородица, Преблагословенная и Богоблагодатная, приклони ухо Твое и выслушай слова мои, произносимыя скверными и нечистыми устами моими. Не презри меня, беднаго, не попусти до конца погибнуть мне, недостойному рабу Твоему, но употреби Матерния Твои молитвы и исцели окаянную мою душу, немилосердно сокрушенную лукавыми моими страстями. Злый враг, сокрушив ее грехами сластолюбия, попрал в прах. Потому, исполненный всякаго стыда, не смею я, и лица не имею, чтоб у человеколюбиваго Бога моего просить прощения во множестве грехов и уврачевания неисцеленных моих язв. Ибо осквернил я храм телесный, непотребными пожеланиями своими внес в него множество нечистот и все чувства повредил непозволительными делами. Почему не имею дерзновения воздеть к небу руки, оскверненныя худыми занятиями. Посему пред Твоими неизреченными щедротами, всенепорочная Владычица, повергаюсь я, бедный и блудный. Ибо нет у меня иного прибежища, кроме Тебя, единственнаго моего утешения и скорой защиты. На Тебя уповаю: не оставь меня. Приятны прошения Твои единородному Сыну Твоему; радуется Он ходатайством Твоим и скоро исполняет Твои о нас молитвы. Не презри меня, беднейшаго; и непотребство дел моих да не пресечет безмерной милости Твоей, Богородице. Приими сие ничтожное прошение мое и Матерними Твоими молитвами соделай его благоприятным Сыну Твоему и Богу, Небеснаго Царствия сподобив меня, хвалящаго и благословляющаго Отца и Сына и Святаго Духа. 47. Сам не смею: помолитесь, святые.
(4, 30).
Кто не будет плакать о мне, который за малое удовольствие презрел вечное царство, ни во что ставя нескончаемый огнь? Предавшись страстям, погубил я достоинство души своей, и стал подобен скотам несмысленным.
Почивал я некогда обогащаемый дарованиями, а теперь возлюбил нищету страстей. Чужд стал добродетелей, отлучившись в дальнюю страну порока. Полумертв я, и весьма малый являю в себе остаток жизни.
Будучи таков самопроизвольно, и очей не могу я возвести к благосердому Господу. Плачьте, преподобные и праведные, о мне, объятом страстями и грехами. Плачьте, подвижники воздержания, о мне, чревоугоднике и сластолюбце.
Плачьте, милостивые и снисходительные, о мне, немилосердом и преогорчевающем.
Плачьте, благоугодившие Богу, о мне, человекоугоднике.
Плачьте, приобретшие кротость, о мне, раздражительном и гневливом.
Плачьте, смиренномудрые, о мне, высокоумствующем и горделивом.
Плачьте, приобретшие Апостольскую нестяжательность, о мне, приверженном к вещественному и обремененном любоиманием.
Плачьте, возлюбившие плач и возненавидевшие смех, о мне, возлюбившем смех и возненавидевшем плач.
Плачьте, содержащие в уме суд по смерти, о мне, который утверждаю, что помню суд, а делаю противное.
Молитесь, святые Божий, о душе, обуреваемой всякими страстями; чем можете, тем и помогите, святые Божий.
Ибо знаю, что, если будете умолять Человеколюбца Бога, все будет даровано вам из моря Его благости. И как Бог человеколюбив, так и вы, умоляемые мною, грешным, не презрите прошения моего; потому что сам я по множеству грехов своих не имею дерзновения.
Ваше дело, святые, ходатайствовать за грешных; дело Божие – миловать отчаянных.
Умоляйте же, святые Божий, Царя о пленнике; умоляйте Пастыря об овце: умоляйте Жизнь о мертвеце, – чтобы послал руку помощи и подкрепил смиренную душу мою в ея поползновенности.
48. Там все въявь придет. Спеши исправиться, пока время.
(4, 32).
Припадаю к щедротам Твоей благости, Владыко всех! Приими моление грешнаго; услади душу, томимую горечью греха; напой жаждущего из источника жизни и руководи меня путем ея.
Как Владыка, раба Своего исхити из плена, чтоб стал я свободен от рабства страстям безчестным, коими опутано сердце мое.
Да предварят меня щедроты Твои, Господи, прежде, нежели повлечен буду во ад вместе с делающими беззаконие.
Тогда въявь придет все, что я делаю теперь во тьме. Увы, какой стыд обымет меня, когда увидят меня осужденным думающие теперь, что я неукоризнен, тогда как, оставя духовное делание, я, бедный, работаю страстям.
Увы, душа моя, зачем у тебя умное солнце омрачается мглою страстей? И для чего эта мгла не исчезает при появлении лучей света? Для чего дозволяешь страстям влечь тебя к земле, и вместо свободы избрала ты узы?
Боготканную одежду соделала ты негодною для употребления и недостойною царскаго брака, добровольно отдала себя грехам, поработилась врагу жизни.
Что скажешь Судии в тот страшный и трепетный день?! – Прииди же в себя, пока есть еще время. Пока ты еще госпожа помыслов, пока еще в действии ум твой, и тело в движении, пока еще благодать может касаться сердца твоего, и ты можешь излить очистительныя слезы, – возстань мужественно против страстей и, с Божиею помощию, доблестно сразись с Голиафом.
Спеши, и не дай предупредить тебя какому-либо разбойнику, или предвосхитить вход какой-либо блуднице, или заградить дверь кому-либо из восхищающих Царствие Божие силою.
Спеши; ибо, когда кончится ристалище, неуместно уже искать состязаний; когда прекратится торг, неуместно искать купли, и когда запечатлеются дела, неуместно искать деятельности.
Пока есть время, спеши вступить в брань, чтоб, преодолев врагов, явиться достойною принять венцы.
49. Блаженство помилования.
(4, 285).
Блажен, кого по любви Своей вразумляешь Ты, Господи; потому что не отвращаешься от тех, кого любишь. Не отвратись и от меня, Господи, чтоб не погубил меня лукавый.
По благости Твоей пощади меня, немощнаго, и удостой меня прощения многих грехов моих, чтобы со всеми блаугодившими Тебе, прославил и я благость Твою.
Пощади, Господи, по благости Твоей, и помилуй всех нас, отринутых правдою Твоею за то, что не соблюдали слова Твоего, соблюдя которое, получили бы спасение.
И я отвержен со всеми такими, даже более всех их. Итак, соделай меня достойным, по благости Твоей, получить прощение грехов, а по силе сего прощения упование спасения.
С любовию всякий день поучался я слову Твоему. Удостой меня вместе с праведными возглашать и славословие сие: хвала Помиловавшему меня! Слава Простившему мне!
Тебя благословляет высота, Тебя величает глубина, Тебе поклоняются всяческая; потому что все сотворено Тобою. Все песнословит Тебя, милосердый Господи!
50. Упование помилования.
(4, 49).
Помилуй мя , Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Ибо если помилуешь меня, освободив от жалкаго недуга страстей, – если только помилуешь меня, то желаю быть послушным Твоей благости.
Если сотворишь по множеству благости Твоей, то избавишь меня. Если излиешь на меня благость Свою, то спасусь.
Уверен я, что сие возможно Тебе. Знаю, что Ты миловал и милуешь всех, обращающихся к Тебе всею крепостию своею.
Исповедаю, что и я многократно пользовался благодатию Твоею; но после, отринув благодать Твою, грешил, как не грешил никто другой.
Но Ты, воскрешавший мертвых, возставь и меня, умерщвленнаго грехом. Ты, исцелявший слепых, просвети омраченныя очи сердца моего. Ты, избавивший Адама из уст змиевых, извлеки меня из тины беззаконий моих; потому что и я принадлежу к числу овец Твоих, и по своим хотениям стал пищею львов.
Грехи сделали меня псом; но, исцеленный благодатию Твоею, буду сыном. Брошен был я, как мертвец; но, если восхощешь, оживлен буду.
Знаю, что грешил я с ведением; но имею за себя молитвенниками святых Твоих. Знаю, что превосхожу всякую меру грехами своими, но благость Твоя непреодолима.
Ты, давший преимущество мытарю, дай оное и мне, который (сознаюсь) еще более делал худаго. Ты, Господи, помиловал Закхея, как достойнаго, меня же помилуй и недостойнаго.
Волком был некогда Павел и гнал овец стада Твоего; по благости же Твоей стал он пастырем, усердно ходившим за овцами.
Знаю, что по неведению сделал он грех, и как неведавший сподобился отпущения грехов и вящшей благодати. Но Ты, Господи, осудив мой, в ведении учиненный грех, помилуй меня по преизбыточествующей благодати Твоей.
51. Уроки жизни: – блаженства.
(1, 533)
Господа; таковый получит облегчение от страстей и от лукавых помыслов.
Блажен, кто любит прекрасный, добрыя речи, ненавидит же слова срамныя и тлетворныя; потому что не попадется он в плен лукавому.
Блажен, кто назидает ближняго страхом Божиим и не обольщает души своей, ежечасно боясь железнаго жезла великаго Пастыря.
Блажен, кто послушен ближнему по Богу и терпит скорби с благодарением; ибо таковый будет увенчан, став исповедником о Господе.
Блажен, кто любит воздержание по Богу и за чрево свое не подвергается осуждению, как сластолюбец и нечистый: ибо таковый возвеличен будет о Господе.
Блажен, кто не упивается вином, но всегда увеселяется памятованием о Господе, Которым непрестанно увеселяются все святые.
Блажен, кто по Богу распоряжается своим имением и не подлежит осуждению от Бога Спасителя, как сребролюбец и немилосердый к ближнему.
Блажен, кто бодрствует в молитвах, чтении и добрых делах; он просветится и не уснет в смерть.
Блажен, кто стал прекрасною духовною мрежею и многих уловил благому Владыке; он весьма будет восхвален о Господе.
Блажен, кто стал прекрасным образцем для ближняго и не уязвил совести подобнаго себе раба делами непотребными: он будет благословляем о Господе.
52. Жалоба на врага. Молитва об избавлении от него и пощадении на суде, ради искупления.
(4, 288).
О Судия, Котораго суд праведен, и Которому ведомо все сокровенное, не осуди меня на праведном суде Твоем, когда обнаружены будут все тайны!
Грешница слезами, какия принесла Тебе, уничтожила рукописание долгов своих. Вот и я приношу в дар Тебе слезы. Приими их и от меня, Господи, как принял от нея.
Лукавый обманул меня своими ласкательствами и пленил ум мой своими обольщениями. Отжени его, Господи наш, от меня, беднаго, исхить из руки его, чтобы не растерзал меня.
Суди меня, Господи, и разсуди прю мою с немилосердым врагом. Он поставил меня целию для стрел своих. По щедротам Твоим да пронзят его самого стрелы сии.
Будь помощником мне, бедному, Господи; потому что нет у меня иного помощника; и не попусти врагу посмеяться надо мною, побежденным, как посмеялся он над нашею праматерью.
Горе мне, если все тайны мои будут открыты и подвергнуты испытанию там, где не уважится никакое оправдание. Содрогается дух мой, Господи; ибо слышу, что нечестивых огнь искусит, – а я – сено и солома. И если Ты, Господи, воззришь на вины мои, то я погиб.
Благость Твоя, Господи, которая некогда вознесла Тебя на крест для искупления рода нашего, – она у Тебя да предварит меня, беднаго, чтобы сподобиться мне оставления грехов моих.
Ты, Иисусе, искупивший всех Своею кровию и смертию Своею связавший крепкаго, сними с меня путы лукаваго, сокруши оковы и узы его.
Запрети ему, чтоб удалился он от меня, беднаго, и не исполнял на мне воли своей. Согласи волю мою с Твоею волею, Господи, милосердием Своим изглаждающий грехи мои.
Не оставь меня в руках ненавистика и не давай ему власти надо мною; потому что плоть и кровь Свою уготовал Ты в снедь мне, и крест Твой напечатлен на челе моем.
Подкрепи меня, Господи, потому что я немощен; загладь вины мои, потому что много согрешил я; уцеломудри чувства мои, чтоб с покорностию держались они царскаго пути.
Да возсияет свет Твой в помыслах моих, да просветятся они лучами Твоими, и величественное сияние Твое да возвеселит их; потому что Ты всеозаряющее солнце.
Иссопом Твоим очисти скверны наши, кровию Твоею омой язвы наши, телом Твоим освяти сокровенныя движения помыслов наших.
Славославие Тебе, искупившему погибший человеческий род, подъявшему его на рамена Свои и принесшему в дом Отца Твоего.
53. Плач об оскудении святых.
(1, 340).
Сердце мое болит, страждет душа моя и внутренности мои раздираются! Где взять мне слез, где взять сокрушения и воздыханий, чтоб достойно оплакать осиротение наше и оскудение святости среди нас?
Вижу, Владыко, что святых Своих, как избранное золото, берешь Ты из суетнаго мира сего в упокоение жизни.
Как земледелец, видя плоды хорошо созревшими, с предусмотрительностию поспешает собирать их, чтобы не потерпели они повреждения от чего-нибудь, так и Ты, Спаситель, собираешь избранных, трудящихся праведно.
А мы, ленивые, слабые произволением, пребываем в ожесточении своем, и плод наш остается всегда незрелым; потому что нет у нас решимости потрудиться, не жалея себя, чтоб созреть в добрых делах и праведно быть собранными в житницу жизни.
Увы мне, увы! скажи, душа, и плачь, лишившись так скоро совершенных отцев и праведных подвижников. Где у нас отцы? Где святые? Где бденники? Где трезвенники? Где смиренные? Где кроткие? Где безмолвники? Где воздержники? Где сокрушенные сердцем, которые в чистой молитве стояли пред Господом, как Ангелы Божий? – Переселились отсюда к Святому Богу, имея светильники свои горящими.
Горе нам! В какия живем мы времена? В какую пучину зол зашли мы? Отцы наши вошли в пристань жизни, чтоб не видеть им скорби и соблазнов, постигающих нас за грехи наши. Они венчаются, а мы дремлем, спим и предаемся самоугодию.
О Господи, сжалься над нами! Отрезви мысли наши, кружащиеся в суете. Даруй нам сокрушение и слезы, чтобы ими несколько просветлилась слепота сердца нашего, и мы могли узреть путь, которым шли в след Тебя отцы наши. Даруй нам желание и силу идти сим же путем, чтобы вместе с ними получить нам и часть спасаемых, во славу имени Твоего.
54. Дни проходят; не отлагай покаяния.
(4, 36).
Любовь побуждает меня вещать к Богу, а недостоинство мое заставляет меня молчать. Мучительныя болезни душевныя вынуждают меня говорить, а грехи заставляют хранить молчание. Душа моя болезнует, глаза мои вожделевают слез.
Согрешила ты, душа; покайся. Ибо вот дни наши проходят, как тень. По страшным и ужасным пойдем мы местам. Не откладывай же день за день обращения своего ко Господу; приди, наконец, в сокрушение, душа моя.
Приди в сокрушение при мысли о всех благах, которыя получила ты от Господа и не сохранила; приди в сокрушение при мысли о том, что сделала ты, и как Бог был долготерпелив к тебе; приди в сокрушение, чтоб на страшном суде Христовом не предали тебя кромешней тьме.
Горе мне, грешному! Ибо по слабости своей осквернил я, и всегда скверню чистоту сердца своего. Нерадение и леность посрамили дерзновение сердца моего; лукавое вожделение повелевает мною, как властелин рабом, и я, как ребенок, тотчас со страхом повинуюсь ему. Оно вводит меня в прегрешения, и я услаждаюсь тем.
Увы мне, Господи! Благодать Твоя влечет меня к жизни; а я предпочитаю скорее смерть. Ты прилагаешь попечение о том, чтобы я стал равночестен Ангелам; а я, по испорченности своей, унижаю сам себя. Умножились грехи мои, Господи, и непрестанно умножаются, и нет предела их множеству.
И кто оплачет меня, или умолит за меня? Ты Сам, Спаситель мой, преклоняемый на милость благостию Твоею, милосердо воззри на меня, отчаяннаго! Ибо как стану умолять Тебя, Владыко, когда уста мои исполнены злословия? Или как буду песнословить Тебя, когда совесть моя осквернена? Или как возлюблю Тебя, когда полон я страстей? Или как будет обитать во мне истина, когда поругал я себя ложью? Или как призову Тебя, когда не сохранил я заповедей Твоих?
55. Образец самоиспытания и самоукорения.
(4, 37).
После того, как уже приобрел я познание истины, стал я убийцею и обидчиком, ссорюсь за малости, стал завистлив и жесток к живущим со мною, немилостив к нищим, гневлив, спорлив, упорен, ленив, раздражителен, питаю злыя мысли, люблю нарядныя одежды; и доныне еще очень много во мне скверных помыслов, вспышек самолюбия, чревоугодия, сластолюбия, тщеславия, гордыни, зложелательства, пересудов, тайноядения, уныния, соперничества, негодования.
Не значу ничего, а думаю о себе много; непрестанно лгу, и гневаюсь на лжецов; оскверняю свой храм (тело) блудными помыслами, и строго сужу блудников; осуждаю падающих, а сам непрестанно падаю; осуждаю злоречивых и татей, а сам и тать, и злоречив. Хожу с светлым взором, хотя весь нечист.
В церквах и за трапезами хочу быть на первом месте. Вижу иноков, и величаюсь; вижу монахов, и кичусь. Домогаюсь того, чтоб казаться приятным для женщин, величавым для чужих, смышленым и благоразумным для своих, совершеннейшим для благоразумных; с благочестивыми обхожусь, как мудрейший, неразумных презираю, как безсловесных.
Если оскорблен, мщу; если почтен, гнушаюсь почтившим; если требуют чего от меня по праву, начинаю тяжбу; а кто говорит мне правду, тех почитаю врагами. Обличаемый, гневаюсь; но если льстят мне, не совсем недоволен.
Не хочу почтить достойнаго, а сам, будучи недостоин, требую почестей. Не хочу утруждать себя; а если кто мне не услужит, гневаюсь на него. Не хочу идти вместе с работающими; а если кто мне не поможет в деле, злословлю его.
Брату, когда он в нужде, горделиво отказываю, а когда сам нуждаюсь, обращаюсь к нему. Ненавижу больнаго, а когда сам болен, желаю, чтобы все любили меня. Высших знать не хочу, низших презираю.
Если удержу себя от неразумного пожелания, тщеславлюсь; если преуспеваю в бдении, впадаю в сети непокорности и прекословия; если воздержусь от снедей, утопаю в кичливости и высокомерии; если неусыпен в молитве, препобеждаюсь раздражительностию и гневом; если вижу в ком добродетель, не останавливаюсь на нем вниманием.
Презрел я мирския приятности, но не отстаю от суетнаго пожелания оных. Если вижу женщину, развеселяюсь. По наружности смиренномудрствую, а в душе высокоумствую; по видимому не стяжателен, а на самом деле страдаю любоиманием. И к чему распространяться? По видимости отрекся я от мира, а на деле опять все думаю о мирском.
Во время службы занимаюсь все разговорами, блужданием помыслов, суетными припоминаниями. Во время трапезы вдаюсь в пустословие: имею алчность к подаркам; принимаю участие в чужих падениях, вдаюсь в гибельное соперничество.
Такова моя жизнь! Столько худаго противополагаю я своему спасению! И мое высокомерие, мое тщеславие не дозволяет мне подумать о своих язвах, чтоб уврачевать себя. Вот мои доблестные подвиги! Таким множеством грехов ополчается на меня враг! – И при всем том я домогаюсь прославиться святостию, окаянный. Живу во грехах, а желаю чтоб почитали меня праведником.
Одно у меня оправдание во всем этом: диавол опутал. Но это не послужило в оправдание Адаму. Конечно, и Каина научил диавол; но и он не избежал осуждения. Что же буду делать, если посетит меня Господь? Никакого нет у меня оправдания в нерадении моем.
Боюсь, чтобы и мне не быть в числе тех, которых Павел наименовал сосудами гнева, которые подвергнутся подобной с диаволом участи, и которых Бог за пренебрежение их к Нему предал в страсти безчестия. Итак, опасно, чтоб и на меня не было произнесено такое же определение.
Если хочешь спасти меня, недостайнаго, милостивый Господи, положи покаяние мне, грешному, оживотвори умерщвленную грехами душу мою, Жизнодатель. Изгони каменное ожестение из беднаго сердца моего и даруй мне источник сокрушения, – Источивший нам жизнь из животочнаго ребра Своего.
56. Диавол в нерадивых успевает, а радивым венцы уготовляет.
(1, 357).
Лукавый диавол, после решительной над ним победы, одержанной по благодати Божией святыми подвижниками, сев, сам на себя жаловался с плачем и – говорил: увы мне, бедному! Чему я подвергся? Как проиграл битву, уступив над собою победу? Впрочем сам я стал виновником своего стыда, надолго завязав с ними борьбу.
Побежденному на первом и втором сражении надлежало бы мне тотчас удалиться, видя, что с ними Христос; а теперь, погнавшись за победой над ними, увеличил я только награду их к бесчестию моему.
Вразумиться мне надлежало уже после того, что потерпел я от Христа, после того, как Им низложена вся сила моя. Ибо все тогда сделал я, чтобы распяли Его; но смерть Его меня же поразила.
То же самое потерпел я от мучеников. Я подвигнул царей, приготовил мучения, чтоб мученики, видя это, пришли в ужас и отреклись от Христа. Они же не только не ужаснулись различных казней, но до самой смерти исповедывали Христа.
Так и теперь, хотев победить этих подвижников в брани, с великим стыдом отступил побежденный. Хвалился я хитрыми замыслами, но все они разорваны, как сеть паутинная. Я хотел одолеть их различными страстями, но они обратили меня самого в бегство силою креста. И не знаю, что, наконец, мне делать?
Оставлю я этих мужественных подвижников и пойду к друзьям своим, избравшим безпечную жизнь, где не будет мне труда, и не нужны никакия ухищрения.
У них же самих взяв узы, свяжу их оными; а связав их узами, к которым они привержены, буду иметь их уже у себя под рукой, как рабов, добровольно исполняющих всегда хотения мои.
Так они ввергнут себя в пропасть, и я буду радоваться их погибели и держать в ней, чтоб иметь сообщников в огне неугасимом.
Итак, сами мы, неразумные, даем власть над собою врагу тем, что отделяемся от Бога отриновением Его заповедей. Застигнув нас обнаженными за то благодати, он свободно овладевает нами и без сопротивления ведет в путь свой – путь пагубы.
О Господи! Даруй нам убежать от лукаваго, разорвав узы, которыми он связал нас по нашему произволению. Возложи на нас благое и легкое иго Твое и ниспосли силы понести его, да, шествуя благим путем заповедей Твоих, достигнем града, который уготовал Ты любящим Тебя.
57. Уроки жизни.
(2, 105).
Если еще не сильно распален ты Духом Святым, то не желай выслушивать чужие помыслы, чтобы, чрез слышанное возбудив страсти, еще не умершия, не развратить души своей.
Если прилежишь чтению, – то ищи не разительнаго и витиеватаго; иначе бес самомнения поразит сердце твое. Но как мудрая пчела собирает с цветов мед, так и ты чрез чтение приобретай врачевство для души своей.
Блажен, кто делами проповедует добродетель. А если говоришь свойственное добродетели, делаешь же противное ей, то сие не спасет.
Когда видишь людей, рачительных на дела нечистой любви, не дивись им; и да не обольщает тебя доброцветная кожа, которая вскоре превратится в прах, но, вздохнув в себе, воспой: помяни, Господи, яко персть есмы, – и по благодати Божией не будешь пленником лукаваго.
Усердно молись Господу, чтобы даровал тебе дух совершеннаго целомудрия, чтобы и в ночных мечтаниях убегать тебе козней лукаваго, как бежит иной, видя, что за ним гонится зверь, или как преследуемый человек с горящим пламенником перебегает из комнаты в комнату, чтобы не опалил его огонь.
Как нельзя, не трудясь, купить себе за деньги грамотности, или какого искусства, так невозможно стяжать навыки в добродетелях без рачительности и усердия.
Как голова предпочтительнее для тебя всех членов тела твоего, и если занесены на тебя камень, или палка, или меч, то подставляешь прочие члены тела, только бы отвесть удар от головы, зная, что без головы невозможно и жить в этой жизни, так пусть будет для тебя всего предпочительнее вера во Святую Единосущную Троицу, потому что без сей веры невозможно никому жить истинною жизнию.
Всем сердцем своим уповай на Господа, и удобно избежишь злодейских козней, ибо Господь не оставит без призрения работающих Ему.
58. От лица Господа укор нерадивой душе.
(1, 362)
Очами сердца своего узрел я Господа, седящаго в великой славе; и (будто слышу, что) Он сказал душе моей: для чего ты, душа, возгнушалась небесным своим чертогом, который исполнен светом славы? Для чего ты возгнушалась благами, какия уготовал я Тебе во свете жизни? Для чего ты сделалась Мне чуждою, по непотребным делам и помыслам? Для чего ты не заботишься о том, как достойно предстать Мне в пришествие Мое? Для чего ты не держишь светильника своего наготове, в ожидании гласа: се Жених грядет, – чтоб изыти в сретение Меня с радостию? Для чего ты не стараешься приготовить на брак приличное одеяние. Для чего не готовишь себя так, чтобы войти с радостию во святый небесный чертог? Для чего не прилепляешься ко Мне, искупившему тебя от смерти?
Я вошел в общение со смертию, чтобы тебя уготовить Себе в невесту. В наследие тебе приготовил Я вечное царство. Все блага Мои тебе вручил, как Царь. Для тебя и человеком Я стал, желая искупить жизнь твою от тления. Тебе уготовал Я чертог на небесах и сделал, чтобы Ангелы руководили тебя в этот чертог, и ты вошла туда с радостию.
А ты отвратилась от Меня, Жениха твоего, и от неизреченных благ, какия уготовал Я тебе.
Но кто вожделеннее Меня, Который всякую тварь спасаю щедротами Своими? Какой отец даст жизнь, как даю Я? – И ты оставила Меня, душа, возлюбив чуждаго и ненавистнаго.
Кто не придет в трепет и ужас от слов сих?
Кто не падет во стыде и, проливая слезы, не возопиет: зачем вышел я из матерней утробы раздражать Святаго, Благаго и Милосердаго Бога?
Но, Господи, даруй нам отрезвиться от суеты, прийти в себя и возвратиться к Тебе, в Коем едином все истинное благо наше.
Ефрем Сирин Псалтирь
|
|
|
|
|