В зависимости от характера рифмующихся слов рифмы бывают:
1. Простые рифмы – одно слово рифмуется с одним же словом. Подавляющее большинство самых используемых рифм.
2. Составные рифмы – одно слово рифмуется с двумя или несколькими словами.
Лет |до ста расти
Нам |до старости
3. Омонимические рифмы - повторение в рифме одинаково звучащих, но разных по смыслу, или относящихся к разным частям речи, слов.
Не дай мне бог сойт|и с ума.
Нет, легче посох |и сума...
(А. Пушкин)
Ты белых лебедей |кормила,
Откинув тяжесть черных |кос,
Я рядом плыл, сошлись |кормила,
Закатный луч был странно |кос.
(В. Брюсов).
4. Каламбурные рифмы – общее название омонимических и составных рифм.
Вы, щенки, за мной ступ|айте,
Будет вам |по калачу,
Да смотрите ж, не болт|айте,
А не-то |поколочу.
(А. Пушкин)
Нельзя не сказать о таком виде рифм, как:
Банальная рифма – связка слов, наиболее часто употребляемая в
поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся как к избитым,
примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть. Тем не менее, по
причине часто крайне малого рифмословарного запаса у таких слов и, в то
же время, их незаменимой смысловой нагрузки, такие рифмы, несмотря на
свою «заезженность» и банальность, обречены на извечное использование в
русской поэзии.
Вновь – любовь – кровь.
Ночь – дочь – прочь.
Тебя – любя.
Трудный – чудный.
Поздравляю – желаю.
Радость - младость.
Вечер – встреча – свечи.
Слёзы – морозы – грёзы - розы.
Борьба – судьба.
Век – человек.
Чувство - искусство.
Ночи – очи.
В огромном городе моём - н|очь.
Из дома сонного иду - пр|очь
И люди думают: жена, д|очь, -
А я запомнила одно: н|очь.
(М. Цветаева)
Словарь рифм (рифмовник, рифменник, рифмарь) – сборник рифм,
организованный по окончаниям слов, начиная с ударного гласного. В
отличие от обратных словарей и словарей созвучий, объединяющих слова по
графическому сходству окончаний слов, словари рифм также включают в себя
слова, сходные по звучанию. Рифмовники составляются на основе других
языковых словарей: орфографических, частотных, обратных, и могут
включать в себя различное кол-во словарных единиц. Наибольший интерес
представляют полные словари, содержащие максимальное количество слов,
присущих конкретному языку. Такие словари рифм, кроме общей лексики,
могут включать в себя собственные имена, сленг, речевые конструкции и
т.п. Словари рифм предназначены в первую очередь поэтам, но представляют
несомненную ценность и для переводчиков поэтических текстов, филологов,
составителей рекламных текстов, деятелей шоу-бизнеса,
массовиков-затейников и пр. Существуют и узкоспециальные сборники -
словари рифм отдельных авторов или произведений.
РИФМА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ - IV
Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение.
Способы рифмовки:
1. Смежная или парная рифмовка – (схема: ААBB) первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой.
Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, -
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!
(А. Прокофьев)
2. Перекрёстная рифмовка – (схема: АBАB) первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
(А. Пушкин)
3. Опоясывающая (опоясанная, кольцевая) рифмовка – (схема: АBBА) первая рифмуется с четвёртой, вторая – с третьей.
Уж подсыхает хмель на тыне.
За хуторами, на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют бронзовые дыни…
(А. Бунин)
4. Холостая рифмовка – (схема: АВСВ) первая и третья строки не рифмуются, вторая и четвёртая - рифмуются.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А. Плещеев)
5. Смешанная (вольная) рифмовка – образуется при смешанном
способе рифмовки в сложных строфах, вроде октавы, сонета, рондо,
терцины, лимерика и других.
Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А. Пушкин)