Пятница, 22.11.2024, 02:47
Стихи о Боге Классики и современники
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
ТВОЙ КАБИНЕТ
гость
Группа: Гости
Время: 02:47
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
Добавить
По вопросам размещения рекламы пишите в "Обратная связь"
Меню сайта
Стихи о Боге
Азы стихосложения
Поэмы
Объявления
Главная » 2010 » Ноябрь » 20 » Ефрем Сирин Надгробные песнопения
17:12
Ефрем Сирин Надгробные песнопения


Один из великих учителей церкви IV в. Родился в Низибии, в первых годах IV в.; скончался, вероятно, в начале V в. По сказанию его сирского жизнеописания, Е. был сын языческого жреца, который за обращение его ко Христу изгнал его из родительского дома. Сам Е. называет себя человеком "неученым и малосмысленным"; но это сказано им лишь по смирению: его учености "удивлялся", по выражению Феодорита, Василий Великий. В сочинениях самого Е. видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских ученых, но и с "эллинской мудростью", с языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях Е. нередко говорить о пользе знания и образования, которое, по выражению его, "выше богатства". Сочинения Е. еще при его жизни переведены были на греческий язык; по словам Иеронима, они читались в церквах после св. Писания, как это в древности делалось с творениями Ерма и Климента Римского. Число его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагавших учение церковное и положенных на народные напевы с целью противодействовать распространению ереси Вардесана. Русский перевод творений Е. (московская духовная академия, 1848-53) не содержит в себе даже всех изданных его творений (всего лишь 265 заглавий). Первое место между сочинениями Е. занимают его толкования на Св. Писание, дошедшие до нас не вполне. Между экзегетами восточной церкви Е. занимает одно из первых мест. Особенную цену его толкованиям придает знание еврейского языка, этнографии и географии Палестины. Гораздо ниже по достоинству догматствование Е. По умственному развитию церкви сирской в его время нужно было скорее элементарное изложение христианского учения, чем его спекулятивное и диалектическое истолкование; к тому же сам Е. по складу своих духовных сил был не столько мыслитель, сколько оратор и поэт. Из своего знакомства с "эллинской мудростью" он вынес отрицательное отношение к ней, и все свое теоретическое миросозерцание обосновывает исключительно на религиозных началах, на так называемой вере церкви, чуждаясь спекулятивного богословия. Это охранительное, строго конфессиональное направление богословия Е. составляет черту, резко обособляющую его от других великих церковных учителей его времени. Даже в своих противоеретических сочинениях он большей частью не входит в ученое обсуждение еретических доктрин, а довольствуется лишь указанием на несогласие их с верой церкви и глубокой скорбью о нечестии еретиков-вольнодумцев. Лучшую часть сочинений Е. составляют его проповеди, особенно нравоучительные. Он не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. "Сирский пророк" (название, данное ему современниками) является здесь в своей прирожденной сфере; он — истинный и настоящий оратор в христианском смысле слова. Его речи чужды искусственной конструкции и условной риторики; проповедь его часто обращается в настоящую гимнологию: бесконечное разнообразие сравнений доходит иногда до излишнего словообилия и чрезмерного аллегоризирования. Господствующий аргумент в его проповедях — умелая цитата из Св. Писания, главное содержание их — учение о жизни для Бога и в Боге. Несоответствие действительной жизни христианского общества с христианским идеалом наполняет его душу неутешной скорбью. Он говорит о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями; изображает смерть, страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Чуждый крайнего ригоризма, он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определений сыновей на службу общественную и государственную. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией; уныние выставляется им как тяжкий грех. Одни поучения его кратки и имеют форму гномических наставлений древнегреческих философов; другие изложены в форме дооригеновской гомилии, т. е. настоящей беседы — диалога учителя с учениками; третьи представляют тип оригеновской гомилии, т. е. последовательного толкования большего или меньшего отрывка Св. Писания, перемежающегося нравоучениями; четвертые — настоящие обширные тематизованные слова (λόγοι), характеризуемые всесторонним объяснением предмета и истинно ораторским изложением. К этой группе, самой многочисленной, принадлежат наиболее известные проповеди Е.: семь слов о втором пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости.


На кончину подвижника

Как горестна для нас кончина твоя! Весть о ней опечалила слух наш; плач омрачил лицо наше; угнетает нас тяжкая скорбь. Представляя страдание и победы твои, мы в борьбе сами с собой. Сколь печалит нас страдание твое, столь радует победа твоя. Тем только и утешает­ся этот сонм, собрав­шийся на погребение твое, что, слыша славу побед тво­их, проливает горькие слезы.

Ты – небесный купец, приобрел среди нас истин­ное богатство и, разлучив­шись с нами, достиг пристани жизни и радостей. Не насильно, как других, похитила тебя у нас смерть; Сам всепобежда­ю­щий Господь Бог послал всепленя­ю­щую смерть. Послал взять и похитить у нас того, кто служил нам зерцалом, и народ, взирая на него, украшал­ся делами праведности.

Смерть внезапно угасила светильник, освещав­ший тех, которые во мраке; Господь Твой поял тебя у нас. Ты блажен, потому что упоко­ил­ся от трудов сво­их!

Не о том плачем, что упоко­ил­ся ты, ибо смерть праведных есть упокоение. Но печалимся о себе самих, ибо лишились своего попечителя.

Ты блажен, потому что одержал победу и увенчан за бдение, пост и молитву; мы провидим уготован­ный для тебя чертог, ожидаем для тебя Царства. Ты – лучший из славных; ты – сообщник и друг совершен­ных; ты – звезда между просиявшими; ты – добрый делатель среди тружеников. Ты – непорочный из подвижников, твоя верность подобна Самуиловой; твоя нищета подобна Илииной; твоя нестяжатель­ность подобна Елисеевой. Ревность твоя подобна Маттафиевой; цело­мудрие твое подобно Иосифову; кротость твоя подобна Мо­исеевой.

Духовным оком взирал ты на пророков и апостолов, их изображал в членах сво­их, их напечатлевал в себе.

Кто взирал на тебя, тот видел в тебе и их; в тебе изображалось их цело­мудрие; в тебе напечатлена была их непорочность. Ты облечен был строгостью их жизни, препоясан их любо­вью; плоть твоя украшены была их постами, и из поста твоего истекали молитвы.

Находящихся вдали учила молва о тебе; вблизи наставляли дела твои. И ближним, и дальним был ты зерцалом, на тебя взирали все и украшались.

Труд твой собрал для тебя блага, попечи­тель­ность твоя умножила твои сокровища; дальним доставлял ты пользу молвой о тебе, ближним – делами тво­ими.

Неискусным помогало увещание твое, совершен­ным – учение твое, пада­ю­щим – подкрепление твое, падшим – пособие твое. Утружден­ным полезно было ободрение твое, беспечным – вразумление твое. Для всех служил ты образцом всяких добродетелей, чтобы видящие тебя подражали им.

Ты радовал­ся, если кто уподоблял­ся тебе, скорбел, если кто нерадив был о сем; молил­ся о том, чтобы всякий был подражателем добрых дел тво­их.

Апостол, который был всем для всех, – и тебя научил быть всем для всех. С высокими был ты высок, и с малыми приводил себя в равен­ство. Умалял ты себя с последними, чтобы они возвеличились с тобой и стали подражать твоему образу жизни. Из очей тво­их днем и ночью изливал­ся обильный поток.

Но бывали и скромная улыбка на устах тво­их, и приятность в речах тво­их; из сугубой сокровищницы раздавал ты двоякое богатство: и скорбящим, и раду­ю­щимся.

Зерцалом был ты у нас и светлым образом; всякий в тебе усматривал себя; всякий, взирая на тебя, осуждал сам себя. Взирали на тебя праздно­любивые и твоей рачи­тель­ностью побуждались к деятель­ности; взирали на тебя ленивые и исправлялись от лености.

Выговор твой вразумлял слабого; преспеяние твое придавало силы побежда­ю­щему. Просиял ты подвигом поста, прославил­ся воздержанием. Не посрамил ты чистоты своей; прекрасен ты был цело­мудрием сво­им.

Две великие заповеди: «возлюбиши Господа Бога твоего... и... искрен­няго твоего» , – совокупил ты воедино своей ровно пламенеющей любо­вью. И Богу, и человеку вполне воздал должное.

Внимал ты закону, чтобы исполнить его на деле, приступал к делу, чтобы совершить. Милостыни и молитвы твои видимы повсюду. Кто принял от тебя милостыню, те богаты; кто пользовал­ся тво­ими молитвами, те возрадовались. Молитва – духовная колесница, возносящаяся с земли на небо. На нее взошел ты невидимо, как Илия видимо; с нее ясно узрел невидимого Бога.

Ныне, отец, даруй сонму сынов тво­их такое наследие, которое охраняло бы их от вражеских тенет и сетей. Изнурена была плоть твоя, не знала ни омовений водой, ни умащения елеем. Нечистоты, покрывав­шие кожу твою, служили к очищению от скверн духа твоего. Бдением тво­им охранялись богатства твои, неусыпностью – сокровища твои. Когда немощные днем спали, труд твой приумножал достояние твое.

Ни снег не препятствовал тебе сеять, ни зной – насаждать; что посеяно и насажено было постом тво­им, то напоялось слезами бдения твоего. Часа праздного не видали у тебя, достославный. Кто не заимствовал­ся из сокровищницы твоей? Кто не обогащал­ся тво­ими сокровищами? Кого не веселило лицо твое? Кого не опечалила кончина твоя? Бдением и воздержанием очи твои преоборали (преодолели) сон.

Среди спящих уподоблял­ся ты неусыпным Ангелам. Ангел возбуждал тебя от сна, и ты преклонял выю свою и молил­ся о том, чтобы приняты были жертвы твои. Сам себя соделал ты жертвой; душу свою возносил в жертву Богу. Уста твои воздерживались от хлеба, сердце воздерживалось от греха.

Добровольный избрал ты для себя пост, чтобы постились и уста твои, и сердце твое. Вкусные яства ты предоставил сласто­любцам, твоей же пищей был хлеб печали .

Ты обличал тех, которые едят мяса и снедают сынов человеческих; а твои уста воздерживались от вина. Не­утомимо обуздывал ты плоть свою, чтобы не восстала она против обета твоего; уста свои вооружал песнопениями Духа Святаго.

Как друзьям не оплаки­вать того, чьи победы так славны? Кто может не скорбеть о торже­с­т­ве собрав­шего такие сокровища?

Плакать, скорбеть, облечься печалью должно братство наше, которое смертью твоей внезапно лишено богатого сокровища словес тво­их. Сетуют и утешают­ся, скорбят и торжествуют сонмы учеников тво­их, светлые лики сынов тво­их.

Смерть твоя ввергает их в скорбь, а слава твоя радует их. Когда обращают взоры и видят, что нет тебя с ними, проливают горькие слезы. А когда размыслят о славном подвиге твоем, исполняют­ся всякой радости.

Кто тебя, достославный, поял из сонма Святой Церкви? Кто непорочность твою удалил от служения земнородных? Кто дунул на светильник твой и угасил свет очей тво­их? Кто заградил источник учения в святой Церкви?

Он всегда напоял и взращивал плоды в сердце слуша­ю­щих. Кто снял венец с главы народной, и внезапно опустело место твое?

Но не скорби о том, что почил ты; Господь твой ввел тебя в брачный чертог. Блажен ты, потому что блажен­ствуешь среди святых в горнем Царстве.

Благословен Тот, Кто освободил тебя от трудов и положил конец борьбе твоей!

Молись и проси о всех нас, чтобы сподобиться нам зреть тебя в брачном чертоге, и вместе с тобой возрадо­ваться и насладиться блажен­ством в Небесном Царстве.

Хвала Господу твоему во все времена! Ему благодарение и славословие от мертвых и живых в роды родов! Аминь, аминь.


На губи­тель­ную язву

Великий праздник ныне у смерти: созвала она и собрала все племена и народы, созвала царей и князей, сильных и обладателей (начальников). Призвала вселен­ную от концов ее, собрала роды и поколения, острова и обитателей их от одного конца земли до другого. И отверз гортань свою алчный шеол, поглоща­ю­щий все поколения.

Как царь сто­ит смерть в обители мертвых, окружен­ная во­ин­ствами сво­ими, бесчислен­ными тьмами, полчищами и сонмами людей, которых созвала, чтобы все узнали ее. Низложила она человече­с­т­во и ввергла во тьму к умершим; среди безмолвных целые холмы сложила из добрословесных. Челюсти гробов отверсты, а двери чертогов заключены.

Наполнились гробы телами умерших, без жителей пусты остались дома; протоптана дорога к мертвым, запустел путь к живым.

Не знают сытости шеол и обитель пагубы, гробы не говорят: довлеет . Всякий труд, всякое дело прекратились у сынов человеческих. Оставлены ими имущества и дома, каждый роет себе могилу; день и ночь роют себе могилы и не спасают­ся от них. Всякий заботит­ся о том, чтобы приготовить скорее ров своему телу, и ров этот ему приятнее ложа под богатым покровом. Каждый спешит вырыть столько могил, сколько людей у него в доме; продает все, что ни имеет у себя, только бы приготовить себе погребальные одежды. И золото, и сокровища – в прене­брежении. Одни только гробы ценят­ся высоко.

Выносящие мертвых как неиссяка­ю­щий поток покрывают (заполняют) путь в жилище мертвых; по множеству умира­ю­щих недостает и могил, каждый заботит­ся о своей только могиле. Заботит­ся прежде приготовить для своего праха могилу, а потом уже и для других. Мало земли для могил, вся она изрыта, вся ископана. Без погребения лежат мертвецы, и тлеющие тела некому отнести в могилу.

Исчезла надежда человеческая, настал день смерти. Всякий предпочитает (вместо) жизни ископать себе могилу и поселиться в ней, боясь, что если умрет, то некому будет похоронить его прах. Живые называют блажен­ными умерших, которые скончались прежде, и потому подоба­ю­щая воздана им честь, сподобились они обычного погребения.

Смрадной стала земля, в которой заключены мертвецы, потому что вся она наполнилась мертвыми телами. Истлела благолепная красота и обратилась в гной среди мертвых. Приятность и привлекатель­ность тел в шеоле изменились в червей.

Великий праздник – при гробах; там и живые, и мертвые. Мертвые погребены в земле, а живые плачут при гробах. Сотлели составы и самый вид человеческих тел, не отличишь ни раба от господина его, ни безобразного от красивого. Как жнец пришла смерть и пожала все человече­с­т­во.

От матернего лона отторгла она младенцев, из колыбелей похитила детей, пояла юношей с поля и дев из теремов. Увела обручен­ных с брачного пира и обратила его в плач и сетование; бездыхан­ными повергла новобрачных и разорила брачный их чертог. Конец положила ликованиям и песням и исторгла плачевные вопли.

Поспешал иной выйти из города, – и тут встретила и поразила его смерть; другой толкнул в дверь, – и смерть ответила ему из внутрен­ности дома. Иной проходил по стогнам (площадям, местам), – и смертью вдруг пресечено его ше­с­т­вие; другой приготовил­ся в путь, – и вот, встала перед ним смерть. Иной готовит пир, но смерть не дает ему повеселиться; другой бежал от своего господина, настигла его смерть и сделала свободным.

Где кого встретила смерть, там и приготовила ему могилу. Обезлюдели и запустели дома, а могилы полны даже через край. У всякого гроба отверста пасть, а у всякого дома затворена дверь. Не стало смеха на земле, исчезла там всякая радость. Царствуют там плач и воздыхание, усилились сетование и скорбь, болезнен­но вопиет самая земля и умоляет она Бога: «Повели, Господи, алчной смерти удержать опустоши­тель­ную руку свою; я стала как вдова; смертные объемлют меня болезни».

Безлюдными сделались улицы, опустели и необитаемы дома, на стогнах не слышно человеческого голоса. По мило­сердию Твоему, Господи, вонми жалобным крикам бессловесных животных.

Гумно плачет о своем владельце; земледелец оставил работу свою; стадо плачет о пастухе; рассеяно, разогнано оно по горам. Уныло ржет конь и горько плачет о своем господине. Вот, погибли наши нивы, потому что не стало земледельцев; плачут виноградники и луга, служив­шие пажитью скоту.

Заключи, Господи, двери шеолу, загради зев смерти, запечатай уста гробам, в которых яростно зияет смерть. Запустение царствует в домах, пустота – на торжищах; смрадны стали жилища от болезней и струпов, полны зловония торжища от мертвых тел.

И вне, и внутри, и там, и здесь, – повсюду царствует воня (запах) тления. Смерть поставила у нас точило (тиски), о котором молва ходит по целой вселен­ной, и в это точило ввергла она все земные народы и истоптала их, как грозды.

Не предадим, братия, забвению того, какой праздник составила себе у нас смерть. Если бы и камен­ное было у нас сердце, и тогда должны бы мы были почувство­вать, что постигло нас.

Да не будет с нами того, чтобы во время гнева нам плакать, а как скоро освободились от наказания, – заставлять плакать сирот. Не сегодня только будем милостивыми, а наутро – закоснелыми ненавист­никами. Напротив того, – во все и во всякое время с чистым сердцем будем умолять Бога, чтобы удалил от нас губи­тель­ную язву и, по мило­сердию Своему, удержал гнев Свой и, чтобы когда при конце приидет Он во славе, с Ним вместе и мы вошли в чертог.



Молитвен­ная песнь Воскресителю мертвых – Богу

Возвеселил­ся я, когда сказали, что Господь наш приидет и воскресит умерших, и исполнит надежду всех скончав­шихся. Благословен Тот, Кто соделал смерть неподкупной, и она равно поемлет и добрых, и злых!

Душа, для которой прибежищем был Крест Твой, да узрит милость Твою в день прише­с­т­вия Твоего. Меня не было, и Ты создал меня из праха. Ныне почил я, – воскреси меня, да славлю Тебя!

Ты, Христе Царю наш, низшел с высоты, воскрешаешь мертвых, восставляешь тех, которые во гробах. Воскреси, Сыне Божий, всех умерших из среды нас и славой облеки их во Царствии Твоем!

По гласу Сына распадут­ся гробы, восстанут мертвые и воспоют хвалу. Новое солнце воссияет над умершими, и из гробов сво­их вознесут они хвалу Христу.

Христос, снисходив­ший для нашего искупления, приидет и для нашего воскресения. Помилуй меня, оживотвори меня, отпусти мне долги мои, – да увижу мило­сердие Твое в день прише­с­т­вия Твоего!

Исполнилась воля Твоя, повеление Твое пояло меня отсюда (из мира сего). По щедротам Тво­им воскреси меня, да восстану и прославлю Тебя! Благословен Христос, воскресив­ший мертвен­ность нашу и обетовав­ший жизнь и упование скончав­шимся! Прославим и поклонимся Сыну, Который избавил нас от рабства человеко­убийце – смерти.

Ты, Отче, сотворив­ший меня в начале из праха, помилуй и оживотвори меня, да прославлю благость Твою! Хвала Тебе, Иисусе Спаситель наш! В Тво­их руках смерть, и в Твоей воле жизнь.

Хвала Отцу, славословие Сыну и Духу Святому, воскреша­ю­щему нас! Он упразднил смерть, обетовал воскресение, и все праведники восстанут во славе.

Верую во Отца, славословлю Сына, поклоняюсь Духу, моему Воскресителю!



Спор сатаны и смерти

Слышал я однажды, как смерть и сатана спорили между собой, кто из них имеет больше власти над человеком. Смерть указывала на свое могуще­с­т­во, с каким препобеждает всех; сатана указывал на свою злокознен­ность, с какой вводит всякого во грех.

Пойдем, послушаем, как спорят о победе побежден­ные, никогда не побеждав­шие и не побежда­ю­щие.

– Не превозносись, смерть, над праведниками! Если приходят к тебе сыны твоего Господа, то по повелению Самого Господа.

– Тот только слушает тебя, лукавый, кто хочет. А ко мне идет, и кто хочет, и кто не хочет.

– У тебя, смерть, тяжелое иго мучитель­ства, а у меня – привлекатель­ные сети и путы.

– Слушай, лукавый, твое иго сокрушает всякий, кто ни захочет. Моего же ига никому не избежать.

– На тех только, смерть, возлагаешь ты иго свое, которые больны, а я показываю власть свою больше на здоровых.



Славословие Христу Богу, Воскресителю мертвых, от лица умерших

Гласом хваления взывают скончав­шиеся из гробов сво­их и говорят: «Хвала Богу, воскреша­ю­щему нас из праха!» За преступление заповеди сокрушен­ную смертью Адамову плоть и растлен­ный его образ воскресит и поставит одесную Себя Христос.

Укрепитесь духом, смертные! Христос обетовал воскресение Адамовым чадам; по гласу Его пробудят­ся почив­шие и воспоют хвалу.

Поклоня­емся Кресту Твоему, которым восставил и воскресил Ты нас, и которым воскрешены будут из гробов умершие, и тела их облекут­ся в славу.

Хвала Тебе, Который в начале есте­с­т­во наше сотворил по образу Своему и сподобил его чести, напоследок же дней спас его чрез Сына Своего Возлюблен­ного.

Благословен Христос, Который уничижил Себя ради Адама, по изволению Своему вкусил смерть, чтобы возвратить Адаму наследие утрачен­ного им рая!

Крестом Тво­им, Спаситель наш, погибший род Адамов приял обновление, воскрешен из праха и соделал­ся наследником Царства.

Все горние и дольние поклоняют­ся Тебе, Спаситель наш, потому что воскресением Сво­им избавил Ты нас от рабства греху.

Возблагодарим Христа, Который Крестом Сво­им спас нас и паки приидет, воскресит умерших и тела их облечет славой.

Пощади недосто­ин­ство мое, как обычно Тебе, Праведный, и воздам хвалу владычеству Твоему. Воздадим хвалу Отцу, Сыну и Духу Святому, в трех Лицах и именах Единому Богу, Воскресителю чад Адамовых!

Ефрем Сирин Псалтирь

Категория: Новости сайта Стихи о Боге | Просмотров: 1000 | Добавил: svetikpoet | Теги: стихи монахов о Боге | Рейтинг: 0.0/0
Поиск стихов
Опрос
Нужно ли учиться писать стихи?
Всего ответов: 103
Интервью с поэтом
Статьи о поэзии
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2024