В современной литературе понятие – духовная поэзия
расширилось до вселенских масштабов.
К духовной поэзии относят произведения авторов, в которых
есть упоминание о Боге, или проявление религиозного чувства. Если автор
выстраивает свое произведение на библейском сюжете, такое творение с легкостью отнесут к духовной поэзии. В
православии – это стихи и мирян, и монахов – всякое стихотворение, в котором
используется религиозная символика, определяется как духовное.
Возникают многочисленные союзы и сообщества, относящие свои творения
к духовной литературе.Проводятся
конкурсы и фестивали духовной поэзии. Причислять себя к духовным – престижно и
модно.
Но так было далеко не всегда. Духовная поэзия имеет глубокие
корни, уходящие в далекое прошлое русской культуры. В старину духовными
называли песни религиозного содержания фольклорные, лиро-эпические, исполняемые
нищими – каликами.
Ориентир духовной поэзии – литургические песнопения.
Архимандрит Рафаил
(Карелин): «Литургические песнопения нельзя
отнести к какому-либо известному нам виду искусства. Это особая поэзия, которая
отличается от поэзии мирской – лирики, эпоса и драмы - не только содержанием,
но и формой, и языком. В священной поэзии отсутствуют яркие, как бы кричащие
краски. Там нет эмоциональных взрывов, лирической грусти или натурализма в
изображении человеческих страданий и царящего в мире демонического зла. Круг ее
изобразительных средств сознательно ограничен, в ней нет того, что мы назвали
бы эстетизмом. Эта поэзия не дает человеку душевного наслаждения. В ней
отсутствует, из нее как бы вычеркнуто и выброшено все то, что делает
привлекательной и чарующей поэзию мирскую: отсутствуют душевно-ассоциативные
связи, неожиданные сравнения и метафоры, которые являются скрытыми парадоксами
поэзии, страстные и яркие образы, от которых душа напрягается, как струны
скрипки, во внезапном порыве чувств. (...) Неверующему человеку эта поэзия
чужда, она не вызывает отголосков в его душе, он, и слушая, не слышит ее. Для
него она сливается, как звуки прибоя, в монотонный гул. (...) Душа, которая
ищет разнообразия внешних впечатлений, которая ищет театральных эффектов для
удовлетворения своих страстей, не может почувствовать и понять красоту
церковных песнопений, услышать в них тихий голос благодати. Для нее они так и
останутся закрытой книгой».
Духовная поэзия – это молитва в стихах, открытая поэтом для других людей. Вход в молитву для общения с
Творцом – стихотворное слово. Это удивительное средство, соединяющее небо и
землю. Духовная поэзия – помощница молитвы.