Строфа – группа стихов (строк), на протяжении стихотворного произведения или его части - повторяющаяся, объединённая в некое целое:
1) по смыслу
2) по интонации
3) по рифме (определённому способу рифмовки).
Виды строф:
I. Простые:
1. Дистих (или двустишие) – (схема рифмовки: АА) две строки.
А. Нестрофические двустишия – не образуют отдельную строфу и не отделяются пробелами от других строк.
Встречаются:
- В стихотворениях вольной рифмовки - в них используется смешение
различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет
разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши
нестрофические двустишия.
Отечески пенаты,
О пестуны мои!
Вы златом не богаты,
Но любите свои
Норы и темны кельи,
Где вас на новосельи
Смиренно здесь и там
Расставил по углам;
Где странник я бездомный,
Всегда в желаньях скромный,
Сыскал себе приют.
(К. Батюшков)
- В александрийском стихе.
Александрийский стих - твердая форма, пишется шестистопным ямбом
со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских
рифм. Этот стих встречается в двух основных формах – свободной и
замкнутой.
--Свободная форма александрийского стиха - в 18-м веке
использовалась преимущественно в драматургии: реплики персонажей могут
включать не только половины одного двустишия, но даже части одного
стиха.
--Замкнутая форма александрийского стиха - либо с замыканием фразы в конце рифменной пары, либо с переносом ее в следующую.
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит поздное молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви; текут полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются - и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю...твоя... твоя!..
(А. Пушкин)
--Александрийский стих в русском стихосложении - состоит из
двустиший цезурованного шестистопного ямба с парными рифмами,
попеременно то мужскими, то женскими - обязательная форма классической
трагедии и героической поэмы.
Б. Строфические - четко замкнуты тематически, разделяются
пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо
уложить законченную мысль.
Изменой слуга паладина убил:
Убийце завиден сан рыцаря был.
Свершилось убийство ночною порой -
И труп поглощен был глубокой рекой.
И шпоры и латы убийца надел
И в них на коня паладинова сел.
И мост на коне проскакать он спешит,
Но конь поднялся на дыбы и храпит.
Он шпоры вонзает в крутые бока -
Конь бешеный сбросил в реку седока.
Он выплыть из всех напрягается сил,
Но панцирь тяжелый его утопил.
(В. Жуковский)
В. Рифма-эхо - своеобразная форма двустишия: за длинным стихом
следует короткий, чаще всего - одно слово. Такие двустишия обычно
встречаются в стихотворениях шутливых и сатирических, хоть и не только в
них.
Я не поэт - и, не связанный узами
С музами,
Не обольщаюсь ни лживой, ни правою
Славою.
Родине предан любовью безвестною,
Честною,
Не воспевая с певцами присяжными,
Важными
Злое и доброе, с равными шансами,
Стансами,
Я положил свое чувство сыновнее
Все в нее.
(В.Курочкин)
2. Терцет (трехстишие) — с одной рифмой, проходящей через все три
стиха (схема: ААА) — встречаются у нас редко. Гораздо более популярной,
в связи с многочисленными переводами из «Божественной комедии» Данте,
оказалась терцина.
Терцина – ряд трёхстиший с оригинальной рифмовкой. В них первый
стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с
первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и
третьим третьей строфы и т.д. (схема: ABА BCB CDC…). Заканчивались
терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего
трехстишия.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще…
(А. Данте)
Стилизация «под Данте»:
И дале мы пошли - и страх обнял меня.
Бесенок, под себя поджав копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.
Горячий капал жир в копченое корыто,
И лопал на огне печеный ростовщик.
А я: "Поведай мне: в сей казни что сокрыто?"
Виргилий мне: "Мой сын, сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик
И их безжалостно крутил на вашем свете."
Тут грешник жареный протяжно возопил:
"О, если б я теперь тонул в холодной Лете!
О, если б зимний дождь мне кожу остудил!
Сто на сто я терплю: процент неимоверный!" -
Тут звучно лопнул он - я взоры потупил.
Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,
Как будто тухлое разбилось яицо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос себе зажав, отворотил лицо,
Но мудрый вождь тащил меня все дале, дале -
И, камень приподняв за медное кольцо,
Сошли мы вниз - и я узрел себя в подвале.
(А. Пушкин) СТРОФА. ВИДЫ СТРОФ - II.
3. Катрен – четверостишие. Популярен из-за обилия систем рифмовки:
Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с
четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с
другом окончания стихов).
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.
Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
Холостой стих - четверостишие с холостыми (нерифмованными)
нечетными стихами и рифмами, скрепляющими четные стихи, т.е. вторая и
четвёртая строки рифмуются, а первая и третья – нет ( схема: АВСВ).
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А. Плещеев)
Балладная строфа - строфа, в которой четные и нечетные стихи
состоят из разного количества стоп. Используется в балладах. Наиболее
распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех
нечетных.
Королева Британии тяжко больна,
Дни и ночи ее сочтены.
И позвать исповедников просит она
Из родной, из французской страны.
Но пока из Парижа попов привезешь,
Королеве настанет конец...
И король посылает двенадцать вельмож
Лорда-маршала звать во дворец.
Рубаи - строфа в восточной поэзии по схеме ААВА (реже AAAA).
В колыбели – младенец, покойник в гробу:
Вот и всё, что известно про нашу судьбу.
Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу.
(Омар Хайям)
Рифмовка 4 + 4 ("квадратная рифмовка") - рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD.
А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку,
Сто слепящих фотографий -
Ночью снял на память гром.
Мёрзла кисть сирени. В это
Время он, нарвав охапку
Молний, с поля ими трафил
Озарить управский дом.
(Б. Пастернак)
Монорим - стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА,
АА-ВВ-СС…), редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в
классической поэзии Ближнего и Среднего Востока.
К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард...
Фард:
Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
(Саади)
II. Сложные строфы.
1. Квинтет (пятистишие) – строфа из пяти стихов.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
(М. Лермонтов)
Лимерик (или лимрик) – (схема ААВВА) пятистишие, написанное
анапестом, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и
четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.
Жил-был старичок у причала,
Которого жизнь удручала.
Ему дали салату
И сыграли сонату,
И немного ему полегчало.
(Э. Лир, перевод М. Фрейдкина)
Непослушную внучку из Йены
Бабка сжечь собралась как полено.
Но заметила тонко:
"А не сжечь ли котенка?"-
Невозможная внучка из Йены.
(Э. Лир, перевод М. Фрейдкина)
К удалому флейтисту из Конго
Раз в сапог заползла анаконда.
Но настолько отвратно
Он играл, что обратно
Через час уползла анаконда.
(Э. Лир, перевод М. Фрейдкина)
2. Шестистишие - строфа из шести стихов, помимо секстины, имеет
несколько излюбленных схем, представляющих различные комбинации трех
рифм. Среди них — простейший вид шестистишия с парной рифмовкой (АABBCC)
(ср. «Три пальмы» Лермонтова) и шестистишие типа AABCCB (ср. «Усы»
Пушкина). Другие типы: CCABAB или ABABCC, или CCABBA или ABBACC.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
(А. Пушкин)
Секстина – шестистишие с рифмовкой ABABAB.
Опять звучит в моей душе унылой
Знакомый голосок, и девственная тень
Опять передо мной с неотразимой силой
Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;
Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!
Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень.
(Л.Мей)
Рифмовка 3 + 3 ("треугольная рифмовка") - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.
А потом мне снились горы -
В белоснежных одеяньях
Непокорные вершины,
И хрустальные озёра
У подножий великаньих,
И пустынные долины...
(В. Невский)
3. Септима (семистишие) - так же как и большинство других строф,
состоящих из нечетного числа стихов, чрезвычайно редко употребляется в
русском стихосложении. Одна из схем: AABCCCB.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(М. Лермонтов) СТРОФА. ВИДЫ СТРОФ - III.
4. Восьмистишие - обычно они представляют собою ту или иную
комбинацию двух четверостиший. К так называемым «твердым формам»
итальянского происхождения принадлежат сицилиана и получившая большое
распространение октава, к-рой написаны такие мировые произведения, как
«Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо, «Лузиады» Камоэнса, «Дон-Жуан»
Байрона. У нас ее усердно пропагандировал С. Шевырев, а всеобщее
признание ей доставил «Домик в Коломне» Пушкина.
Сицилиана - восьмистишие с перекрестной рифмой АBАBАBАB.
Октава – (схема: АBАBАBCC) восьмистишная строфа, в которой
рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и
шестым, седьмой стих - с восьмым.
В шесть лет он был ребенок очень милый
И даже, по ребячеству, шалил;
В двенадцать приобрел он вид унылый
И был хотя хорош, но как-то хил.
Инесса горделиво говорила,
Что метод в нем натуру изменил:
Философ юный, не смотря на годы,
Был тих и скромен, будто от природы.
Признаться вам, доселе склонен я
Не доверять теориям Инессы.
С ее супругом были мы друзья;
Я знаю, очень сложные эксцессы
Рождает неудачная семья,
Когда отец - характером повеса,
А маменька ханжа. Не без причин
В отца выходит склонностями сын!
Триолет - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.
Ты промелькнула, как виденье,
О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,—
О, юность быстрая моя!
(К. Бальмонт)
5. Нона (девятистишие) – строфа из девяти строк. Представляет
собой разнообразные сочетания рифмованных и холостых стихов. Или
сочетания строф (5-стишие и 4-стишие; 6-стишие и 3-стишие и т.д.).
Опять, народные витии,
За дело падшее Литвы
На славу гордую России
Опять шумя восстали вы.
Уж вас казнил могучим словом
Поэт, восставший в блеске новом
От продолжительного сна,
И порицания покровом
Одел он ваши имена.
(М. Лермонтов)
Спенсерова строфа - введенная английским поэтом Э. Спенсером. Она
состоит из восьми стихов пятистопного и одного шестистопного ямба с
тремя рифмами, расположенными по схеме ABABBCBCC. Значительного
распространения, так же как и другие формы девятистишия, спенсерова
строфа не имела.
6. Одическая строфа (децима или десятистишие) - строфа из десяти
стихов, рифмуемых по схеме AB AB CCD CCD, употреблявшаяся в жанре
торжественной оды, обычно писалась четырёхстопным ямбом.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
(М. Ломоносов)
7. Онегинская строфа - четырнадцатистрочная строфа, созданная
А.С.Пушкиным в лиро-эпической поэме "Евгений Онегин". Эта строфа состоит
из трех четверостиший и заключительного двустишия. В первом
четверостишии перекрестная рифмовка (ABAB), во втором - смежная (AABB), в
третьем - кольцевая (ABBA), последние два стиха рифмуются друг с
другом. Такими строфами написан весь роман (за исключением писем Татьяны
и Онегина).
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух из уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
СТРОФА. ВИДЫ СТРОФ - IV.
8. Сонет – четырнадцатистишие, состоящее из двух катренов и двух
терцетов (сложная строфа из стрёх стихов), в которой свободная рифма
первого терцета повторяется во втором терцете.
Сонет бывает итальянский и английский.
Итальянский сонет - четырнадцатистрочное стихотворение,
разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В
четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцевая рифмовка,
причем одинаковая для обоих четверостиший. Порядок чередования рифм в
трехстишиях различен.
Схемы: ABAB ABAB CBC DBD или ABBA ABBA CDC DCD
Или третья схема: АBАB АBАB ССD ЕЕD:
Поэт! не дорожи любовию народной,
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где огонь твой горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
(А. Пушкин)
Английский сонет - четырнадцать строк делятся на три катрена и одно двустишие.
Уж если ты разлюбишь - так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром - утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,
Что нет невзгод, а есть одна беда –
Твоей любви лишиться навсегда.
(Шекспир, перевод С.Маршака)
9. Венок сонетов – пятнадцатистрофное стихотворение из сонетов,
причём последняя строчка первого начинает второй и т.д., а 15 строфа
состоит из первых строчек каждой предыдущей строфы (сонета).
10. Рондо – твёрдая форма; стихотворение, в котором в каждой
строфе повторяется одна и та же строка, являющаяся в тоже время и
началом стихотворения. Форма небольшого стихотворения с двумя рифмами.
Несколько типов:
Восьмистрочное рондо - первая и вторая строки повторяются в конце рондо и первый стих – в четвёртой строке.
Тринадцатистрочое рондо - начальные слова первой строки входят в девятую и тринадцатую строки.
Пятнадцатистрочное рондо - начальные слова первого стиха повторяются в девятой и в заключительной строках.
В начале лета, юностью одета,
Земля не ждёт весеннего привета,
Но бережёт погожих, тёплых дней,
Но расточительная, всё пышней
Она цветёт, лобзанием согрета.
И ей не страшно, что далёко где-то
Конец таится радостных лучей,
И что недаром плакал соловей
В начале лета.
Не так осенней нежности примета:
Как набожный скупец, улыбки света
Она сбирает жадно, перед ней
Не долог путь до комнатных огней,
И не найти вернейшего обета
В начале лета.
(М.Кузмин)
Совершенное рондо – в 25 строк с двумя рифмами и повторением
четырёх стихов первой строфы последовательно в конце каждого следующего
четверостишия: после второго стиха повторены начальные слова первого и
т.д.
Нетождественные строфы - строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр.
Строфоиды - строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.
Астрофизм - стихотворение, в котором нет симметричного деления на
строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание
стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм
применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических
произведениях.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
(К. Чуковский)