Схиигумен Савва (Остапенко;
1898–1980) известен многим
православным людям. Он был добрым
пастырем Христовым, в продолжение нескольких
десятилетий верою, любовью, духовной
мудростью и другими благодатными дарованиями
служившим Церкви Божией. В книгу
вошли воспоминания многочисленных
духовных чад старца, а также лучшие из его
духовных наставлений на разные темы
христианской жизни. Они направлены к одному
— единению со Христом и спасению человека
в вечности.
Из воспоминаний о духовном отце
Самым большим событием в своей жизни я считаю
встречу со схиигуменом Саввой
(Остапенко). Впервые я встретился
с ним в 1955 году в монастырском корпусе
Троице-Сергиевой лавры, когда он ожидал приема
у наместника монастыря — архимандрита Пимена
(будущего Святейшего Патриарха всея
Руси). Отцу Савве предстояла разлука с
обителью: сразу после рукоположения в иеромонаха он
оказался в числе гонимых светскими
властями, а отчасти — и своими
собратиями. Дело в том, что отца Савву
постоянно окружал народ; около монастырских ворот
можно было видеть толпу богомольцев, которые
часами ожидали, когда он выйдет из кельи, чтобы
взять у него благословение или спросить о
чем-то очень важном для себя. Какая сила
притягивала к нему людей? Мне кажется, сила
непрестанной молитвы, которая делает человека
подобным духовному магниту. Молва о
великом молитвеннике шла по всей Руси и
с каждым днем собирала около него все больше
духовных чад. Это было единственным и самым
тяжелым обвинением против него для негласного
суда. Такие суды, чем-то напоминающие «тройки»
тридцатых годов, вершились в кабинетах
уполномоченных при закрытых дверях. Гонения на
отца Савву продолжались несколько лет со
все возрастающей силой. Ложь, угрозы,
притеснения, оскорбления, клевета обрушивались
на него, будто удары молота, а он стоял неподвижно,
как наковальня. Наконец власти
потребовали, чтобы его перевели в
какой-нибудь монастырь подальше от столицы. Отец
Савва уже получил указ о направлении его
в Псково-Печерскую обитель и
ожидал благословения наместника отправиться
в путь.
С Троице-Сергиевой лаврой было
связано начало его духовной жизни. После
открытия лавры он, еще будучи в миру
инженером-строителем, участвовал в
восстановлении монастыря. Здесь он учился
в семинарии, но настоящей духовной школой был
для него храм. Рассказывали, что во
время церковной службы он забывал обо
всем и нередко опаздывал на уроки. Когда
педагоги спрашивали: «Где
Остапенко?», то дежурные студенты
отвечали: «У преподобного Сергия на
молебне» или: «Читает записки на панихиде».
Некоторым студентам это казалось странным, и они
втихомолку подшучивали над ним (на что он
отвечал только улыбкой), но когда приближались
экзамены, то шутники первыми просили у него
молитв. Многие впоследствии с
благодарностью вспоминали отца Савву
именно за то, что он своим примером учил их, что
самое главное в жизни христианина, особенно
священнослужителя, — непрестанная
молитва.
Теперь отцу Савве предстояло расстаться с
лаврскими монахами — своими
духовными братьями и сослужителями, а также с
многочисленными чадами, с которыми он был связан
неразрывными узами любви; они не могли
представить себе жизни без своего
духовного отца. Монах, покидающий монастырь, похож
на мореплавателя, который оставляет пристань
родного города и, направляясь к неведомым
берегам, отдает себя простору моря, — только монах
отдает себя Промыслу Божьему, непостижимому и более
глубокому, чем океан.
Что меня поразило в отце Савве в
тот день? — То, что он был совершенно спокоен,
как будто все происходящее не касалось его, как
будто вся его жизнь сосредоточилась в имени
Иисуса Христа, а до остального ему мало дела. Он
вверил себя и свое сокровище
— чад своих — воле Божией и
покрову Пресвятой Богородицы. Мне
казалось, что если бы его послали не в
Печерский монастырь, а в степи Казахстана или
в заполярную тундру, то он принял бы это с таким же
душевным миром и готовностью, как послушание,
данное от Бога.
Я подошел к нему, взял благословение и
попросил уделить мне несколько минут. Я спросил о том, что
считал самым главным: как научиться Иисусовой
молитве. Отец Савва
внимательно посмотрел на меня. Кажется, ему
понравился мой вопрос. Он стал излагать
мне учение святых отцов об
Иисусовой молитве по
«Добротолюбию». Я был удивлен тем, что он
помнил наизусть целые страницы из святоотеческих
творений. Раньше я читал «Добротолюбие»,
но в его устах оно звучало по-другому.
Слова отцов были как бы
оживотворены и согреты его личным
молитвенным подвигом. Я воспринимал их
так, будто слышал в первый раз. Словно
раньше, открывая книгу, я видел ноты, а теперь
слышу их дивное звучание. Страницы
«Добротолюбия» засияли передо мной
внутренним светом. Мне казалось, будто
древние отцы-аскеты говорят его устами. Что я
испытывал в эти минуты? — Какую-то
необычайную живую теплоту в своем
холодном сердце. Тогда я почувствовал,
что значит жизнь и смерть сердца. Я понял всем
своим существом, почему люди уходили в
монастыри и пустыни, какое духовное сокровище,
подобное златоносной жиле, они находили там. И еще мне
казалось, что если бы тогда отец Савва сказал
мне: «Оставь все и иди за
мной», то я бы пошел за ним хоть на край света.
Затем я спросил его: «У какого отца наиболее полно и
ясно изложено учение об Иисусовой молитве,
особенно для нашего времени?» Он
ответил: «У русского инока Дорофея в
книге, называемой ”Цветник
рукописный”»,
но добавил, что эта книга очень редкая и написана
на церковнославянском языке. Он
беседовал со мной с таким вниманием и
участием, как будто ему не предстояло вскоре
покинуть лавру, как будто не стояли у стен
монастыря его чада, горько оплакивая грядущую
разлуку с духовным отцом. Казалось, что у него
нет ничего, кроме имени Иисуса Христа, и в этом
имени есть все. Монах на земле — нищий, и
вместе с тем он царь в своих
владениях: его жезл — молитва, его
корона — покров Пресвятой
Богородицы, его престол — покорность воле
Божией.
Духовное спокойствие отца Саввы
передалось мне. Я почувствовал, что он
любит меня, любит ради Христа, и что я, как ни странно,
защищен этой любовью и со мной не может произойти
ничего страшного. Это касалось не только моей души, но и
всей моей последующей жизни: как будто с этого часа
я нахожусь под невидимым покровом его
молитв.
Это трудно объяснить: я обрел не гарантию от того, что мир
считает несчастьем, а уверенность в том, что
все случающееся с человеком — только
различные обстоятельства и ситуации, скорлупа жизни,
но не сама жизнь, и что существует лишь одно
действительное несчастье — потеря Бога. Я
явственно ощутил, что с благодатью Божией
нетрудно пережить все скорби в этом мире и что
главное — то, чем живет
человеческое сердце, а остальное — только
внешнее, составляющее как бы оболочку жизни.
Может быть, в малой степени, но я
почувствовал то, что открыто
святым: «С Богом везде хорошо». Без
Бога внутреннее исчезает, а внешнее
становится для человека полем постоянной
борьбы: как зверь, оно преследует свою
жертву повсюду и терзает его душу и плоть.
При встрече с отцом Саввой я не
чувствовал никаких особых эмоциональных
переживаний — наоборот, они утихли, как
ветер, которому сказал Господь:стихни
и перестань (см.: Мк
4, 39). Я подошел к отцу
Савве, и в то же время мне
показалось, что это он подошел ко мне и принес с собой то,
чего мне так не хватало, — окружающий его дух
не земной, а какой-то глубокой, всепроницающей
тишины. Эту тишину я ощутил в своем сердце.
Разговоры с богословами, напротив,
колебали мой ум, как будто я находился в лодке,
раскачивающейся на волнах. А здесь все
оказалось просто, ясно и понятно. Замолкли
внутренние противоречия, отступили темные
силы, грызущие зубами сердце, и стало просто хорошо, как
будто солнечным утром я пробудился от какого-то тяжелого
сна. Это было состояние совершенной
уверенности в бытии Божием, в Его
присутствии и в Его благом
Промысле обо мне — так мы уверены
в том, что существуют земля и небо. В
этом состоянии невозможно рассуждать о вере,
как невозможно и нелепо доказывать, что ты
есть на этом свете. Благодать можно назвать
«очевидностью Бога».
При встрече с подвижником особое пламя
охватывает сердце. Это пламя не жжет, не
вводит в состояние восторга, а
открывает человеку, что есть еще некое
таинственное «сердце в сердце», где
обитает Господь. Как странно: если бы те же
слова, которые произнес отец Савва, я
услышал от другого человека, они осели бы в
памяти ума, а сказанное отцом Саввой
вошло, как острый клинок, в глубину сердца и
осталось там навсегда.
Встреча со схиигуменом Саввой стала для
меня самым главным свидетельством того,
что существует нечто великое и
невыразимое словом — истинная жизнь с
Богом, без чего обычная жизнь — только
затянувшаяся смерть. Я поцеловал руку отца
Саввы, и какое-то чувство
подсказало мне, что моя жизнь будет неразрывно
связана с ним.
***
Кто-то из духовных чад схиигумена Саввы
сказал: «У отца Саввы нет биографии, у
него есть житие». Подвиг жизни отца
Саввы вызывает чувство
удивления, но повторить его, как мне кажется,
почти невозможно. Для этого нужна особая благодать,
граничащая с даром чудотворения. Если бы
кто-нибудь захотел подражать духовному
наставничеству отца Саввы, то он
мог бы очутиться в положении врача, который
без необходимой подготовки и знаний берется
производить самые сложные операции и в
результате только калечит своих пациентов.
Для наших современников подвиг отца
Саввы имеет еще одно значение. Он
воочию показывает нам, что даже в наше
растленное и бездуховное время, когда мир
стонет под властью демонических сил, а в самом
христианстве преобладает мертвящий дух
теплохладности, возможно стяжать благодать, подобную
благодати древних подвижников: были бы
только горячая решимость и твердое
произволение.
Господь не покинул нас, Он с нами как в
прежние времена, так и теперь. Об этом
свидетельствует вся жизнь схиигумена
Саввы, так же как подвиги и чудеса
мучеников свидетельствовали перед
языческим миром о силе и истине христианства.
Архимандрит Рафаил (Карелин)
ДУША
Душа с неизъяснимой силой рвется,
Как из оков, от всех земных услад
Туда, где мир струёй целебной льется,
Где небом дышит жизни всей уклад;
Где, осененная святою благодатию,
Обитель дивная уж много лет стоит,
Где молятся за мир отцы и братия...
Душа их чистая за грешников скорбит.
Их жизнь течет в молитвах беспрерывных...
Хотя путь труден, жизнь их не легка,
Они не знают жалоб заунывных,
Их не томит бессильная тоска.
Не жжет их зной страстей и мук бесцельных...
Пусть немощна их плоть, но дух их жив!
Желаний их, как небо, беспредельных,
Одна лишь цель: в жизнь вечную призыв!..
Их спутник — гроб, вблизи от них — могила,
Молитва их—в уме и на устах...
К Распятому любовь — души их сила,
А где любовь, там незнаком и страх.
Зерно блаженства вечного таится
Лишь там, где дух наш ближе к небесам;
Вот почему душа-туда стремится,
Там каждая душа есть Божий храм.ПРОШЕНИЕ К БОГУ Дай святость мне, Боже!
Дай кротость, Твой страх,
Дай твердость в страданьях,
Дай плач о грехах,
Умножь в Христа веру
И чувства к Нему,
Дай радость в молитвах
И в службе Ему,
Дай мне благодарность
В надежде всего,
Дай веровать в славу
И в слово Его.
С Ним в горе, в страданьи..
Дай слезы, чтоб я,
Смирясь в испытаньи,
Прославил Тебя.
Дай чистое сердце
И дух правый мне,
Чтоб, бросив земное,
Стремиться к Тебе.
Быть к Царству готовым:
Мир, святость стяжать,
Чтоб жизнью, делами
Тебе подражать. ЛЮБОВЬЮ ЛЬ СЕРДЦЕ РАЗГОРИТСЯ Любовью ль сердце разгорится,—
О, не гаси ее огня!
Любовь есть Бог! Им жизнь живится,
Как светом солнца яркость дня.
Люби безмерно, беззаветно,
Всей полнотой душевных сил,
Хотя б любовию ответной
Тебе никто не отплатил.СПАСИТЕЛЬ МОЙ!Спаситель мой! Твои веленья
Так легки для меня,
Когда пример смиренья
В Тебе вдруг вспомню я!
С любовию священной
Своим ученикам
Ты, Царь и Бог вселенной,
Омыл стопы их Сам,
Не ноги мне водою —
Всего меня омыл
Ты Кровию святою
И вечность подарил.
И впредь с меня, как прежде,
Смывай всю грязь, любя,
Чтоб я в Твоей одежде
Достоин был Тебя.
Дух кротости, смиренья
Мне в сердце обнови,
Чтоб я в уничиженьи
Мог всем служить в любви.
ТЕРПИТерпи, терпящим есть награда
И здесь, и там, где Бог живет:
Здесь -— в чистой совести отрада,
А там — прекрасный Рай их ждет.
Как звезды в небесах сияют,
Так слезы страждущих блестят
Цветами радуги в венцах...
О чем же ты грустишь-то так?
Тебя зовет. Кто воскрешает,
От ада всех освобождает,
Кто жизнь блаженную дает,
К небесным радостям ведет!
Утешься!
ВСЁ Я С ГОСПОДОМ МОГУ!Было время, я, ликуя,
Шел на разные дела.
Говорил я: «Все могу я!
Предо мной падет скала!»
Я трудился, рвеньем полный
Строил дом, пахал поля,
Но мой дом размыли волны,
Не дала плодов земля.
И тогда, с душой смущенной,
Я людей на помощь звал,
Но... в работе обновленной
Их совет не помогал.
Безутешный и унылый.
Я упал на берегу..
«Беден я, во мне нет силы —
Ничего я не могу!..
До Меня достигло слово:
«Я к тебе так близок был
С силой, помощью готовой—
Обо Мне ты позабыл.
Встань, возьми Меня за руку,
Много-много силы в ней!
И твой труд, рассеяв муку,
Я свершу рукой Своей».
И пошел на зов я, смело
Взялся за руку Христа,
С Ним пошел на то же дело,
На бесплодные места.
И, о чудо! Зреет колос,
Вырос дом на берегу...
И воспел мой громкий голос:
Все я с Господом могу!
ДРУЗЬЯМДрузья мои духовные и чада верные!
Как пастыря меня о Господе любя,
Вы книги все - последние и первые -
И все труды мои храните для себя.
Случиться так, что телом я уйду от вас -
Тогда пусть будет вам одно из правил:
Сходитесь иногда хоть мысленно на час,
Читайте те труды, что я для вас оставил.
Потом, обдумав всё, скажите: «Это он,
Как прежде, и теперь заботится о нас!»
И благодатию Христа, стряхнув могильный сон,
Войду невидимо я к вам в заветный час.
И как при жизни моей вас благословляя,
Усердно буду к Господу взывать,
Чтоб на дела святой любви всех вдохновляя,
Вас осеняла свыше Божья благодать.
|