Серебряный век русской поэзии – это целая эпоха – великая эпоха, подарившая всему миру таких гениев, как Сергей Есенин, Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Борис Пастернак и Владимир Маяковский. Этот ряд можно еще и еще продолжать, я здесь намеренно привожу и стихи поэтов, чьи имена не так звонки и не столь «на слуху». Я открывала их для себя, пленяясь изяществом слога и изысканностью форм, очарованная романтической возвышенностью и глубиною их чувств.
* * * Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, что я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело, Я у нее одной молю ответа. Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света. (И. Анненский)
Иннокентий Анненский – его перу принадлежит это стихотворение, которое открывает замечательный сборник стихов о любви – Поэзия Серебряного века. Я приглашаю вас познакомиться с этой книгой. Тут можно, открыв наугад, читать любое стихотворение – их авторы, несомненно, личности неординарные, часто с драматичною судьбою, что не могло не отразиться в их поэзии. Мы чувствуем сегодня и мыслим уже иначе, и говорим слова совсем другие. Но … давайте прикоснемся душою к этим строкам, чтобы насладится ароматом той эпохи, прикоснемся к таинству, имя которому ЛЮБОВЬ!
Любовью ль сердце разгорится, – О, не гаси ее огня! Не им ли жизнь твоя живится, Как светом солнца яркость дня? Люби безмерно, беззаветно, Всей полнотой душевных сил, Хоть бы любовию ответной Тебе никто не отплатил. Пусть говорят: как все в творенье, С тобой умрет твоя любовь, – Не верь во лживое ученье: Истлеет плоть, остынет кровь, Угаснет в срок определенный Наш мир, а с ним и тьмы миров, Но пламень тот, Творцом возженный, Пребудет в вечности веков. (К.Р.)
Великий князь Константин Романов, его стихи появлялись на страницах печатных изданий за скромной подписью «К.Р.» и несомненно встречали живой отклик современников, почитавших не только высокий слог, но и людей искренних и светлых душою.
Нежнее нежного Лицо твое, Белее белого Твоя рука, От мира целого Ты далека, И все твое – От неизбежного.
От неизбежного – Твоя печаль И пальцы рук Не остывающих, И тихий звук Неунывающих Речей, И даль Твоих очей. (О. Мандельштам)
Осип Мандельштам – какие необычные краски, слова и сравнения находит поэт для воссоздания облика своей возлюбленной!
Я думала, что о любви все пишут – страдая, и трагично. И неожиданно для себя нашла много стихов, легких и светлых, и даже ироничных.
«Люблю», – сказал я не любя – Вдруг прилетел Амур крылатый И руку взявши, как вожатый, Меня повлек вослед тебя.
С прозревших глаз сметая сон Любви минувшей и забытой, На светлый луг, росой омытый, Меня нежданно вывел он. Чудесен утренний обман: Я вижу странно, прозревая, Как алость нежно-заревая Румянит смутно зыбкий стан;
Я вижу чуть открытый рот, Я вижу краску щек стыдливых, И взгляд очей еще сонливых, И шеи тонкий поворот.
Ручей журчит мне новый сон, Я жадно пью струи живые – И снова я люблю впервые, Навеки снова я влюблен! (М.Кузьмин)
Это был Михаил Кузьмин. Мне хотелось бы привести здесь еще одно стихотворение этого автора.
О, быть покинутым – какое счастье! Какой безмерный в прошлом виден свет – Так после лета зимнее ненастье: Все помнишь солнце, хоть его уж нет.
Сухой цветок, любовных писем связка, Улыбка глаз, счастливых встречи две, – Пускай теперь в пути темно и вязко, Но ты весной бродил по мураве.
Ах, есть другой урок для сладострастья, Иной есть путь – пустынен и широк. О, быть покинутым – такой счастье! Быть нелюбимым – вот горчайший рок. (М.Кузьмин)
Читаем дальше. Напомню, это сборник стихов о любви – Поэзия Серебряного века. Автора этих строк, я думаю, вы узнаете без труда – «Пустяк у Оки» – обратите внимание, какая прекрасная звукопись:
Нежно говорил ей – мы у реки шли камышами: «Слышите: шуршат камыши у Оки. Будто наполнена Ока мышами. А в небе, лучик сережкой вдев в ушко, звезда, как вы, хорошая, – не звезда, а девушка… А там, где кончается звездочки точка, месяц улыбается и заверчен, как будто на небе строчка из Аверченко… Вы прекрасно картавите, только жалко Италию…» Она: «Ах, зачем вы давите и локоть и талию. Вы мне мешаете у камыша идти…» (В. Маяковский)
Владимир Маяковский – да, конечно же, это он, поэт-трибун, поэт-лирик (впрочем, как лирика мы открываем его уже вне школьной программы). А сейчас я хочу познакомить вас с поэзией Надежды Тэффи. К сожалению, я ничего не могу рассказать о ней (это имя я открыла для себя впервые на страницах этого сборника). Невольно восхитилась, какое светлое прекрасное лицо! И что еще меня буквально поразило: как много можно сказать о своих чувствах, о любви, даже не коснувшись их словами!
Заря рассветная… Пылающий эфир!.. Она – сквозная ткань меж жизнию и снами!.. И, солнце затаив, охлынула весь мир Златобагряными, горячими волнами!
Пусть не торопит день прихода своего! В огне сокрытом – тайна совершенства… Ни ласки и ни слов, не надо ничего Для моего, для нашего блаженства! (Н. Тэффи)
Не могу эту ночь провести я с тобой! На свиданье меня месяц звал голубой. Я ему поклялась, обещала прийти. Я с тобой эту ночь не могу провести!
Нет, оставь! Не целуй! Долгой лаской не муч! Посмотри – уж в окно бьет серебряный луч. Только глянет на нас бледный месяца лик – Ненавистен и чужд станешь ты в тот же миг!
Подбегу я к окну… Я окно распахну… Свои руки, себя всю к нему протяну… И охватит меня бледный лунный туман. Серебристым кольцом обовьет он мой стан…
Он скользнет по плечам, станет кудри ласкать, На ресницах моих поцелуем дрожать… Он отроет душе, как ночному цветку, Невозможной мечты и восторг и тоску.
Буду счастье искать я в тревожном, больном Красоты и греха ощущенье двойном, Умирать без конца… До конца замирать, Трепет лунных лучей, как лобзанье впивать…
Так оставь! Не терзай меня тщетной мольбой! Не могу эту ночь провести я с тобой! (Н. Тэффи)
Можно спорить, кто искуснее в любви – мужчина или женщина – можно спорить, чей поэтический слог изящнее и глубже, искреннее чья любовь. Нам не найти однозначного ответа. Можно сравнивать. А можно наслаждаться мастерством и сопереживать возвышенным чувствам интереснейших из людей.
Этот вечер был тускло-палевый, – Для меня был огненный он. Этим вечером, как пожелали Вы, Мы вошли в театр «Унион». Помню руки, от счастья слабые, Жилки – веточки синевы. Чтоб коснуться руки не могла бы я, Натянули перчатки Вы. Ах, опять подошли так близко Вы, И опять свернули с пути! Стало ясно мне: как ни подсказывай, Слова верного не найти. Я сказала: «Во мраке карие И чужие Ваши глаза…» Вальс тянулся, и виды Щвейцарии: На горах турист и коза. Улыбнулась, – Вы не ответили… Человек не во всем ли прав! И тихонько, чтоб Вы не заметили, Я погладила Ваш рукав. (С. Парток)
София Парток – близкая подруга Марины Цветаевой, стихи которой я с удовольствием представила бы более широко, если бы… – если бы не их драматический надрыв и внутренняя обреченность… Хотя каждое стихотворение, буквально, захватывает дух. Но… давайте вспомним (а можно, про себя, споем!) всем давно известное и полюбившееся стихотворение:
Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий, Я выпытать – куда Вам путь И где пристанище.
Я вижу: мачта корабля, И Вы – на палубе… Вы – в дыме поезда… Поля В вечерней жалобе…
Вечерние поля в росе, Над ними – вороны… – Благославляю Вас на все Четыре стороны! (М. Цветаева)
Я позволю себе прочесть еще одно из диссонирующих со светлой тональностью данной статьи стихотворений без «хеппи энда» (которых я умышленно здесь избегала), потому что имя Анны Ахматовой не могу не вспомнить. Я снова и снова думала о драматизме чувств поэтов Серебряного века – возможно, это объяснимо тем, что то были равновеликие личности, где никто не хотел уступить другому? Возможно, один из двоих не мог столь же искренне ответить на глубокое чувство? Но… бесполезно и тщетно искать ответы на извечные вопросы: почему любовь бывает безответной? почему горящие сердца … расстаются?
Хочешь знать, как все это было? – Три в столовой пробило, И прощаясь, держась за перила, Она словно с трудом говорила: «Это все… Ах, нет, я забыла, Я люблю вас, я вас любила Еще тогда!» – «Да». (А. Ахматова)
А закончить мне хотелось бы, обратившись вновь к стихам Иннокентия Анненского. «Весенний романс».
Еще не царствует река, Но синий лед она уж топит; Еще не тают облака, Но снежный кубок солнцем допит.
Через притворенную дверь Ты сердце шелестом тревожишь… Еще не любишь ты, но верь: Не полюбить уже не можешь… (И. Анненский)
Поэзия Серебряного века – ее свет вселяет веру в торжество красоты, добра и величия человеческого духа. Думаю, каждый со мною согласится, что исповедальные строки любовной лирики поэтов Серебряного века способны внушать нам, что жить просто и мудро, любить светло и чисто, «смотреть на небо и молиться Богу» – есть счастье не только не преходящее, но и каждому, в ком дышит Дух, доступное. И вполне обретаемое. Чего я всем нам искренне желаю!
В. Гордеева _________________________________ *) «Жизнью я дышу, любя» (В. Брюсов, венок сонетов «Роковой ряд»)
|