Епископ Александр (Милеант)
Поэзия чарующе манит нас как своей приятной, музыкальной, ласкающей ухо
формой, так и своим ярким, картинно-выраженным и вдохновляющим содержанием.
Ее звуки, полные чудной музыки, отрешая от обыденной суеты, влекут нас
в мир идеальной, небесной красоты. Благодаря поэзии мы можем глубже почувствовать
полноту жизни с ее радостями и скорбями, которые необходимы для нашего
внутреннего роста. Действуя возвышающим, облагораживающим образом на наше
сердце, она роднит нас с миром нетленной красоты, в котором царствуют
вечная правда и чистая любовь.
Самая высшая красота - это религиозное чувство. И когда поэзия воплощает
это чувство, ее впечатление неотразимо. Поэт делается пророком, который
показывает как бы озаренную солнцем вершину созерцания, изрекает глубины
знаний и чувств. Поэтому прав В. А. Жуковский, когда называет поэзию земной
сестрой небесной религии, светлым маяком, зажженным Самим Создателем,
чтобы во тьме житейских бурь нам не сбиться с пути.
Многие пути ведут к Господу. Выбор любого из них - предоставлен Творцом
нашей свободной воле. Отшельники Фиваиды и Синая устремлялись к Господу
путем аскетизма, отрешения от земных соблазнов, путем подавления капризных
желаний прихотливой плоти. Поэты шли к той же великой и святой цели другой
дорогой. Они не отрешались от восхищения и преклонения перед красотами
земной жизни, но видели в них не суетную мишуру, а проявление благости
и творчества Всемогущего. Они умели видеть красоту добра и уродство зла.
Они становились неутомимыми и самоотверженными искателями красоты в поэзии.
Но красота окружающего нас материального мира для поэтов была лишь ступенью
к созерцанию иной, потусторонней и духовной красоты.
А. С. Пушкин был убежден, что "служение музам" требует самоуглубления,
которое "не терпит суеты," что поэт - это "сын неба,"
который рожден
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Только те поэты, чье творчество неразрывно связано с созерцанием высших
истин, могут надеяться на то, что их слова, их призывы и их веленья не
угаснут вместе со смертью их тела, но будут жить в сердцах их потомков.
Труден и тернист творческий путь таких поэтов. Им предназначено улавливать
в сердцах людей неясные, едва лишь ощутимые звучания, которые порой непонятны
даже их носителям, но осознаются ими в дальнейшем уже со слов поэта. Поэт
же обязан услышать эти звучания, понять их, отлить их в стройную форму
и возвестить мощным колокольным звоном своего творческого дара.
По указанному графом А. К. Толстым пути: через познание чистых форм земной
красоты - к красоте духовной, а от нее - к пределу, к ослепительному сиянию
небесной красоты, шли многие русские поэты. Многие из них сходны в своей
творческой направленности, несмотря даже на глубокие формальные различия.
Служа красоте и совершенствуя данный им свыше талант слова, наши поэты
служили Господу, как это ярко выразил Лев А. Мей:
Не верю, Господи, что Ты меня забыл,
Не верю, Господи, что Ты меня отринул:
Я Твой талант в душе лукаво не зарыл,
И хищный тать его из недр моих не вынул.
Чистая красота непременно влечет к возвышенному, идеальному, к небесному.
Так, например, проживший много лет вдали от Бога поэт Яков П. Полонский
не мог не почувствовать религиозное просветление и на закате своих дней
написал:
Жизнь без Христа - случайный сон,
Блажен, кому дано два слуха -
Кто и церковный слышит звон
И слышит вещий голос Духа!
Те, кто внимательно вчитывались в русскую классику - поэзию или прозу
- поражались обильем в ней моральных и религиозных мотивов и сюжетов.
Действительно, русские поэты, от великих до самых скромных и теперь почти
забытых, посвятили религиозным темам множество своих произведений. Стремление
к Богу, ощущение духовного мира и божественных основ мироздания - характерны
для русской поэзии.
|