ТВОЙ КАБИНЕТ |
|
|
гость
Группа: Гости
Время: 03:15
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
| |
Добавить |
|
|
По вопросам размещения рекламы
пишите в "Обратная связь" | |
|
106. По трудам – воздаяние.
(4, 413).
Господи наш Иисусе, достопоклоняемый Царь, страданием Своим победивший мучителя – смерть, Сын Божий, обетовавший нам новую жизнь и горнее царство, – удали от нас все вредное, да обитает в нас благодать Твоя, чтобы в день явления Твоего могли мы, по благоволению Твоему, выйти в сретение, узреть Тебя и предстать Тебе с радостию.
Изгладь грехи наши прощением Твоим, да восхвалим имя Твое за благодеяние Твое. Сподоби всех нас, Господи, по благодати Твоей прославлять Божество Твое и поклоняться Ему.
Очи, видевшия здесь славу Твою, да узрят там великую милость Твою. Уши, слышавшие глас словес Твоих, да слышат и там одни гласы радования. Уста, славившия Тебя в церквах, сподоби и там воспевать Тебе хвалу. Язык, взывавший здесь: свят, свят, свят, – и там настрой к хвалению Твоему. Руки, держав шия тело Твое и кровь Твою, да приимут от Тебя оставление долгов. Ноги, вступавшия во святый храм, да ходят и там во стране жизни.
Собору нашему (братству), который поклоняется Божеству Твоему, поели всю полноту спасительных даров Твоих. Да пребывает с нами высокая любовь Твоя и да соделает нас достойными приносить Тебе должную хвалу.
Отверзи дверь Твою молитве нашей, и да будет приятно Тебе служение наше.
Обратись к нам, Благий, по щедротам Твоим и отжени от нас все вредное, чтобы немолчно восхваляли мы Тебя, Господи, и Отца Твоего, и Духа Святаго. 107. Даруй, Господи, покаяние и твердость до конца.
(1,393).
Не отринь моления моего, благий Господи! Вопиют к Тебе уста недостойныя, сердце нечистое и душа оскверненныя грехами.
Услыши меня, Господи, по благости Твоей. Утверди сердце мое в страхе Твоем. Поставь ноги мои на камень покаяния. Благость Твоя, Господи, да победит мою греховность. Свет благодати Твоей да преодолеет тьму, которая во мне.
Ты, Господи, отверзший очи слепому, отверзи потемненныя очи сердца моего. Ты, очистивший прокаженных словом, очисти скверны души моей. Благодать Твоя, Господи, да будет во мне огнем, попаляющим нечистые помыслы мои.
Ты один благ; Ты – свет, превысший всякаго света; Ты – радость, превысшая всякой радости; Ты – покой, превысший всякаго покоя; Ты – жизнь истинная; Ты – спасение, пребывающее вовеки.
К Тебе, единому благому, припадаю с молением я, достойный всякаго наказания, заслуживший всякое мучение. Тебя, Искупителя, умоляю, да не в конец овладеет мною сопротивник.
Но Ты, Господи, благий и милостивый, воздвигни члены мои, разслабленные грехом, оживотвори душу мою, умерщвленную беззаконием; просвети сердце мое, омраченное лукавою похотию, избавь меня от всякаго дела злаго, вложи в меня совершенную любовь Твою, Господи, Иисусе Христе, Спасителю мира, и напиши имя раба Твоего в книге жизни, даруя мне конец благий, чтобы, одержав победу над диаволом, непостыдно поклонился я пред престолом Царства Твоего со всеми праведными.
108. Уроки жизни: горе.
(2, 605).
Горе тебе, душа, что пребываешь безчувственною в настоящей жизни, каждый день предаваясь самоугодию и утехам и живя распутно. В будущий век будешь плакать, подобно богачу, мучимая в пламени вечнаго огня.
Горе тебе, душа, что не выносишь никакой скорби, причиняемой тебе братом, ни даже слова обиднаго, но тотчас вступаешь в противоречие и сопротивление, – и за сие теряешь венец терпения и кротости и будешь на веки осуждена с памятозлобными.
Горе тебе, душа, что ненавидишь и поносишь брата своего, или терпишь, когда другие делают то же, – за это будешь наказана с убийцами, ибо ненавидяй брата человекоубийца есть.
Горе тебе, душа, что пренебрегаешь Божий заповеди и предполагаешь, что спасение – в одном имени христианина, ибо в страшный день услышишь, что Господь скажет: не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие.
Горе тебе, душа, что любишь славу человеческую, и почести, и нарядныя одежды, и приобретение вещественнаго; посему в день суда будешь мерзка пред Богом, отринута от лица Его и сопричислена к надменным бесам.
Горе тебе, душа, что каждый день грешишь, а покаяние отлагаешь день за день: постигнет тебя смерть, как тать в ночи, внезапно, и связанная отведена будешь в геенну огненную, без пользы проливая слезы и обвиняя свое неразумие.
Горе тебе, душа, что не трепещешь, помышляя, как в страшный день суда, когда силы небесныя подвигнутся от страха, явишься ты лицу Божию, имея на себе срамную и оскверненную ризу.
109. Даруй благодать песнопения и учения, чтоб ими загладить хотя мало грехи.
(1, 193).
Святые отцы, будучи боголюбивыми, в страданиях и искушениях сделались благоискусными и от Царя Небеснаго со славою и похвалами прияли неувядающий венец.
Я же, бедный, без всякаго искушения грешу, раздражаю и огорчаю Владыку моего.
Однакоже, изведав опытом многия и неизреченныя щедроты Твои, Господи, умоляю величие благодати Твоей, спаси меня и даруй рабу Твоему прошения сердца его, из сокровищ милосердия Твоего, чтобы благодать Твоя, как поток, непрестанно струилась в сердце и устах у меня, раба Твоего, – чтобы сердце мое, по благодати Твоей, было чистым и нескверным храмом, приемлющим в себя Небеснаго Царя, – чтобы перст благодати всегда приводил в движение язык мой, как струну на гуслях, к славе Твоей, Человеколюбец, – и я, непрестанно, все дни жизни моей, и сердцем и устами с любовию прославлял и благословлял Тебя.
Христе Спасителю! Даруй мне по прошению сердца моего, да уподобится язык мой сладкозвучной цевнице, чтоб, утешая, вразумляя и назидая, мог я хотя немного уплатить за многие долги мои и под кровом милости Твоей, спастися там, когда пред страшною славою Твоею вострепещет всякая душа.
6й, Владыко, Сыне Божий единородный, услыши меня и прошение раба Твоего приими, как дар. Я – грешник, спасаемый благодатию. Тебе, спасающему грешника щедротами Своими, подобает всякая слава во веки.
110. Стыд и срам ожидают нерадивых, плачь.
(1, 303).
Вострубит с неба небесная труба и скажет: пробудитесь, возлюбленные Христовы, – вот пришел Царь Небесный дать вам упокоение и радость в вечной жизни за труды вашего подвижничества. Пробудитесь и зрите Христа, Царя, безсмертнаго Жениха, Котораго любили, – зрите Царство Его, которое Он уготовал вам. Приступите и радуйтесь с Ним радостию неизглаголанною.
И воспарят праведные и достойные Бога на высоту воздушную в неисповедимой славе, а все нечестивые останутся внизу с великим стыдом. Блаженство и радость потрудившимся здесь; стыд и наказание всем грешникам.
Блажен, кто здесь потрудился оказаться достойным в тот час, и жалок тот, кто сделал себя недостойным на оный час. Облака восхитят всех святых с земли на небо, нечестивых же схватят ангелы и ввергнут их в печь, горящую огнем неугасимым.
Кто даст главе моей обильныя воды и очесам источник, который бы всегда изливал слезы, да плачусь о себе день и ночь, умоляя Бога, чтобы не оказаться мне недостойным в час Его явления и не услышать от Владыки страшнаго онаго приговора: отыди от Мене, делатель беззакония, – не вем, откуда еси ты.
Всевышний Боже, единый безсмертный! Окажи в оный час грешнику великия щедроты Свои, чтобы тайное нечестие мое не открылось пред зрителями: Ангелами, Архангелами, пророками, апостолами, праведными и святыми. Спаси нечестиваго благодатию и щедротами и введи его в рай сладости с совершенными праведниками. Приими, Владыко, прошение раба Твоего, по молитвам благоугодивших Тебе святых!
111. К Богородице с исповеданием приснодевства Ея и молитвою о достойном причащении Св. Тайн.
(4, 92).
О, Матерь Божия, превысшая всякаго ума и слова! О, Дева, несравненно превзошедшая всякое девство, потому что и до Божественнаго рождения была Ты Девою паче всех дев – и таковою же пребыла в самом рождении и по рождении!
Тебя, Владычица, прошу, Тебя умоляю, милосердую и человеколюбивую Матерь милосердаго и человеколюбиваго Бога – и в сей час защити меня, если когда, то теперь наиболее нуждающагося в Твоем покрове и в Твоей помощи.
Весь я – нечистота и греховная тина, весь жилище душепагубных страстей, и намереваюсь приступить к пречистым и страшным Тайнам Сына Твоего и Бога, а потому мучусь страхом и объемлюсь трепетом, по причине нестерпимаго множества грехов моих.
Но если остаюсь когда без причащения, под предлогом своего недостоинства, то впадаю в большую глубину зол и подвергаю себя большим наказаниям. Тесно мне в том и другом случае.
К Тебе прибегаю, будь благосерда ко мне, пренепорочная Владычица моя. Употребив Матернее дерзновение пред Сыном Твоим и Богом, испроси мне оставление прежних грехопадений, сподоби меня очиститься и просветиться приобщением сих Тайн и укажи мне путь, – как остаток жизни своей проводить в покаянии, чистоте и смирении, со мною всегда пребывая в делах, словах, помыслах и во всех душевных и телесных движениях, давая мне направление, предшествуя мне, руководствуя мною, отражая от меня сопротивныя силы и, как раба, хотя и непотребнаго, всеми мерами снабжая и охраняя Твоею благостию.
112. Слезами покупается врачевство души.
(1, 306).
Податель всех благ, источник исцелений и сокровище щедрот – Ты единый благий и милосердый Боже, всегда дарующий блага просящим! Умоляю Тебя, да снидет на меня обильная благодать Твоя и да соберет воедино ум мой и исцелит снова сокровенныя язвы мои, ибо развлечения и парения мысли непрестанно возобновляют тайныя мои язвы.
Долготерпеливый Господи, всегда врачующий благодатию и щедротами, исцели великия душевныя немощи во мне, грешном!
Я же, Владыко, не имею, чем воздать Тебе за врачевства Твои. Да и какую цену положить врачевствам Твоим? Ни небо, ни земля не могут дать вознаграждения, достойнаго их. Купить невозможно сих небесных святых врачевств, ибо им и цены нет. Только за слезы подаешь Ты их, Спаситель наш, и за горький плач даруешь их всем.
Даруй же, Владыко мой, мне, недостойному, на всякий день слезы и силу, чтобы сердце мое, с услаждением проливая источники слез, непрестанно просвещалось чистою молитвою, чтобы немногими слезами изгладилось великое рукописание, и небольшим плачем угашен был там пламенеющий огонь. Ибо если здесь буду плакать, то там избавлюсь от неугасимаго огня.
113. Отжени врага, ибо без Тебя кто с ним сладит.
(1, 380)
Ежедневно раздражаю я долготерпение Твое, Владыко. Пред очами у меня – и худость моя, и милосердие Твое.
Поелику я во власти у нечистаго врага, который всегда угнетает меня, то день и ночь со слезами буду взывать к Твоему милосердию, чтобы избавил Ты меня от нападений его. Ибо кто возможет перенести лукаваго, если хотя на минуту отступит благодать Твоя, Владыко?
Враг с часу на час и словами, и делами угнетает душу мою. Сила Твоя, Христе, запретившая волнам морским, да запретит и ему чтобы не имел он силы надо мною, рабом Твоим; потому что ежедневно обновляет он против меня ухищрения свои и спешит овладеть умом моим, отвлекая его от сладости Божественных заповедей Твоих и спасительнаго поучения в оных. Пошли же, Владыко, благодать Твою вскоре, чтоб от раба Твоего отогнать великаго змия со всеми скверными и злыми помыслами.
Обиженная вдова приходит к немилосердому и неправедному судье, чтобы защитил ее от соперника ея, а я прихожу к милосердому своему Владыке, долготерпеливому и благому, имеющему во власти небо и землю, – да услышит меня веко ре. Являющий защиту Свою всем, надеющимся на Тебя день и ночь, не замедли и моим защищением, Владыко. Исхити меня у врага и у правь путь мой к Тебе, чтобы, победив врага благодатию Твоею, благословлял я Тебя, милосердый и долготерпеливый, и прославлял Тебя единаго, желающаго спасения всем человекам.
114. Благодать приходит и, находя сердце нечистым, отходит, – храни же сердце чистым.
(1, 317).
Благий Бог дарует нам просвещение ведения, и благодать Его во всякое время часто посещает сердца наши. Если находит она себе упокоение, то вошедши, постоянно обитает в душе; если же не находит чистаго сердца, тотчас отступает. Но щедроты снова побуждают ее снизойти и посетить нас грешных, потому что все мы изменчивы по произволению, но не по природе.
Всегда мы разсеянны и слабы, завистливы и лукавы, часто думаем друг о друге худо, занимаемся лукавыми помышлениями и всегда, как в ужасной тине, погружены в нечистых помыслах. Отчего, когда благодать приходит посетить нас, то, встречая в сердцах наших зловоние нечистых помыслов, тотчас отступает, не находя себе входа, чтобы вселиться и обитать в нас, как ей угодно, и разве только светоносною своею сладостию оставляет след в сердце, чтобы познал человек, что благодать посещала его, но не нашла себе входа, чтобы таким образом, усладившись озарением благодати, взыскал он ее.
Видишь ли Промысл Божий? Видишь ли милосердие Христово? Видишь ли, как Святый Бог всегда любит нас и хочет, чтобы спаслись мы?
Блажен человек, который всегда старается уготовать благодати чистое сердце, чтобы, пришедши, нашла она благоухание добродетелей и святыню души – и возобитала в нем во век века.
115. По крайней скверноте недостоин я приступить к Тебе, Господи, и молиться.
(4, 59).
Доныне и в сей самый день с постыжденным и поникшим долу лицом дерзаю вещать Тебе, Владыко Ангелов и Создатель всяческих: я – земля и пепел, поношение человеков и уничижение людей, я – осужденник, весь покрытый ранами и исполненный уныния. Как вознесу взор ко благодати Твоей, Владыко? Как осмелюсь подвигнуть нечистый и оскверненный язык? Как положу начало исповеди моей?
Сверх меры оскорбил я, окаянный, имя Твое и жил блудно, паче блуднаго сына, осквернил и повредил я в себе образ Твой, не соблюл гласа заповедей Твоих.
Знаю, Господи, что, по причине множества душевных скверн моих и по нечистоте моей, недостоин я именоваться святым именем Твоим, не могу стать пред Тобою на молитву, не могу воззреть и видеть высоту небесную, потому что отверз я дверь непотребным вожделениям и, предавшись безчинным стремлениям, осквернил страстями бедную душу свою, злонравием воли очернил душевный хитон свой. Весь ум мой наполнен бесовскими помыслами; всеми делами своими и помышлениями преогорчал я, преогорчаю и преогорчеваю благость Твою, а врагу своему, который ведет против меня брань, всегда угождаю и делаю приятное.
Совесть моя обличает ум мой; стыдом покрываю лицо свое в сердце своем; прежде ожидающаго меня суда осуждаю сам себя.
О торжеством влечет меня за собою не оставляющий меня блудный навык; всегда погрязаю я в тине чревоугодия, всегда опутан скверными помыслами, с детства стал сосудом тлетворнаго греха, – и доныне, ежедневно слыша о суде и воздаянии, не хочу воспротивиться плотским похотям, но непрестанно вдаюсь в поползновения, непрестанно делаюсь пленником.
Увы мне, Господи, худо расточил я долготерпение Твое! Увы мне, многие годы оскорблял я Духа Твоего Святаго! Увы мне, время жизни моей протекло во всякой суете!.. Но ты, Господи, не обличай меня в ярости Твоей, и ненавистных, срамных дел моих не выставляй на всемирное позорище пред всеми Ангелами и человеками, к моему стыду и вечному осуждению, хотя и достоин я всякаго стыда и осуждения. По одним великим щедротам Твоим, помилуй меня и прежде суда очисти все грехи мои.
116. Смерть и суд – к покаянию.
(4, 670).
Воспомянул я день кончины – и возстенал, увидев, как многочисленны вины мои, как тяжки беззакония мои, и размыслив, что неправды мои будут открыты взору всякаго. Нет там места покаянию, слезам и молитвам; но каждый получит награду по трудам своим, воздаяние по деланию своему, и праведнаго Судию не преклонят на милость ни плач, ни страдания. Умилосердись надо мною, Человеколюбец!
В день, когда отверзутся гробы умерших, возгласит труба, возгремит глас ея, великий трепет и ужас обымут вселенную, все Ангелы низойдут по Твоему повелению разлучать добрых и злых, явятся огненныя облака и понесут на себе чистыя плоти святых, – в тот день и на мне да явятся щедроты Твои, да стану одесную Тебя, благий Господи, и буду помилован!
Пошел я мыслию в могилы – видеть нетление наше и, разсмотрев, что в них, воззвал: не отвратись от раба Твоего,
Господи! Воскреси погибающаго, да воздам хвалу владычеству Твоему; низложи лукаваго, который радовался о мне в день скорби, и помилуй меня, потому что на Тебя возлагал я упование.
Суд без милости ожидает при конце тех, которые согрешили – и не покаялись в лукавых делах своих, а творившие правду и хранившие заповеди Господа своего приимут от Него небесныя блага, наследуют вечную жизнь. Возрадуются там праведники о трудах своих, возвеселятся святые о приятых ими наградах.
Всех нас всели в брачном чертоге Твоем, милосердый к грешникам, Господь наш! 117. Уроки жизни – восемь злых помыслов.
(2, 599).
Знай, что восемь помыслов, которыми производится все худое: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, безвременная печаль, уныние, тщеславие, гордость, – ведут брань с каждым человеком.
Если хочешь победить чревоугодие, возлюби воздержание, имей страх Божий – и победишь.
Если хочешь победить блуд, возлюби бдение и жажду, помышляй всегда о смерти, никогда не имей бесед с женщиною – и победишь.
Если хочешь победить сребролюбие, возлюби нестяжательность и нерасточительность.
Если хочешь победить гнев, приобрети кротость и великодушие и содержи в мысли – сколько зла делали иудеи Господу нашему Иисусу Христу, и однакож Он, как человеколюбец Бог, не гневался на них, а, напротив того, молился за них, говоря: «Отче, отпусти им грех сей, не ведят бо, что творят».
Если хочешь преодолеть безвременную печаль, никогда не печалься о чем-либо временном; но если тебя язвят словом или безпокоят, или безчестят, не печалься, а, напротив того, радуйся. Тогда только печалься, когда согрешишь; но ив сем случае соблюдай меру, чтобы не впасть в отчаяние и не погибнуть.
Если хочешь преодолеть уныние, займись, хотя ненадолго, каким-либо рукоделием, или читай, или часто молись.
Если хочешь победить тщеславие, не люби похвал, ни почестей, ни хороших одежд, ни первоседания, ни предпочтения, а, напротив того, люби, чтобы порицали и безчестили тебя, возводя на тебя ложь, – и укоряй сам себя, что ты грешнее всякаго грешника.
Если хочешь победить гордость, что ни делаешь, не говори, что делается сие собственными твоими трудами, или собственными твоими силами; но постишься ли, проводишь ли время в бдении, спишь ли на голой земле, поешь ли псалмы, или прислуживаешь, или кладешь много земных поклонов, говори, что при Божией помощи и при Божием покровительстве делается сие, а не моею силою и не моим старанием.
118. Хвала воплотившемуся для нашего спасения Господу.
(3, 146).
Хвала Тому, Кто снисшел к нам в человеческом естестве! Хвала Невидимому, ради нас соделавшемуся видимым! Хвала
Вечному, за нас вкусившему смерть! Хвала Сокровенному, Котораго никакой ум постигнуть не может, и Который по благодати Своей соделал Себя осязаемым чрез воплощение!
Благословен Тот, Кого собственная Его благая воля довела до Матерняго чрева и лона, до рождения и возрастания! Благословен Тот, Кто, став причастным смерти, даровал тем жизнь человечеству.
Благословен соделавший плоть нашу жилищем сокровеннаго существа Своего. Благословен Тот, Кто нашим языком поведал нам тайны Свои.
Хвала Тому, Кто освободил нас, быв Сам связан за нас. Слава Богатому в милости, Который за нас заплатил все, чего Сам не брал в заем. Хвала Судии, Который за нас осуждение принял.
Поклонимся Тому, Кто просветил ум наш учением Своим и в слухе нашем проложил стезю слову Своему. Возблагодарим Того, Кто к нашему древу привил плод Свой.
Хвала Тому, Кто невидимо возделывает дух наш. Благословен Тот, Кто настроил чувства духа нашего, чтобы на гуслях своих духовных воспевал он Его выну.
119. Согрешил – прости. Постараюсь быть исправным при помощи благодати Твоей.
(2, 278, сн. 4, 1).
Приступи ко Отцу щедрот, грешник, и, исповедуя грехи свои, скажи со слезами: согреших на небо и пред Тобою, Господи Боже Вседержителю, и уже несмь достоин нарещися сын Твой, ниже наименовать славное имя Твое грешными устами моими, потому что я сделал себя недостойным неба и земли, прогневав Тебя, благаго Владыку!
Умоляю Тебя, Господи, не отвергни меня от лица Твоего и не отступи от меня, чтобы не погибнуть мне. Если бы рука Твоя не покрывала меня, то я погиб бы уже, был бы как прах пред лицем ветра и стал бы как не появлявшийся никогда в мир сей. Ибо с тех пор, как оставил я путь Твой, не встречал себе добраго дня, так как день, проведенный во грехе, хотя кажется добрым, но на деле из самых горьких есть наиболее горький.
И отныне надеюсь на милость Твою, что дашь Ты мне силы позаботиться о спасении своем. Ныне припадаю к Тебе, умоляя, помоги мне, уклонившемуся с пути правды. Излей на меня щедроты Твои, как на блуднаго сына, потому что осрамил я жизнь свою, расточил богатство благодати Твоей. Помилуй меня и не призри меня по причине непотребной жизни моей. Помилуй меня, как грешницу, как мытаря, ущедри меня, как разбойника: он на земле был отвержен всеми. Но Ты принял его и сделал жителем рая сладости. Приими покаяние и от меня, потому что и я отвержен всеми. Ты, Господи, пришел не праведников спасать, но грешников призвать к покаянию, – приими убо и меня, кающагося Тебе.
120. Сколько раз давал обещание – и все обманывал; но, по благодати Твоей, презри и это.
(4, 62).
Даруя прощение, Господи, поели и силу; обрати меня так, чтоб и жить мне в преподобии, по святой воле Твоей.
Освяти сердце мое, соделавшееся вертепом и жилищем бесов.
Недостоин я просить себе прощения, Господи, ибо много раз давал обещание покаяться – и делался лжецом, не исполнившим обещания, много раз уже возставлял Ты меня, но я снова падал самоохотно.
Поэтому сам на себя произношу приговор и признаюсь, что достоин я всякаго наказания и мучения. Сколько раз просвещал Ты омраченный ум мой, но я снова возвращаюсь на худшее! Весь прихожу в трепет, размыслив о сем, и снова препобеждает меня сласть греховная.
Как перечислю все дары благодати Твоей, Господи, какие получил я жалкий, но обращал и обращаю в ничто своим нерадением! Тысячами даров исполнял Ты меня, а я, бедный, воздаю Тебе тем, что противно Тебе.
Но Ты, Господи, поелику в Тебе море долготерпения и бездна у Тебя благоутробия, не дозволяй посечь меня, безплодную смоковницу, и не допусти пожечь меня, на поле жизни еще не созревшаго. Не восхищай меня, неготоваго, не поемли не возжегшаго еще светильнака, не бери отсюда не имеющаго у себя брачнаго одеяния, но, как благий и человеколюбивый, помилуй меня, дай мне время на покаяние и пред страшным, неподкупным престолом Твоим не поставь душу мою обнаженною, как жалкое позорище безславия.
Если праведник едва спасется, то где явлюсь я, нечестивый и грешный? Если узок и тесен путь, вводящий в живот, то как сподобиться оных благ мне, живущему пространно, самоугодливо и разсеянно? Но, Ты, Господи, Спасителю мой, Сын Бога истиннаго, как Сам знаешь и как Сам хочешь, по единой благости Твоей, туне обрати меня от пребывающаго во мне греха и спаси от погибели.
121. Обрати силою, не ожидая моего произволения.
(4, 61).
Как оплачу ослепление души своей? Как оплачу пагубное неведение себя самого? Как оплачу страстное и нераскаянное произволение свое? Подвижники упокоеваются, утешаемые Духом Святым, а я мятусь, ропща на убожество, котораго причиною – мое нерадение. Приложихся скотом несмысленным и уподобихся им. Наг стал я, окаянный, по лености своей, потому что чуждаюсь пребывающих в молитве и бдении.
Призри на меня милостию, Владыко, с высоты святыя Твоея. Воззри на неисправимость бедной души моей и, какими Сам знаешь судьбами, помилуй и исправь меня. Как бы предстоя престолу славы Твоея, как бы касаясь пречистых ног Твоих, умоляю и прошу с сокрушенным сердцем, помилуй меня, милосердуя о создании Своем, обрати меня туне благодатию Твоею.
Знаю, что все Ты можешь, и нет ничего невозможнаго для Тебя. Не ожидай растленнаго моего произволения, потому что нет у меня усердия исправить себя.
Всякое видимое и невидимое естество до плачет о мне, состаревшемся во грехах и страстях. Плачьте о мне, который напоказ видящим меня целомудрен, а внутренне всегда любодействует.
122. Пора, наконец, познать обман врага и опомниться.
(2, 373).
Займись, наконец, грешник, своим спасением и, уединясь, собери свои помыслы и скажи себе: сколько времени исполнял ты похоти плоти и помышлений своих, какую же получил ты пользу и что приобрел себе, делая это? Увы, душа моя, до какого дошли мы с тобою состояния, до какого расстройства!
Смотри – вон все вокруг украшены добродетелями и поистине боятся Бога, а я один хожу во тьме. С ранняго утра раскаяваюсь в том, что делаю, а немного спустя поступаю еще хуже. Господь дал мне силу и здоровье – и вот, полагаясь на то, прогневляю я Создателя своего.
Зачем же так нерадива ты, душа моя? Зачем так безпечна? Не всегда же тебе оставаться здесь. Пошлет, наконец, Господь Ангела Своего по тебя, – и должна будешь, нехотя идти отсюда. Тогда что?!
Познай же, наконец, крайнюю беду свою, человек, и перестань прекословить Создавшему тебя и противиться повелениям Его. Врагу же, обольщающему тебя, с дерзновением скажи:
Позором для Ангелов и человеков сделал ты меня, диавол, когда я послушался злочестиваго совета твоего. Ты внушил мне мысль: однажды удовлетвори похотению своему, – и вот малое это дело стало для меня великою пропастью, и я предался срамным твоим вожделениям. Вода нашла малую скважину и сделала из нея большое отверстие.
Ты омрачил ум мой нечистыми помыслами и ввергал меня из греха в грех; уничтожил во мне воздержание, под предлогом немощей чрева моего; сделал меня чуждым для молитвеннаго бдения; насадил во мне сребролюбие, под предлогом продолжительной старости; изсушал мои слезы; ожесточил сердце мое; отвлек меня от подчинения во Христе; умножил для меня развлечения; сделал меня непокорным; довел до того, что я не трудился над должным, а занимался суетами; научил меня зависти и злословию; сделал меня высокомерным, раздражительным и гневливым; научил меня объядению, пьянству и сластолюбию; приучил разсеяваться во время чтения и псалмопения, так что молюсь – и не знаю, о чем, читаю псалмы, а между тем отдаюсь в плен неудержному блужданию помыслов.
Обличив так козни врага, скажи ему, наконец, с твердостию: довольно с тебя, диавол, – и, оставя лукаваго, прилепись к человеколюбцу Богу. Уязвлена ты? – не отчаявайся. Пала? – возстань и мужественно скажи: ныне начах. Припади ко Владыке своему милостивому и исповедуй грехи свои.
Но прежде, нежели что скажешь, Он уже наперед ведает, что будешь говорить; прежде, нежели отверзешь уста, Он узнает, что у тебя на сердце. Не успеешь сказать: согрешил, – как увидишь Его простирающим к тебе длани Свои, чтобы приять тебя и обнять.
О верою приступи, – и Он тотчас очистит тебя, как прокаженнаго, возставит с одра, как разслабленнаго, воскресит, как Лазаря.
123. Ради поползновенности нашей яви милость.
(4, 64).
К милосердию Твоему прибегаю я, изъязвленный. Приими воздыхания мои, как слезы блудницы.
Ведаешь Ты, Владыко, поползновенность естества человеческаго. Помяни, что от юности прилежит человеку помышление прилежно на злое, и не гневайся на меня до конца, но отверзи мне руку и дверь милосердия Твоего; безпечность моя да не одолеет попечительности Твоей.
Приими, Владыко, и услыши нечистое и недостойное прошение мое, – Ты, спасающий уповающих на Тебя, не отвергающий моления грешных, подающий руку Свою поверженному на землю. Путеводствуй мною в страхе Твоем и дай мне слезы умиления.
Мысленныя очи души моей возвел я к Тебе, Господи: не отвергай меня от лица Твоего, потому что благословенно имя Твое во веки.
124. Божие наказание и любовь.
(4, 480).
Прогневал я грехами своими Тебя, Господи: но Ты неохотно гневаешься, потому что преисполнен преизбыточествующей милости, и лепота Твоя невозмутима.
Ты – море щедрот, а наши неправды – нечистая капля. Одна же капля не может возмутить необъятнаго моря.
Ты не смущаешься, когда негодуешь, и не гневаешься, когда наказываешь. Если бы разгневался Ты, когда наказываешь, то мир не стерпел бы гнева Твоего.
Твои удары исполнены любви; Твое наказание пламенеет щедротами; по любви Своей, когда и наказываешь, имеешь в виду одно только благо.
Жезлы наказания Твоего срезаны с древа милосердия Твоего: к чему коснется жезл Твой, везде удар приносит великое благо.
Когда наставник наказывает своего воспитанника, то не по ненависти бьет его, но желает ему пользы и, любя, наказывает его. И Твой удар поражает из любви, а не по злобе наказываешь Ты. Нашего блага желаешь Ты, Господи, потому что всеми способами доказываешь милосердие Свое.
Не трудно Тебе сносить неправды наши, потому что Ты – творец естества нашего. Ты не обременяешься Своим творением, потому что знал нас прежде, нежели сотворил.
Кто переносит безпокойства от хождения за младенцем, как не матерь, которая родила его? Кто переносит неправды мира, как не Господь его?
Творцу легко переносить все тяжелое от тварей Своих, потому что если бы не захотел Он переносить, то и не сотворил бы тварей.
Кода забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Но если и забудет жена отроча свое, то Бог не забудет мира, сотвореннаго Им.
Подвиглись естественныя щедроты Его, и Он зачал и породил тварь; как младенец из матерняго чрева, изник из воли Его мир.
И вот, подъемлет и носит Он мир, как питающая млеком своим мать с любовию носит плод, порожденный из чрева ея.
Милосердый Отец родил нас и питает кровию Сына Своего. Так матерь дает сосцы свои детищу своему, чтобы напитать его.
Младенец сосет грудь – и приемлет от матери потребную для себя пищу; сколько нужно ему, столько и всасывает в себя пищи из сосцев матерних.
Младенец не умеет обратиться в другую сторону и где-нибудь в другом месте искать себе пищи, а не у матери своей.
Так и мир от Тебя только, Творец, заимствует поддержание жизни, и никто не может дать ему пищу, кроме Тебя единаго.
125. Уроки жизни.
(2, 635).
Когда предстоишь Богу, представляй себе служащих земным властям. Из примера рабов и владык заключай о своем пред стоянии.
Представь свою греховность и призывай в помощь Бога.
Учись у святых и проси Божией благодати на совершение дела.
Не гордись Божиею блогодатию и не вдавайся в нечестие.
Успев в добром, не хвались паче человека; погрешив по незнанию, не падай духом, как человек; успехами не хвались, и при прегрешении не отчаявайся.
Деятельно ревнуй о добре и столько же имей ненависти к злу.
Подавая совет, не произноси решительнаго приговора, ибо не знаешь тайн Божиих.
Согласись лучше идти на меч, нежели отдаться гневу. Гнев лучше скрыть в сердце, нежели высказать.
Не услаждайся пустословием и не сиди там, где идет страстный разговор. Не ищи себе удовольствия в смехе и приятности в шутках, чтобы не сделаться разсеянным.
Не люби многолюдных собраний, потому что они производят в душе смущение.
Избегай пиров, чтобы не стать блудником и без женщин.
Воздерживайся от яств, чтобы не сделаться тебе страстным. Будь внимателен к обузданию плоти, чтобы не ввергла она в опасность всадника – ум.
Владей чувствами, чтобы, подобно воинским орудиям, не приняли они в себя тлетворной ржавчины.
Большую часть времени проводи в уединении, чтобы, когда будешь в обществе, узнать тебе пользу того и другаго.
|
Ефрем Сирин Псалтирь
|
|
|
|
|