Стих:
1. Единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения.
2. Художественное произведение, написанное такими строками (стихотворение, поэма…).
3. Произведение старинной устной народной поэзии на библейскую, религиозную тему (духовные стихи).
Системы стихосложения:
1. Метрическая (количественная) – свойственна для античности:
древнегреческого и латинского языков. Основывается на счёте
долготы/краткости гласных звуков. В основе лежит понятие метра.
Чередование слов с долгими и краткими звуками задавало ритм стихам,
которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Античная поэзия была
неразрывна с музыкой, соответственно стихотворная речь была неразрывно
связана с речью песенной. Рифма отсутствовала. Понятие метра было
заимствовано русским стихосложением.
2. Силлабическая – «слоговая». Основана на равном счёте слогов в
стихе. Характерна для языков с постоянным, фиксированным ударением -
тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских
(сербскохорватский, польский, чешский) и других. Например, во
французском языке ударение на последнем слоге слова, польский (второй
слог от конца), чешский (третий слог от конца). В русской поэзии
употреблялось с середины 17 в до 30-х годов 18 века; основные размеры
8-, 11- и 13-сложный. Само понятие «силлабическое стихосложение» ввёл
самый крупный русский стихотворец второй половины 17 века, приближённый к
царскому двору учёный-монах Симеон Полоцкий. Важно было только
количество слогов, поэтому ударение ставилось часто со смещением от
обычного положения в слове. Силлабическое стихосложение на Руси было
отменено реформой Тредиаковского – Ломоносова.
Монаху подобает в келий седети,
Во посте молитися, нищету терпети,
Искушения врагов силно побеждати
И похоти плотския труды умерщвляти…
…Не толико миряне чреву работают,
Елико то монаси поят, насыщают.
Постное избравши житие водити,
На то устремишася, дабы ясти, пити...
(Симеон Полоцкий)
3. Тоническая – «тонос» - «ударение». Основной принцип –
равноударность, то есть равное количество ударений в стихе (строчке).
Однако могут быть отступления от этого принципа, так как эта система
характерна для языков с сильным подвижным ударением (английский,
немецкий, русский).
4. Силлабо-тоническая. Её основной принцип – это закономерное и
упорядоченное чередование ударных и безударных слогов (ударение играет
решающую роль). Силлабо-тоническое стихосложение было введено на Руси
Тредиаковским и Ломоносовым, заменив силлабическое стихосложение. Основные разделы стиховедения:
I. Метрика и ритмика. Метрика – раздел стиховедения о сочетании сильных и слабых мест в
стихе, о метрическом строении строки, о системах стихосложения, о
стихотворных метрах и размерах. Ритмика - раздел стиховедения, изучающий совместно с метрикой
законы строения стихотворной строки, её ритмические варианты, регулярные
повторы словесно-звукового материала (слогов, слов, периодов, стихов,
фраз, строф и пр.). Говорят также о ритмике стихов того или иного поэта,
стиля, эпохи.
II. Фоника (эвфония) - область стихосложения, изучающая звуковую организацию стихотворной речи.
III. Мелодика – область, изучающая систему распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе.
IV. Строфика - раздел стиховедения, изучающий формы объединения
стихов в композиционно законченное целое; учение об упорядоченном
сочетании закономерно повторяющихся в тексте стихотворных строк.
V. Учение о рифме
МЕТРИКА И РИТМИКА - I
Ритм - звуковое строение конкретной стихотворной строки (стиха);
общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным
случаем ритма является метр.
Метр - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма.
Размер – способ звуковой организации стиха; частный случай метра.
Например, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до
12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом
стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом
ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп.
Силлабо-тоническая система стихосложения приняла основные метры,
названные по аналогии с античными размерами: хорей, ямб, дактиль,
амфибрахий, анапест.
Нужно напомнить, что:
Стих – отдельная строчка, упорядоченная (если в первой строке размер – ямб, то и во второй, обычно, тоже) и повторяющаяся. Стопа – повторяющееся сочетание ударного и безударного слогов (сильного и слабого мест), единица длины стиха.
Условные обозначения:
1 - ударный слог
0 - безударный слог
/ - показатель конца стопы, отделяет одну стопу от другой.
Двусложные размеры:
Хорей - (схема: 1 0, то есть ударный + безударный слоги) ударение
в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. слоге.
Ямб – (схема: 0 1, то есть безударный + ударный слоги) ударение в
строчке - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д. слоге.
Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18
в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня
18-19 вв., комедия 19 в.).
О-пять сто-ю я над Не-вой,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1
И сно-ва, как в бы-лы-е го-ды,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0
Смот-рю и я, как бы жи-вой,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1
На эти дрем-лю-щи-е во-ды
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0
Трёхсложные размеры:
Дактиль – (схема: 1 0 0 , то есть ударный + безударный +
безударный слоги) ударение в стихе в целом - на первом, четвертом,
седьмом, десятом, тринадцатом и т.д. слоге.
Амфибрахий – (схема: 0 1 0, то есть безударный + ударный +
безударный слоги) ударение в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом,
одиннадцатом и т.д. слоге.
Анапест – (схема: 0 0 1, то есть безударный + безударный +
ударный слоги) ударение в строчке в целом - на третьем, шестом, девятом,
двенадцатом и т.д. слогах
Усечение - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение,
как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с
ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских
рифм).