ТВОЙ КАБИНЕТ |
|
|
гость
Группа: Гости
Время: 23:14
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
| |
Добавить |
|
|
По вопросам размещения рекламы
пишите в "Обратная связь" | |
|
126. Не отчаявайся и не будь самоуверен, но в смиренной надежде вопи: Господи, помилуй!
(2, 350).
Смотрите, никто не говори: много грешил я, – нет мне прощения. Кто говорит это, тот не знает, что Бог есть Бог кающихся, что Он пришел на землю не праведных спасать, а грешников призвать к покаянию, и что, когда кто кается, радость бывает о нем на небесах.
Истинное покаяние состоит в том, чтоб удалиться от греха и возненавидеть оный, И вот, когда кто скажет от сердца: не правду возненавидех и омерзих, – тогда Бог с радостию приемлет такого.
Но смотрите, никто да не дерзнет также сказать: я не согрешил. Кто говорит это, тот слеп, смежил очи, сам себя обманывает и не знает, как скрадывает его сатана – и в словах, и в делах, то чрез слух, то чрез глаза, то чрез осязание, то чрез помыслы. Ибо кто похвалится, что у него невинно сердце и чисты все чувства?
Никто не безгрешен, никто не чист от скверны, никто из человеков не свободен от вины, кроме Того единаго, Кто нас ради обнищал, богат сый. Безгрешен Он один, взявший грехи мира, желающий спастися всем человекам, не хотящий смерти грешника, человеколюбивый, многоблагоутробный, милосердый, душелюбивый.
К Нему прибегнем и мы, потому что все грешные, прибегавшие к Нему, улучили спасение.
127. Слова на суде к сущим одесную и к сущим ошуюю.
(2, 371).
На страшном суде скажет Господь сущим одесную: приидите, сыны света Моего; приидите, благословенные наследники Царства Моего; приидите, ради Меня обнищавшие, алкавшие и жаждавшие, не возлюбившие мира, ни всего, что в мире. Приидите, ради Меня оставившие всю мирскую область и радость, сродников и друзей, родителей и чад. Приидите, вселившиеся в пустынях, горах, вертепах и пропастях земных, вместе со зверями, и веселитесь с Ангелами на небесах. Приидите, все милостивые и странноприимные: приидите, все шествовавшие узким и тесным путем. Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира.
А сущим ошуюю скажет: идите от Меня в огнь кромешний. Идите от Меня, немилосердые, братоненавистники, христоненавистники. Вы не миловали – и не будете помилованы: вы не слушали пречистых Моих Евангелий и блаженных Моих учеников – и Я не услышу плача вашего; вы роскошествовали на земле, наслаждались благами в жизни своей, и здесь вам нечего получать, – прияли свое; там ежедневно Я взывал чрез Писания, а вы, слыша, насмехались над читающими, – и теперь говорю вам: не вем вас. Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.
И пойдут они в муку вечную, а праведники – в живот вечный.
128. Одно желание добра приношу: ради его помилуй и спаси !
(2, 416).
Как творец, Ты знаешь, что сотворил. Как судия, знаешь, что осудил (по падении). Как вочеловечившийся, знаешь, что устроил во спасение.
Ты дал мне природу неоскверненную, но отец мой Адам покрыл ее великою нечистотою и сделал немощною. К нечистоте присоединил я услаждение суетою – и теперь невольно несу наказание. В самую природу мою внесено тление – и вот бедствую, как обуреваемый в море.
Помилуй меня, как творец; будь сострадателен к моей немощи, как вочеловечившийся ради меня; не отринь по причине моих страстей, но разсей их, воззрев на стремление моего призволения. Не возгнушайся мною по причине нечистоты, но воззри на сокрушение и желание лучшаго.
Если отвращаешься от меня по причине скверных моих помыслов, то обрати взор на мой плач и на осуждение мною самим моего сластолюбия.
Есть у меня призволение, но не могу сказать, что есть и силы. Даю, что есть. Если хочешь дать и то, чего недостает, даруй, воззрев на мое расположение.
Нищ я, окраденный змием; немощен я, связанный тлением; не имею сил, подавленный грехом. Утратил я дар Твой, и потому не имею совершеннаго благоразумия. Утратил я общение с Тобою, потому не знаю, куда иду.
Ничего нет у меня. Если имею что, то Ты же, умилосердившись, дал мне. Крайне нищ я; если же обогащусь, все это будет Твое дарование. И теперь оно Твое, и прежде было Твоим.
Прошу только благодати, – исповедую, что чрез Тебя спасусь, если только спасусь.
129. Враг хитр, а мы безпечны, будем внимать, как бы не потерять Царствия.
(2, 538).
Приидите, приложим старание; приидите, припадем к Богу, будем неотступно плакать и проливать пред Ним слезы, чтобы даровал нам душевное просвещение.
Уразумейте козни врага и сопротивника нашего, сего ненавистника всякаго добра, который устрояет нам на пути поползновения и соблазны, пагубную любостяжательность, превозношение века сего, плотское удовольствие, а также чаяние долговременнаго продолжения настоящей жизни, боязнь подвигов, леность к молитве, сон во время псалмопения и телесный покой.
Сколько он старателен, столько мы нерадивы и безпечны; сколько он коварен, столько мы невнимательны, хотя знаем, что дни наши сокращены, что настало время, и Господь славы грядет в благолепии красоты Своей, с страшными силами Царства Своего, воздать каждому по делам его.
Боюсь, как бы на нас не исполнилось слово Господне: приидут от востока и запада, и севера и моря – и возлягут с Авраамом и Исааком и Иаковом в Царствии Небесном, мы же изгнаны будем вон.
Умоляю Тебя, Христе, свет истины, рождение благословеннаго Отца, образ и сияние ипостаси Его, селящий одесную величествия Его, хвала и радость любящих Тя, жизнь моя: спаси меня, грешнаго, во Царствии Твоем и не воздай мне по делам моим, но спаси меня по благодати Твоей и ущедри меня по благоутробию Твоему, ибо Ты благословен и препрославлен во веки. 130. Не то я, чем должен быть, боюсь обличения на суде. Дай покаяние и силу.
(4, 25).
Для чего вводит меня в заблуждения принятый мною образ, когда чужд я добродетелей и пред Богом, все назирающим, делаю противное?
Справедливо фарисеи терпели обличение от Христа Спасителя, Который наружность их называл лицемерною. И я всего больше бываю достоин такого же укора; но, обличаемый совестию, негодую, ибо истина горька желающим казаться, а не быть.
Истинно, если раскрыть мою наружность, то внутри окажутся черви; если снять повапленный покров, то окружающие увидят, что лежит во гробе. Пусть впрочем и не сделается это явным здесь, – всяко огнь искусит на суде, каков я.
Увы мне, как тогда перенесу обличение в беззаконных моих делах и помыслах!.. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои. Услыши меня, по благости Твоей, Владыко, и не отринь прошения моего, как не отвергаешь прошения всех, истинно кающихся.
Правда, мое и покаяние не чисто, ибо один день каюсь, а два – преогорчеваю Тебя. Но ниспосли в сердце мое страх Твой и утверди душу мою на камне искренняго покаяния. Свет благодати Твоей да препобедит тьму, которая во мне.
Снизойди на моление мое, благий Господи, не по правде моей, потому что не имею ничего добраго, но по щедротам Твоим, по великой и несказанной благости Твоей. Воздвигни члены мои, сокрушенные грехом, просвети сердце мое, омраченное лукавым вожделением, спаси меня от навыка греховнаго, да не до конца низложит меня противник.
131. Вся надежда на милость Божию.
(4, 65).
Благодать Твоя даровала мне изречь Тебе, Господи: как единый благий и создатель всех нас, прости беззакония и грехи рабу Твоему грешному и неблагодарному.
Знаю, Господи, что превосхожу грехами всех человеков, но имею прибежищем все превосходящую бездну щедрот Твоих. Уверен я, что приемлешь и милуешь Ты всех, приходящих к благости Твоей, ибо любишь видеть покаяние и радуешься прилежанию подвизающихся рабов Твоих.
Мне, недостойному рабу Твоему, даруй слезы, чтобы с просвещенным умом, с любовию и верою умолять мне несравненную благость Твою и исцелиться от сокровенных язв своих. Покажи на мне, бедном, благоутробие Твое; избавь меня от заслуженных мною мучений, да будет проповедана благодать Твоя, как всегда и повсюду, и на безчисленном множестве нерадивых, так и на мне.
Как наполнил Ты водоносы благословением Твоим, так наполни сердце мое благодатию Твоею и благостынею Твоею. Сердобольная мать, отвергаемая детищем своим, не презирает его, Господи, потому что препобеждает ея матернее сердоболие; да не преодолеют и мои грехи Твоей благости.
Знаю я, что подвергнусь наказанию даже за праздное слово, за лукавые помыслы, за самое вожделение. Между тем, как скоро представляется мне удовольствие, тотчас и вдруг все забываю я и, как безумный, раболепствую во всем греху. Тщеславный, гневливый, разслабленный, ленивый, разсеянный, чревоугодник, сластолюбец, покрытый нечистотами, ежечасно блуждаю – и не разумею того.
Только одно чаяние явления благодати Твоей, человеколюбивый Владыко, утешает меня и удерживает от отчаяния, – хочешь или не хочешь, спаси меня, преблагий Господи, по великой благости Твоей.
132. Там уже нет помилования, здесь вопи.
(4,66).
Как бы пред страшным Твоим престолом предстоя, Господи, вижу я, осужденный, и обличение дел моих, и Твой о мне приговор, который меня беднаго, удаляя от святаго лица Твоего, ввергает в невыносимыя мучения. И как тогда буду взывать к Тебе, так и теперь с трепетом и со слезами вопию: праведен Ты, Судия праведнейший, и праведен суд Твой, и мне не учинено (таким судом) никакой неправды.
Как будто там стоя, обращаюсь я к Ангелам: добрые и светлейшие Ангелы, источите о мне слезы, потому что не помиловал я сам себя, презрев Божию милость, и, наконец, совершенно справедливо подвергаюсь наказанию. Господь предлагал мне милость, а я никогда не обращал на это должнаго внимания, безрассудный; и теперь, по справедливой причине, отвращается Он от меня.
О гневом скажут, конечно, тогда мне и Ангелы: теперь время не покаянию, а воздаянию. Моление не имеет уже силы, недействительны и слезы покаяния; преизбыточествуют одне слезы, проливаемыя от мучений; не умиленныя воздыхания слышны здесь, а непрестанные стоны и болезненные вопли. Иди же и приими горькое и тяжкое воздаяние за дела свои, горя в пламени, как нечистое вещество, и воспаляя неугасимую геенну. Насладись, как сын тьмы, возлюбивший вечнующую тьму, – увеселяйся, взирая на черные зраки, для которых возгнушался ты вечным светом.
Там, там будет непрекращающийся плач и болезненный скрежет зубов. Увы, бедная душа моя, обнаженная от всех дел, как будешь взирать на нелицемернаго Судию, на предстоящих Ангелов и Архангелов и на земнородных, предстоящих в безчисленном множестве.
Увы, возболезнуешь тогда, душа моя, но не будешь услышана. Все изменится. Все станет иным. Вечно будут веселиться праведники и вечно будут мучиться грешники. Не возвеселили они Бога всяческих, – и сами чужды будут всякия радости во веки.
Возопием же, душа, к Богу, пока мы здесь: прежде, даже до конца не погибли мы, спаси нас!
133. Слышит, или не слышит Бог молитвы, все во благо.
(4, 286).
Господь – премудрый раздаятель. Он смотрит на пользу просящаго, и как скоро видит, что просимое им вредно, или по крайней мере безполезно ему, не исполняет просимаго и отказывает в мнимом благодеянии. Он выслушивает всякую молитву, и тот, чья молитва не исполняется, получает от Господа столько же спасительный дар, как и тот, чья молитва бывает исполнена.
Приходят ли к Благому нуждающийся или должник – и первому дает, и последнему прощает. Посему оба от дверей Подателя отходят с дарами: нуждающийся получает избавление от нужды, а должник – оставление долга.
Всеми возможными способами Бог показывает, что Он – милостивый податель: дарит нас Свою любовию и являет нам милосердие Свое. А потому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и погибель.
Однакож и в этом случае, отказывая в просимом, не оставляет нас без весьма полезнаго дара в том самом, что устраняет от нас вредное, отверзает уже нам дверь щедрот Своих.
Посему будь уверен, что всякое прошение, которое не бывает исполнено, несомненно вредно; а то прошение, которое услышано, полезно. Раздаятель праведен и благ и не оставит твоих прошений неисполненными, потому что в благости Его нет злобы и в правде Его – зависти. 134. Творение, искупление, воскресение.
(4, 678).
Став при гробе, приник я в него взором – и увидел там сотлевшую плоть; в могиле стала она отвратительною: нет и подобия привлекательнаго лица, видны разсыпавшиеся, изсохшия и покрывшияся тлением кости. С скорбию и горестию отступил я от гроба, перенесся мыслию к тому времени, когда воскреснем по гласу трубы, и прославим Тебя за уготованное Адамовым чадам воскресение и сказал: хвала Тебе, Господи всяческих!
Слыша сказанное в Евангелии о воскресении, возблагодарил я Бога и воскликнул: хвала преславному естеству владычества Твоего, которое вначале украсило и образом Своим почтило наше естество, в конце же времен ниспослало Сына Своего!.. И Он спас нас от погибели, и паки приидет воскресить весь Адамов род – праведников вознесет на небо, а нечестивых ввергнет в геенну, – и воскликнут Ему: праведен суд Твой, Господи Царю! Хвала Тебе, Господи всяческих!
135. Что воздам ? – Чашу спасения прииму.
(2, 90).
Долготерпелив Господь и всех нас влечет в Царство Свое; но потребует от нас отчета за нерадение в это короткое время.
Он скажет нам: для вас Я воплотился, для вас видимо ходил по земле, за вас биен был, за вас заушаем, за вас распят, вознесенный на древе, за вас, земнородных, напоен оцтом (уксусом - прим. ред.), чтобы вас сделать святыми и небесными, Царство Мое даровал вам, всех вас наименовал Своими братиями и ниспослал вам Духа Святаго.
Что мог бы Я сделать еще более всего этого и не сделал для того, чтобы спасти вас?! Не хочу только делать принуждения произволению, чтобы спасение ваше не стало делом необходимости непроизвольной.
Окажите, грешники, смертные по естеству, что претерпели вы ради Меня, Владыки вашего, за вас пострадавшего?
Приидите же все вкупе, поклонимся Ему, восплачемся пред создавшим нас
Господом и скажем: что род грешных воздаст Тебе, непостижимому, благому и милосердому Богу? Ты, всю вселенную просветивший благодатию, просвети и очи сердца нашего, чтобы возлюбить нам Тебя, Владыко, и с любовию исполнять всегда святую волю Твою.
Вот чаша страшной Твоей крови, исполненная света и жизни. Даруй нам разумение и просвещение, чтобы с любовию и святынею веры приступили мы к ней, и была она нам в оставление грехов, а не в осуждение.
136. Вразумление себя мыслию о смерти и о том, что сопровождает ее.
(4, 57).
Страшно пришествие смерти людям страстным, грешным и слабым, не старавшимся жить непорочно в этом суетном мире.
Делатели и совершенные подвижники радуются в час разлучения. Имея у себя пред очами великий труд подвижничества своего, бдений, постов, поклонов, молитв, слез, вретищ, души их ликуют, что призываются они из тела своего войти в покой.
Но разлучение с жизнию сею крайне опечаливает грешника, который видит у себя пред очами свое нерадение с горькими плодами его... Какое раскаяние обымет тогда сердце нерадевшаго здесь о спасении своем!
Увы, душа моя, увы, для чего нерадишь ты о жизни своей! Внезапно будет призвание твое, – что же будешь делать там, быв нерадивою здесь? Что будешь делать пред престолом праведнаго Судии? Как это враг окрадывает тебя, и ты не разумеешь сего? Как это враг похищает у тебя небесное богатство, и ты, разсеянная, не знаешь того?
Помилуй меня, долготерпеливый Сыне Божий и безгрешный Христе! Даруй мне, Спаситель мой, помышление о будущей жизни, чтоб исполнял я волю Твою. Хотя в старости соделай меня содеиственником благодати Твоей, чтобы хоть концем добрым завершить мне недобрую жизнь.
Как я, нерадивый, предстану страшному престолу? Как я, нетерпеливый и безполезный, вступлю в сообщество принесших здесь плод праведности? По каким чертам меня признают, когда в небесных ложах святые и праведные узнают друг друга по делам своим?
Нет, нечего себя льстить! Праведные, целомудренные, смиренные будут ходить во свете неприступном, а грешные, беззаботно живущие в угоду себе, как я, – в вечном и неугасимом огне.
Отрезвись же, душа моя, и молись со слезами. Возопи от всего сердца своего, чтобы кончина застигла тебя обратившеюся и доброе положившею начало.
Молитвами Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и всех святых Твоих даруй нам сие, Господи, яко благословен еси во веки.
137. Жизнь течет.
(4, 461).
Дни текут и улетают; часы бегут и не останавливаются; в стремительном течении времени мир приближается к концу своему.
Ни один день не дозволяет другому идти с ним вместе; ни один час не ждет другаго, чтобы лететь заодно. Как воду невозможно удержать и остановить перстами, так не остается неподвижною и жизнь рожденнаго от жены.
Взвешена и измерена жизнь всякаго вступающаго в мир, нет ему ни средств, ни возможности переступить за назначенный предел.
Бог определил меру жизни человека, и эту определенную меру дни делят на части. Каждый день, незаметно для тебя, берет свою часть из жизни твоей, и каждый час с своею частицей неудержимо бежит путем своим. Дни разоряют жизнь твою, часы подламывают здание ея, и ты спешишь к своему концу, потому что ты – пар.
Дни и часы, как тати и хищники, окрадывают и расхищают тебя, – нить жизни твоей постепенно отрывается и сокращается. Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут ее во гроб, а вместе со днями и часами исчезает на земле и жизнь твоя.
Жизнь, которую живешь ты сегодня, уходит и улетает с концем этого же дня, потому что каждый день берет свою часть из твоей жизни и с нею уходит. Каждый день предает погребению свою часть, каждый час, кладет во гроб свою долю, и в быстром полете времени они уходят, исчезают и обращаются в ничто.
Как спешно текут дни, так быстро пролетает и жизнь, – нет ей возможности остановиться и стать на одном месте. Если солнце станет в высоте, и луна будет задержана в течении своем, то может остановиться и время, определенное для жизни твоей, – может перестать стремиться к концу.
138. Бог все Сам даст; но и молиться надо.
(4, 423).
Бог милосердый дает просимое нами не молитвы ради нашей, но питает нас по собственным Своим щедротам, потому что сотворил нас.
Всепревышающее Величие неиспрошеннаго нами даровало нам Сына Своего, Который ради нас явился в мир и, хотя не просили мы Его, принес Себя в жертву для нашего спасения.
Ибо кто упросил Отца, чтобы Сына Своего предал Он на крестную смерть? Или кто умолил Сына, чтоб умер Он за грешников?
Кому из праведников приходило на мысль просить Отца, чтоб предал Он Сына Своего за беззаконных?
Подлинно неслыханное это дело, и на мысль никому не приходило оно.
Отец предал Сына Своего на крестную смерть – и смертию Его грешники приобрели себе жизнь. А если отдал Он величайшее Свое сокровище, то просящим от такого Человеколюбца воспрепятствует ли что получить все, в чем только имеют нужду?
Итак, будем просить Его, потому что Он дает; будем объявлять пред Ним желания свои, потому что не отказывает Он; будем умолять Его, потому что желает Он всеми способами удовлетворять нашим нуждам.
Но по правде Своей ожидает Он, чтобы молитва наша предстала дверям Его, и сею молитвою примирена была правда со всеми грешниками.
Если бы благость без молитвы прощала преступления, то нарушилась бы правда, и никто не помышлял бы о ней.
Человечество более и более предавалось бы нечестию, потому что Судия не употребляет вразумляющаго жезла. Каждый с радостию продолжал бы грешить, потому что никто не вразумляет его.
Та же благость, столько для нас полезная, обратилась бы во вред, потому что давала бы повод грешникам более и более умножать число грехов своих.
А теперь и то в мире, что правда побуждается к наказанию, есть дело благости, ибо грешник для того приводится в содрогание, чтобы перестал грешить и пришел в сердечное сокрушение, потому что сам на себя навлек наказание. И таким образом грешник, хотя на малое время, оставляет неправды свои и старается испросить себе оставление грехов.
Кто же не возблагодарит Тебя, Господи наш, что и правда Твоя есть благость, и наказание Твое для нас благодать. Подлинно благ Ты во всем.
Жезлом правды смиряешь Ты главу грешников, которые грешат с безстыдным высокомерием и не обращаются без особеннаго побуждения.
Наказание Твое, Господи, соединенное с милосердием, да будет нашим пестуном. Десница Твоя да поможет нам воспользоваться наказанием Твоим. Все то же во мне, доколе же это ?.. Обрати, ибо вот конец.
(4, 56).
Вот отвсюду собираю я помыслы свои и не имею успеха, ибо во мне еще производители их страсти. Еще не освободился я от действия на меня лукавых духов, которые будут задерживать меня на воздушном пути. Еще не познал я тяжести множества грехов моих. Погрузившие меня в грех приносят плоды во плоти моей.
Долго ли мне, окаянному, упиваться без вина и нерадеть о своем, как будто оно чужое? Как лукавый раб против господина своего, так я злоухищряюсь против собственнаго спасения, как будто другой кто понесет происходящий от того вред, – не хочу быть бдительным, ежедневно преогорчевая Твое долготерпение. Пред глазами у меня зло мое. Ты же все долготерпишь мне по великой Твоей благости.
Даруй мне, Господи, врачевство обращения, чтоб исцелиться мне от всего, что есть во мне худаго. Даруй мне вступить на поприще воздержания; даруй мне в сердечном сокрушении проходить все дни жизни моей; просвети омраченныя очи ума моего, чтобы со тщанием поспешил я вступить на путь, ведущий в виноградник Твой.
Время жизни моей оскудело, проведено быв в суете и в срамных помыслах. Время жизни моей достигло уже единонадесятаго часа. У правь, Господи, ладью купли моей и даруй разумение маломощному купцу, чтоб окончить мне куплю свою, пока есть еще у меня время. Ибо настал час разлучения, – он уже пред глазами у меня, – и я крайне убоялся, увидев нищету свою.
140. Нечего укрываться, – Бог все видит. Лучше поспеши омыться, пока есть время.
(4, 388).
Я грешу и скрываюсь, чтобы ни один человек не видал меня; но Господь видит меня, когда делаю злое.
Если видит меня человек, мне стыдно; но не стыжусь я Бога. Пощади и помилуй нас, Судия и Владыка судей! Если человек обращается – рано ли это или поздно, Ты приемлешь его.
Что делать мне с грехами моими? Не знаю; – не видит ум мой, чем мне омыть и очистить себя. Если бы вздумал я омыться водами, то малы для меня моря, реки недостаточны, чтобы очистить меня. Если омою себя кровию и водою из ребр Сына Божия, то очищусь, и излиются на меня щедроты.
Трепещи, грешник, грядущаго суда, – со скорбию и слезами прибегни к покаянию. Пока приемлется еще молитва, молись здесь, чтобы быть тебе принятым там. Молись, пока не пришла и не увлекла душу твою смерть, – тогда напрасны всякая молитва и моление, тогда безполезны и слезы.
141. К Богородице: – Хоть нечист я, приими молитву. Дай покаяться и на суде защити.
(4, 95).
Всепетая и всеблагая Владычица, источник милосердия, бездна человеколюбия! Хотя нечист я и предан миру прелюбодейному и мятежному, нерадив и в мысли, и в делах, и в произволении, блудно иждиваю жизнь свою; но Ты, как чадолюбивая и сострадательная Матерь Божия, не погнушайся мною, грешным и блудным, предвари принять прошение, приносимое Тебе скверными моими устами, и Твоими благоприятными и всеблагими молитвами милостивым ко мне соделай Судию.
Отверзи мне благосердие щедролюбиваго Сына Твоего, умоли презреть грехопадения мои, направь помысл мой к покаянию, покажи во мне искуснаго делателя заповедей Его, не попусти стать мне снедию растлителя душ – диавола; но ходатайством Твоим обнови меня, состаревшагося во множестве грехов, исправь обветшавшую жизнь мою, чтоб, имея ходатайницею Тебя, Преблагую, небоязненно мог я предстать Судии и избежать страшнаго мучения. Ходатайством Твоим сделай меня наследником славы, умоляя Творца моего, да улучу оную.
142. Уроки жизни: горе.
(2,541).
Горе тому, кто пребывает во грехах и не знает времени покаяния, ибо он там будет раскаяваться, без пользы оплакивая грехи свои во веки.
Горе тому, кто говорит: в настоящее время наслаждусь плотию, а в старости покаюсь, – ибо подобно сети внезапно накроет его смерть, и надежда его погибнет.
Горе тому, кто произвольно грешит, в намерении утром покаяться, ибо не знает, что родит находящий день и предшествующая ему ночь.
Горе тому, кто зная доброе, дает руку лукавому, ибо в день исхода приимут его злые ангелы.
Горе тому, кто лукавыми своими делами полагает претыкание ближнему, ибо в день суда даст он отчет во всем, в чем только соблазнил других лукавыми своими обычаями.
Горе тому, кто отрекся от мира и опять держится мирскаго образа мыслей, ибо к нему отнесется притча о взявшемся за рало и озирающемся вспять.
Горе тому, кто следует желаниям плоти и пренебрегает попечением о душе своей, ибо жизнь его и надежды его разсыплются по земле.
Горе тому, кто со всею крепостию своею не поспешает приготовиться здесь, как дать оправдание там.
143. Благословен милостивый Творец и Искупитель.
(5, 69).
Благословен Благий и Милостивый, Который радуется о нас, если приносим покаяние, и без укора, с радостию приемлет нас по любви Своей.
Благословен Благий, у Котораго дверь отверста и добрым, чтобы входили в нее, –Который и злым, если обращаются они, не заключает двери благости Своей.
Благословен всем дарующий средства наследовать Царство Небесное: праведникам – добрыми делами, а грешникам – покаянием.
Благословен за грешников предавший Себя на смерть и поругание, претерпевший позор, чтобы грешникам даровать жизнь.
Благословен сотворивший нас по милосердию Своему, снисшедший спасти нас крестом и паки имеющий прийти, чтобы воскресить нас в великий день пришествия Своего.
Сподоби и меня, Благий, по благости Твоей, узреть щедроты Твои в день суда и вместе с праведниками воспевать Тебе хвалу во веки веков.
144. Кто блаженные?
(2, 540).
Блаженны те, которые возлюбили Бога, и из любви к Нему, пренебрегают всем земным.
Блаженны те, которые плачут день и ночь, ибо они избавятся от будущаго гнева.
Блаженны те, которые добровольно смиряют сами себя, ибо они будут возвышены.
Блаженны воздержные, ибо их ожидают райския радости.
Блаженны изнуряющие тело свое бдением и подвигами, ибо уготовано им райское веселие.
Блаженны очистившие себя от лукавых помыслов, ибо в них обитает Дух Святый.
Блаженны те, которые любят Бога от всей души паче всего мира, ибо они будут признаны друзьями Христовыми.
Блаженны добровольно понесшие крест свой и деятельно последовавшие Христу, ибо они достигнут горняго Иерусалима.
Блаженны те, которые препоясали чресла свои истиною и светильники свои имеют готовыми, ожидая небеснаго Жениха, ибо они с Ним будут царствовать в Небесном Царстве.
Блажен, кто приобрел себе умныя очи и неуклонно устремлял их в созерцание будущих благ, ибо он наследует их.
Блажен, кто непрестанно имеет пред глазами день суда и старается оказаться в оный благоугодным Богу.
Блажен, кто сделался победителем плотских удовольствий, ибо в последний день испытания обретет он дерзновение.
Блажен, кто плакал на земле для Бога, ибо плоды его возродятся на небе. 145. Смерть – и надежды при ней.
(4, 675).
Душа говорит: в гостиннице тела жила я, и прислал за мною Домовладыка; невозможно мне оставаться в ней долее, понуждает меня посланный: выходи из дома своего, оставь это жилище. Итак, оставайся с миром, плоть – временное жилище, да увижу тебя с радостию в день воскресения.
Поспешно пришли поемлющие меня, а я и не знал; посланный за мною предстоит уже, а я и не почуствовал. Избави меня, Господи наш, от того осуждения, какому подпал диавол, ненавистник непорочных сынов Твоих, и со святыми Твоими введи меня в Царство, да воспою хвалу и прославлю Тебя вместе с ними.
Душа говорит телу: как горька для тебя чаша, растворенная смертию! Как страшно сие время и тяжел час испытания! Оставайся с миром, приятное жилище, в котором обитала я, пока угодно было сие Господу.
Какая скорбь наполнит сердце грешника в тот час, когда Судия – Христос возсядет на страшном престоле Своем, все поколения предстанут пред Ним, и откроются все тайны сердечныя! Страшен суд, страшен Судия, страшен сей час!..
Блажен, кого покроет тогда благость Твоя, Господи.
Тебя, Сыне Божий, приял я себе в напутие, и когда алкал, то насыщался Тобою, Спасителю мира.
Да бежит огнь от членов моих; да отженет его воня плоти и крови Твоей; крещение да будет для меня неутопающею ладиею.
Тебя, Господи наш, да увижу там в день воскресения.
146. К кому прибегну ?.. Имени ради Своего спаси.
(4,154).
Увы мне, обремененному безпримерными грехами! Число прегрешений моих паче числа песка морскаго, и я изнемогаю от них, как от многих уз железных, потому что нет у меня дерзновения воззреть на высоту небесную.
К кому же прибегну, кроме Тебя, Человеколюбче? Помилуй меня, Боже по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
К Тебе прибегаю, по великой благости Твоей и по благоутробию Твоему.
Тебя прогневал я, к Тебе и прибегаю, по великому непамятозлобию Твоему.
Тебя оскорбил я, к Тебе и прибегаю, по великому человеколюбию Твоему, и, умоляя, вопию: Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Ничего нет у меня, что бы мог я принести Тебе, ни дела добраго, ни сердца чистаго, но, уповая на щедроты Твои, повергаю себя самого, чтобы привел Ты меня в сокрушение и постоянное делание заповедей Твоих, и я не падал снова в грехи с такою легкостию, но отныне служил Тебе в преподобии и правде все дни жизни моей.
147. К Богородице – о заступлении в жизни, смерти и по смерти.
(4, 97).
Дево Владычица, Матерь человеколюбиваго Бога! Приведи в сокрушение сердце мое и смири его, наполни очи мои спасительными слезами и просвети их светом молитв Твоих, да не усну в смерть.
Окропи и очисти меня иссопом милосердия Твоего, омой меня слезами моими, да паче снега убелюся.
Ей, Матерь Господа моего Иисуса Христа, приими сие уничиженное мое исповедание и мольбу мою, плени ум мой и остаток жизни моей соблюди в покаянии без соблазна.
Во время исхода смиренной души моей из тела, когда, – увы мне! – при вратах будет у меня слово со врагами, тогда, Владычица, воззри на меня милостивым оком Твоим, освободи меня от немилосердых истязателей и страшных приставников князя века сего, будь моею защитницею и уничтожь тогда все рукописания грехов моих. Непостыжденным и спасенным приведи меня к престолу Сына Твоего и безначальнаго Отца Его и Всесвятаго Духа – единой светоначальной и единосущной Троицы.
148. Сами святые удивятся славе своей.
(2, 95).
Блажен человек, который обретет дерзновение в день страшнаго суда и услышит вместе с другими: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира!
Тогда каждый, увидя себе во свете, станет разсматривать и размышлять, говоря: ужели это я? И каким же образом явился я здесь, недостойный?
Приступят Ангелы с великою радостию и станут славить святых и восхвалять их житие, подвиги, воздержание, бдения, молитвы, произвольную нищету, совершенную нестяжательность, терпение в жажде, твердость в алчбе, постоянное пребывание в молитвах, радость в наготе ради совершенной о Христе любви, – о всем этом с великою радостию скажут праведным Ангелы.
А. праведники скажут им в ответ: ни в один день на земле вовсе не оказывалось у нас ни одного добраго дела.
Ангелы снова напомнят им места и времена дел, а они опять, дивясь сами в себе, станут славить Бога, видя, что тела их на небе сияют паче света – за то, что они терпели на земле небольшия произвольныя лишения и скорби.
Они нашли сокровище, скрытое на селе, и, продав все, что было у них на земле, приобрели оное, нашли прекрасную жемчужину и терпением укрыли ее у себя и, сами того не замечая, уготовали себе нескверную и нетленную одежду.
Не велик труд подвига, но велико отдохновение. Не продолжителен подвиг воздержания, но упокоение за оный в раю сладости продолжится во веки веков.
149. При виде смерти – утешение воскресением.
(4, 651).
Христос Воскреситель со славою явится с высоты, оживотворит мертвых, воздвигнет сущих во гробах. Чада перстнаго Адама все вкупе возстанут и воздадут хвалу Воскресителю мертвых.
Да не печалятся сердца ваши, смертные. Приидет день Господень, пробудит и возвеселит нас, почивших; хранители подвигнутся пред Господом, и Ангелы возвеселятся в день воскресения.
Да не скорбит душа ваша, искупленные крестом и призванные в Царство; приидет день Господень, даст глас к умершим, и мертвые возстанут и воздадут хвалу.
Воздадим славу и поклонимся Иисусу, Божию Слову, Который, по любви Своей, пришел и спас нас крестом Своим, и паки приидет и воскресит чад Адамовых в великий день, когда возсияет величие Его.
Не скорбите, смертные, об нетлении своем: Царь – Христос возсияет с высоты и всесильным мановением Своим воскресит мертвых из гробов и облечет их славою в Царстве Своем.
Если смерть воцарилась и погубила естество наше, потому что Адам согрешил и преступил заповедь – то не тем ли паче оправдимся и спасемся страданиями Христа, победившаго смерть и оправ давшаго естество наше?
Надежду и утешение даровал Господь наш скончавшимся, ибо Сам Он возстал из гроба, победил смерть, обетовал воскресение и жизнь, ущедрил великими благами Адама и всех чад его.
Хвала и славословие Отцу, сотворившему нас, Сыну, спасшему нас крестом Своим, и Духу Святому – Утешителю, – всехвальной, непостижимой Троице, воскрешающей умерших и облекающей славою тела их.
150. Хвала Воскресителю мертвых.
(4, 667).
Все скончавшиеся возстанут по гласу трубы и воспоют хвалу Отцу и Сыну и Духу Святому, Воскресителю тел их.
Отче, сотворивший Адама из праха, Сыне, крестом Своим избавивший чад Адамовых от погибели, воскреси меня и поставь одесную Тебя, да славословлю имя Твое!
Тебе поклонимся, Христе, Спаситель наш; Ты – Воскреситель и Спаситель всех скончавшихся, которые крестились во имя Твое, исповедывали крест Твой и смерть Твою.
Благословен Христос, Который чадам Адамовым обетовал жизнь и воскресение, в день явления Своего. И мы возстанем и прославим Его среди святых, благоугодивших Ему.
Хвала Тебе! Воскресением Твоим всему роду смертных даровал Ты надежду жизни и воскресения. Тебе возносим хвалу и мы; Ты – Воскреситель всякой плоти.
Славословьте и хвалите, смертные, Того, Кто Своею смертию упразднил державу смерти и всему роду смертных обетовал жизнь и воскресение.
Душа, искавшая прибежища в кресте Твоем, наследница вечнаго непреходящаго сокровища, да хвалит и славословит Тебя вместе с духами, к сонмам, которых она причислена.
Достопоклоняем Отец, пославший единороднаго Сына Своего, Который спас род наш от смерти и сатаны, сидит одесную Отца Своего и всем испрашивает щедроты.
|
Ефрем Сирин Псалтирь
|
|
|
|
|