Пятница, 22.11.2024, 03:08
Стихи о Боге Классики и современники
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
ТВОЙ КАБИНЕТ
гость
Группа: Гости
Время: 03:08
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
Добавить
По вопросам размещения рекламы пишите в "Обратная связь"
Меню сайта
Стихи о Боге
Азы стихосложения
Поэмы
Объявления
Главная » 2011 » Январь » 17 » Еще раз о стихосложении 5
13:30
Еще раз о стихосложении 5
СТРОФА. ВИДЫ СТРОФ - I.

Строфа
– группа стихов (строк), на протяжении стихотворного произведения или его части - повторяющаяся, объединённая в некое целое:

1) по смыслу

2) по интонации
3) по рифме (определённому способу рифмовки).


Виды строф
:

I. Простые:


1. Дистих (или двустишие)
– (схема рифмовки: АА) две строки.

А. Нестрофические двустишия
– не образуют отдельную строфу и не отделяются пробелами от других строк.

Встречаются:


- В стихотворениях
вольной рифмовки - в них используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши нестрофические двустишия.

Отечески пенаты,

О пестуны мои!
Вы златом не богаты,
Но любите свои
Норы и темны кельи,
Где вас на новосельи
Смиренно здесь и там
Расставил по углам;
Где странник я бездомный,
Всегда в желаньях скромный,
Сыскал себе приют.
(К. Батюшков)

- В
александрийском стихе.

Александрийский стих
- твердая форма, пишется шестистопным ямбом со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских рифм. Этот стих встречается в двух основных формах – свободной и замкнутой.

--
Свободная форма александрийского стиха - в 18-м веке использовалась преимущественно в драматургии: реплики персонажей могут включать не только половины одного двустишия, но даже части одного стиха.

--
Замкнутая форма александрийского стиха - либо с замыканием фразы в конце рифменной пары, либо с переносом ее в следующую.

Мой голос для тебя и ласковый и томный

Тревожит поздное молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви; текут полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются - и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю...твоя... твоя!..
(А. Пушкин)

--
Александрийский стих в русском стихосложении - состоит из двустиший цезурованного шестистопного ямба с парными рифмами, попеременно то мужскими, то женскими - обязательная форма классической трагедии и героической поэмы.

Б. Строфические
- четко замкнуты тематически, разделяются пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо уложить законченную мысль.

Изменой слуга паладина убил:

Убийце завиден сан рыцаря был.

Свершилось убийство ночною порой -

И труп поглощен был глубокой рекой.

И шпоры и латы убийца надел

И в них на коня паладинова сел.

И мост на коне проскакать он спешит,

Но конь поднялся на дыбы и храпит.

Он шпоры вонзает в крутые бока -

Конь бешеный сбросил в реку седока.

Он выплыть из всех напрягается сил,

Но панцирь тяжелый его утопил.
(В. Жуковский)

В. Рифма-эхо
- своеобразная форма двустишия: за длинным стихом следует короткий, чаще всего - одно слово. Такие двустишия обычно встречаются в стихотворениях шутливых и сатирических, хоть и не только в них.

Я не поэт - и, не связанный узами

С музами,
Не обольщаюсь ни лживой, ни правою
Славою.
Родине предан любовью безвестною,
Честною,
Не воспевая с певцами присяжными,
Важными
Злое и доброе, с равными шансами,
Стансами,
Я положил свое чувство сыновнее
Все в нее.
(В.Курочкин)


2.
Терцет (трехстишие) — с одной рифмой, проходящей через все три стиха (схема: ААА) — встречаются у нас редко. Гораздо более популярной, в связи с многочисленными переводами из «Божественной комедии» Данте, оказалась терцина.

Терцина
– ряд трёхстиший с оригинальной рифмовкой. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. (схема: ABА BCB CDC…). Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще…
(А. Данте)

Стилизация «под Данте»:


И дале мы пошли - и страх обнял меня.

Бесенок, под себя поджав копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.

Горячий капал жир в копченое корыто,

И лопал на огне печеный ростовщик.
А я: "Поведай мне: в сей казни что сокрыто?"

Виргилий мне: "Мой сын, сей казни смысл велик:

Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик

И их безжалостно крутил на вашем свете."

Тут грешник жареный протяжно возопил:
"О, если б я теперь тонул в холодной Лете!

О, если б зимний дождь мне кожу остудил!

Сто на сто я терплю: процент неимоверный!" -
Тут звучно лопнул он - я взоры потупил.

Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,

Как будто тухлое разбилось яицо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной.

Я, нос себе зажав, отворотил лицо,

Но мудрый вождь тащил меня все дале, дале -
И, камень приподняв за медное кольцо,

Сошли мы вниз - и я узрел себя в подвале.

(А. Пушкин)

СТРОФА. ВИДЫ СТРОФ - II.


3. Катрен – четверостишие. Популярен из-за обилия систем рифмовки:

Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

Холостой стих - четверостишие с холостыми (нерифмованными) нечетными стихами и рифмами, скрепляющими четные стихи, т.е. вторая и четвёртая строки рифмуются, а первая и третья – нет ( схема: АВСВ).

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А. Плещеев)

Балладная строфа - строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах. Наиболее распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных.

Королева Британии тяжко больна,
Дни и ночи ее сочтены.
И позвать исповедников просит она
Из родной, из французской страны.

Но пока из Парижа попов привезешь,
Королеве настанет конец...
И король посылает двенадцать вельмож
Лорда-маршала звать во дворец.

Рубаи - строфа в восточной поэзии по схеме ААВА (реже AAAA).

В колыбели – младенец, покойник в гробу:
Вот и всё, что известно про нашу судьбу.
Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу.
(Омар Хайям)

Рифмовка 4 + 4 ("квадратная рифмовка") - рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD.

А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку,
Сто слепящих фотографий -
Ночью снял на память гром.

Мёрзла кисть сирени. В это
Время он, нарвав охапку
Молний, с поля ими трафил
Озарить управский дом.
(Б. Пастернак)

Монорим - стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…), редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока.
К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард...

Фард:

Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
(Саади)


II. Сложные строфы.


1. Квинтет (пятистишие) – строфа из пяти стихов.

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
(М. Лермонтов)

Лимерик (или лимрик) – (схема ААВВА) пятистишие, написанное анапестом, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.

Жил-был старичок у причала,
Которого жизнь удручала.
Ему дали салату
И сыграли сонату,
И немного ему полегчало.
(Э. Лир, перевод М. Фрейдкина)

Непослушную внучку из Йены
Бабка сжечь собралась как полено.
Но заметила тонко:
"А не сжечь ли котенка?"-
Невозможная внучка из Йены.
(Э. Лир, перевод М. Фрейдкина)

К удалому флейтисту из Конго
Раз в сапог заползла анаконда.
Но настолько отвратно
Он играл, что обратно
Через час уползла анаконда.
(Э. Лир, перевод М. Фрейдкина)


2. Шестистишие - строфа из шести стихов, помимо секстины, имеет несколько излюбленных схем, представляющих различные комбинации трех рифм. Среди них — простейший вид шестистишия с парной рифмовкой (АABBCC) (ср. «Три пальмы» Лермонтова) и шестистишие типа AABCCB (ср. «Усы» Пушкина). Другие типы: CCABAB или ABABCC, или CCABBA или ABBACC.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
(А. Пушкин)


Секстина – шестистишие с рифмовкой ABABAB.

Опять звучит в моей душе унылой
Знакомый голосок, и девственная тень
Опять передо мной с неотразимой силой
Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;
Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!
Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень.
(Л.Мей)

Рифмовка 3 + 3 ("треугольная рифмовка") - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.

А потом мне снились горы -
В белоснежных одеяньях
Непокорные вершины,

И хрустальные озёра
У подножий великаньих,
И пустынные долины...
(В. Невский)


3. Септима (семистишие) - так же как и большинство других строф, состоящих из нечетного числа стихов, чрезвычайно редко употребляется в русском стихосложении. Одна из схем: AABCCCB.

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
(М. Лермонтов)


СТРОФА. ВИДЫ СТРОФ - III.


4. Восьмистишие - обычно они представляют собою ту или иную комбинацию двух четверостиший. К так называемым «твердым формам» итальянского происхождения принадлежат сицилиана и получившая большое распространение октава, к-рой написаны такие мировые произведения, как «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо, «Лузиады» Камоэнса, «Дон-Жуан» Байрона. У нас ее усердно пропагандировал С. Шевырев, а всеобщее признание ей доставил «Домик в Коломне» Пушкина.

Сицилиана - восьмистишие с перекрестной рифмой АBАBАBАB.

Октава – (схема: АBАBАBCC) восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.

В шесть лет он был ребенок очень милый
И даже, по ребячеству, шалил;
В двенадцать приобрел он вид унылый
И был хотя хорош, но как-то хил.
Инесса горделиво говорила,
Что метод в нем натуру изменил:
Философ юный, не смотря на годы,
Был тих и скромен, будто от природы.

Признаться вам, доселе склонен я
Не доверять теориям Инессы.
С ее супругом были мы друзья;
Я знаю, очень сложные эксцессы
Рождает неудачная семья,
Когда отец - характером повеса,
А маменька ханжа. Не без причин
В отца выходит склонностями сын!

Триолет - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.

Ты промелькнула, как виденье,
О, юность, быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,—
О, юность быстрая моя!
(К. Бальмонт)

5. Нона (девятистишие) – строфа из девяти строк. Представляет собой разнообразные сочетания рифмованных и холостых стихов. Или сочетания строф (5-стишие и 4-стишие; 6-стишие и 3-стишие и т.д.).

Опять, народные витии,
За дело падшее Литвы
На славу гордую России
Опять шумя восстали вы.
Уж вас казнил могучим словом
Поэт, восставший в блеске новом
От продолжительного сна,
И порицания покровом
Одел он ваши имена.
(М. Лермонтов)

Спенсерова строфа - введенная английским поэтом Э. Спенсером. Она состоит из восьми стихов пятистопного и одного шестистопного ямба с тремя рифмами, расположенными по схеме ABABBCBCC. Значительного распространения, так же как и другие формы девятистишия, спенсерова строфа не имела.


6. Одическая строфа (децима или десятистишие) - строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме AB AB CCD CCD, употреблявшаяся в жанре торжественной оды, обычно писалась четырёхстопным ямбом.

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
(М. Ломоносов)


7. Онегинская строфа - четырнадцатистрочная строфа, созданная А.С.Пушкиным в лиро-эпической поэме "Евгений Онегин". Эта строфа состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия. В первом четверостишии перекрестная рифмовка (ABAB), во втором - смежная (AABB), в третьем - кольцевая (ABBA), последние два стиха рифмуются друг с другом. Такими строфами написан весь роман (за исключением писем Татьяны и Онегина).

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух из уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

СТРОФА. ВИДЫ СТРОФ - IV.



8. Сонет – четырнадцатистишие, состоящее из двух катренов и двух терцетов (сложная строфа из стрёх стихов), в которой свободная рифма первого терцета повторяется во втором терцете.

Сонет бывает итальянский и английский.

Итальянский сонет - четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцевая рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Порядок чередования рифм в трехстишиях различен.
Схемы: ABAB ABAB CBC DBD или ABBA ABBA CDC DCD
Или третья схема: АBАB АBАB ССD ЕЕD:

Поэт! не дорожи любовию народной,
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где огонь твой горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
(А. Пушкин)

Английский сонет - четырнадцать строк делятся на три катрена и одно двустишие.

Уж если ты разлюбишь - так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром - утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,

Что нет невзгод, а есть одна беда –
Твоей любви лишиться навсегда.
(Шекспир, перевод С.Маршака)


9. Венок сонетов – пятнадцатистрофное стихотворение из сонетов, причём последняя строчка первого начинает второй и т.д., а 15 строфа состоит из первых строчек каждой предыдущей строфы (сонета).


10. Рондо – твёрдая форма; стихотворение, в котором в каждой строфе повторяется одна и та же строка, являющаяся в тоже время и началом стихотворения. Форма небольшого стихотворения с двумя рифмами.
Несколько типов:

Восьмистрочное рондо - первая и вторая строки повторяются в конце рондо и первый стих – в четвёртой строке.

Тринадцатистрочое рондо - начальные слова первой строки входят в девятую и тринадцатую строки.

Пятнадцатистрочное рондо - начальные слова первого стиха повторяются в девятой и в заключительной строках.

В начале лета, юностью одета,
Земля не ждёт весеннего привета,
Но бережёт погожих, тёплых дней,

Но расточительная, всё пышней
Она цветёт, лобзанием согрета.

И ей не страшно, что далёко где-то
Конец таится радостных лучей,
И что недаром плакал соловей
В начале лета.

Не так осенней нежности примета:
Как набожный скупец, улыбки света
Она сбирает жадно, перед ней

Не долог путь до комнатных огней,
И не найти вернейшего обета
В начале лета.
(М.Кузмин)

Совершенное рондо – в 25 строк с двумя рифмами и повторением четырёх стихов первой строфы последовательно в конце каждого следующего четверостишия: после второго стиха повторены начальные слова первого и т.д.


Нетождественные строфы - строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр.

Строфоиды - строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.

Астрофизм - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях.

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
(К. Чуковский)


Рифма Способы рифмовки
Категория: Новости сайта Стихи о Боге | Просмотров: 2639 | Добавил: svetikpoet | Теги: СТИХОСЛОЖЕНИЕ | Рейтинг: 5.0/1
Поиск стихов
Опрос
Нужно ли учиться писать стихи?
Всего ответов: 103
Интервью с поэтом
Статьи о поэзии
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2024