Вторник, 14.01.2025, 09:44
Стихи о Боге Классики и современники
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
ТВОЙ КАБИНЕТ
гость
Группа: Гости
Время: 09:44
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
Добавить
По вопросам размещения рекламы пишите в "Обратная связь"
Меню сайта
Стихи о Боге
Азы стихосложения
Поэмы
Объявления
Главная » 2010 » Октябрь » 23 » В. И. Коровин Счастливый Вяземский
10:27
В. И. Коровин Счастливый Вяземский

В. И. Коровин



  

Счастливый Вяземский

  
   П. Вяземский. Стихотворения
   М., "Советская Россия", 1978
   Составление, вступительная статья и примечания В. И. Коровина
   OCR Бычков М. Н.
  
   Пушкин писал о Вяземском:
  
   Судьба свои дары явить желала в нем,
   В счастливом баловне соединив ошибкой
   Богатство, знатный род с возвышенным умом
   И простодушие с язвительной улыбкой.
  
   Самобытность Вяземского -- поэта и человека -- не ускользнула От внимания и других современников. Сам же Вяземский на закате жизни более чем скромно сказал о себе: "Вы хотите, чтобы я написал и свой портрет во весь рост. То-то и беда, что у меня нет своего роста. Я создан как-то поштучно, и вся жизнь моя шла отрывочно. Мне не отыскать себя в этих обрубках... Чем богат, тем и рад. Фасы <физиономии> моей от меня не требуйте. Бог фасы мне не дал, а дал лишь только несколько профилей".
   В этой итоговой оценке Вяземский был отчасти прав. И все-таки он напрасно отказал себе в творческой и человеческой оригинальности и цельности. Уже само сочетание разнообразных дарований и склонностей создавало неповторимость его духовного облика.
   Политический мыслитель, журналист, поэт и переводчик, критик-полемист, автор ценнейших "Записных книжек" -- таковы неразделимые "профили" литературного портрета Вяземского.
   Петр Андреевич Вяземский родился в Москве 12(23) июля 1792 года в родовитой и богатой дворянской семье. Род князей Вяземских вел начало от легендарного Рюрика, от потомков Мономаха. Первоначальное образование Вяземский получил дома, а с 1805 года обучался в петербургском иезуитском пансионе и при Педагогическом институте. В 1806 году он возвратился в Москву, где брал частные уроки у профессоров Московского университета. После смерти отца о юноше заботился его родственник, поэт и историк Николай Михайлович Карамзин.
   На формирование Вяземского, как и на других людей его круга, большое воздействие оказывают грозные события Отечественной войны 1812 года. Охваченный патриотическими чувствами, Вяземский вступает в дворянское ополчение и участвует в Бородинском сражении Война 1812 года способствует пробуждению у Вяземского интереса к проблемам истории и народности. Она всколыхнула гражданские страсти в молодом князе.
   От природы Вяземский был наделен блестящими способностями. Общительный, простой в дружеском кругу, язвительно остроумный, небрежно бросавший свои замысловатые афоризмы, ценивший чужие шутки, он взрос среди первостепенных талантов предпушкинской и пушкинской поры.
   Поэтическая культура, взрастившая Вяземского, была однородной с поэтической культурой Пушкина. Вяземский ощущал себя наследником эпохи XVIII века, блестящего века Просвещения, поклонником Вольтера и других французских философов. Просветительские идеи в их французской транскрипции Вяземский впитал с детства, причем не только и не столько "правила" классицизма, но прежде всего любовь к просвещению, к разуму, либеральные взгляды, тяготение к полезной государственной и гражданской деятельности, к традиционным поэтическим формам -- свободолюбивой оде, меланхолической элегии, дружескому посланию, притчам, басням, эпиграмматическому стилю, сатире и дидактике.
   Литературные симпатии Вяземского первоначально складываются под влиянием русского сентиментализма и прежде всего Карамзина и Дмитриева. Он горячо отстаивает нормы карамзинистского литературного языка, входит в состав так называемой "дружеской артели", в собраниях которой, происходивших, кстати, в доме Вяземского, участвовали Денис Давыдов, Александр Тургенев, Жуковский, Батюшков, В. Л. Пушкин, Блудов. Впоследствии все они станут членами литературного общества "Арзамас", где либеральное дворянство соединится с деятелями революционного декабризма. В своих произведениях этого времени Вяземский широко использует жанры, обновленные сентименталистами. При этом Вяземский не чужд ранним романтическим веяниям. Как раз в начале 1810-х годов Жуковский открывает России, по словам Белинского, "Америку романтизма". Постепенно Вяземский проникается романтическими идеями, и под воздействием Пушкина и Жуковского его стиль заметно гармонизируется, не теряя, однако, свойственной Вяземскому угловатости, архаичности и поучительности Оставшись рационалистом по форме поэтического мышления, Вяземский стал типичным сентименталистом, а затем и романтиком по духу.
   Литературные позиции Вяземского в начале 1810-х годов непосредственно соприкасаются с его политической программой. Убежденный сторонник просвещенного абсолютизма в духе французских просветителей, Вяземский ориентировался и в литературе на французскую "легкую" поэзию XVIII века, которую культивировали молодые русские поэты-романтики, большим стихотворным формам предпочитая малые жанры -- элегию, послание, надпись, стихотворение в альбом или на случай. Выдвижение на первый план малых лирических жанров объяснялось содержательными причинами. Неудовлетворенные российской государственностью, корыстолюбием, мздоимством, льстивой угодливостью, передовые дворяне искали счастье в дружеском кругу. Культ возвышенной дружбы, упоения любовью и одухотворенных занятий искусством стал предметом поэзии Жуковского. Батюшков создал условный мир идеального земного счастья, воспев убогую хижину, где герой вдали от суетной жизни Предавался естественным человеческим радостям.
   Мотивы Жуковского и Батюшкова были подхвачены молодым Пушкиным ("Городок"), Баратынским, Дельвигом, Вяземским. В поэзии рождался стиль, по определению Л. Я. Гинзбург, "гармонической точности". Слово "гармония" становится заветным словом эпохи. Все требуют гармонии и стремятся к ней. Гармония выступает идеалом человеческих отношений в самом широком смысле. Даже стилю жизни в начале XIX века желали придать эстетическую окраску. Изящество мысли, изящество чувства ценились более всего. В поэзии сочетание серьезного и беспечного, искусного и непроизвольного, дела и игры стало высоким образцом.
   Вяземский быстро усвоил поэтические открытия Жуковского и Батюшкова и проникся "идеей" домашнего счастья. Таковы его "Послание к Жуковскому в деревню", "Моим друзьям Жуковскому, Батюшкову и Северину", "К друзьям", "К подруге", "Послание к Тургеневу с пирогом" и многие другие.
   Поэтические идеи начала XIX века весьма характерны для стихотворений "Устав столовой" и "Прощание с халатом". Оба стихотворения, казалось бы, посвящены незначительным предметам, которыми, конечно, не удовлетворился бы поэт XVIII века и счел их низкими. Но в конце XVIII века и особенно в начале XIX они легко входят в круг поэтических, достойных описания. С подобными предметами интимного быта читателей познакомил уже Державин, а затем и Карамзин, и Долгоруков ("К камину"), и Дмитриев. Однако традиция, восходящая к XVIII веку, теперь во многом переосмыслена. Иным становится само отношение к вещам, которые воспринимаются уже не антуражем быта, а служат поводом для воплощения сокровенных чувств.
   Так, в стихотворении "Устав столовой" шутливо и вместе с тем серьезно говорится о самих основах дружеского общения:
  
   В столовой нет отлик местам.
   Как повар твой ни будь искусен,
   Когда сажаешь по чинам,
   Обед твой лакомый невкусен.
  
   Мысль о естественном равенстве, характерная для просветительской философии, совмещается с мыслью о превосходстве духовной близости над чопорной родовитостью. Вяземский утверждает идеал личной независимости, союза ума и веселья:
  
   Гостеприимство -- без чинов,
   Разнообразность -- в разговорах,
   В рассказах -- бережливость слов,
   Холоднокровье -- в жарких спорах,
   Без умничанья -- простота,
   Веселость -- дух свободы трезвой,
   Без едкой желчи -- острота,
   Без шутовства -- соль шутки резвой.
  
   Предпочтение интимных чувств официальным стало темой стихотворения "Прощание с халатом". Уход в личный мир, мир души вовсе не означал разрыва с жизнью или замкнутости настроений. Напротив, личные чувства оказывались общественно значимыми, как значимо противопоставление домашнего халата -- ливрее, блеска и шума света -- "тихому миру", полному богатых дум. Этот "тихий мир" гораздо нравственнее и духовно содержательнее пустого топтанья в светских гостиных, а главное, дома человек был внутренне свободен:
  
   В гостиной я невольник,
   В углу своем себе я господин...
  
   Примечательно при этом, что Вяземский, воодушевленный мечтой о личной свободе, в отличие от Батюшкова и в меньшей степени Жуковского, не идеализирует уединение, не пытается воссоздать некий нарочито условный мир блаженства. Он прекрасно понимает, что уединение -- лишь вынужденная, но отнюдь не самая удобная и достойная образованного и передового человека позиция. По натуре Вяземский -- боец, боец темпераментный и не склонный к добровольному заточению в узком интимном мире. Так, в "Послании к Жуковскому в деревню", отдав должное радостям, которым предается его друг в деревенской тиши, Вяземский заключает:
  
   Поверь! и в городе возможно с счастьем жить:
   Оно везде -- умей его лишь находить!
  
   Безоблачное счастье, испытываемое Батюшковым в его ранних стихотворениях, мыслится Вяземским как условный райский мир, который, однако, в действительности не существует. В этом смысле Вяземский более трезво относится к жизни, не забывая о ее противоречиях.
   При всей устремленности к гармонии ее достижение мыслилось Вяземским через борьбу, через преодоление противоречий. Гармония общественных отношений на почве крепостного права им решительно отвергалась. "Рабство -- состояние насильственное..." -- это убеждение Вяземский пронес до конца жизни. Необходимо было обнажить недостойные человека формы жизни и искоренить их.
   В поэзии гармония также предполагала нарушение предшествующих литературных норм, разрыв с подражателями и эпигонами как классицизма, так и сентиментализма. Целью Вяземского становится, с одной стороны, высмеивание запоздалых сторонников классицизма, а с другой -- критика слащавых подражателей сентиментализма. Так появляются знаменитые эпиграммы, басни, притчи Вяземского. Мишень его порой убийственных насмешек -- тупые вельможи, цензоры, бездарные стихотворцы. Эпигоны классицизма отстаивали высокую поэзию -- их привлекали большие исторические события, возвышенные и глубокомысленные настроения, которые передавались одическим "языком богов". Вяземский остроумно вскрывал пустопорожность этих словоизвержений, обнажая мучительные потуги на значительность содержания. Иной характер носили его эпиграммы на подражателей Карамзина. В пародиях на сентименталистов Вяземский нападает на условность и беспочвенность мелких чувств, вызывающих у осмеиваемых им поэтов слезы и умиление. Сатирика смешат вздорные, оторванные от реальной действительности переживания, выраженные вялым, лишенным энергии языком. Поэтический язык Карамзина, Жуковского и Батюшкова мог стать гармонической формой воплощения высоких идей и чувств, если он, по мысли Вяземского, будет очищен от вульгарных наслоений.
   Отмежевываясь от подражателей классицизма и сентиментализма, Вяземский защищал стилистические принципы гармонической поэзии и тем способствовал содержательным жанровым и стилистическим сдвигам, происходившим в литературе, Особенность позиции Вяземского заключалась, однако, в том, что он не отказывался от наследия XVIII века, от свойственного предшествующему столетию культа разума и противополагал поэзии чувства поэзию мысли. Перевес мысли над чувством, с его точки зрения, выглядел достоинством и искупал погрешности в отделке стиха. Над поэтом еще тяготела рассудочная тяжеловесность предыдущей литературной эпохи, которая мешала ему выразить значительную мысль с той упоительной легкостью, с какой это удавалось Пушкину. "Очень люблю и высоко ценю,-- отмечал Вяземский,-- певучесть чужих стихов, а сам в стихах нисколько не гонюсь за этой певучестью. Никогда не пожертвую звуку мыслью моею. В стихе моем хочу сказать то, что сказать хочу; о ушах ближнего не забочусь и не помышляю... Мое упрямство, мое насилование придают иногда стихам моим прозаическую вялость, иногда вычурность".
   Последнее признание весьма важно: избегая "поэтизации", Вяземский отражал общие тенденции развития русской поэзии, в Которой книжный язык сближался с устным. Однако порой внутренне необязательное, произвольное употребление необычного слова вело к намеренному обнажению стилистического приема. Вместе с тем отступление от языка "гармонической точности", стремление к дисгармоничности и стилистической пестроте -- сознательная установка Вяземского. Несмотря на справедливую самооценку собственного языка --
  
   Язык мой не всегда бывает непорочным,
   Вкус верным, чистым слог, а выраженье точным...--
  
   поет никогда не был побуждаем к "исправлению" шероховатостей стеля. Напротив, намеренное включение русизмов, устаревших слов, грубоватая простота выражения, как и отмеченный Гоголем "тяжелый, как бы влачащийся по земле стих..., проникнутый подчас едкою, щемящею русскою грустью", придавали стиху Вяземского исключительную своеобычность, позволяя увидеть в ней не столько недостаток, сколько индивидуальную поэтическую манеру.
   Согласно представлению Вяземского, поэзия сильна оригинальной мыслью. "Тайны поэзии" Вяземский отделяет от "стихотворства тайны", не придавая должного значения форме стиха:
  
   Поэзия есть дар, стих мастерство одно...
  
   Вот почему в поэтической практике Вяземского смешивались различные стили, сатира и дидактика уживались с романтической художественной системой, жанры и стих XVIII века -- с лирическими жанрами и стихом Жуковского, Батюшкова, Дениса Давыдова, Пушкина, как впоследствии поэтика Дениса Давыдова с поэтикой Пушкина, а пушкинская -- с тютчевской. Единство этой принципиальной разностильности было под силу такой яркой личности, как Вяземский, который мыслил свежо и необычно.
   Поэтика Вяземского -- поэтика рассудочности. Не размышления, не анализа, а именно рассудка, поскольку слово подчинялось строго определенному заданию -- передать оригинальность логического мышления. Слово, таким образом, выражало не целостное переживание, а индивидуальную манеру рассуждения. Своеобразие мысли, по мнению Вяземского,-- не только его личное свойство, но и национальное, ибо русский мыслит иначе, чем француз или немец. Так возникает проблема национально-характерного, народного в поэтической системе Вяземского, который одним из первых выдвинул принцип народности в русском романтизме.
   В поэзии Вяземского стало возможным параллельное существование и пересечение нескольких стилевых тенденций. С одной стороны, "роскошный слог", пользуясь определением Пушкина, блистающий "поэтизмами", с другой же-- сугубо "прозаический", сниженный поэтический язык, стилизованный под прямодушную и грубоватую простонародную речь. Благодаря этому да способности перевоплощаться и тонко подмечать индивидуально-характерное, можно отчасти объяснить склонность Вяземского к имитации чужого стиля, отчетливую в его посланиях к друзьям. Если дружеские послания, обращенные к Жуковскому и Батюшкову, воспроизводили интимный мир, содержали мысли о природе, радости творчества, то в посланиях к Д. Давыдову возникает знакомый нам по стихотворениям самого Давыдова портрет рубаки-поэта, вольного гусара и патриота:
  
   На барскую ты половину
   Ходить с поклоном не любил,
   И скромную свою судьбину
   Ты благородством золотил.
   Врагам был грузен не по чину,
   Друзьям ты не по чину мил!
  
   Здесь и знаменитый "ус красноречивый", и "разогретый арак",-- приметы, непосредственно восходящие к стихотворениям Давыдова и рисующие его индивидуальные черты, и обязательный легендарный Бурцов, воспетый Давыдовым. Все эти намеки придают посланию характерность, как и лихо "закрученный", по словам Пушкина, стих. Длинный период непременно кончается восклицательной интонацией:
  
   Давыдов, баловень счастливый
   Не той волшебницы слепой,
   И благосклонной, и спесивой,
   Вертящей мир своей клюкой,
   Пред коею народ трусливый
   Поник просительной главой,--
   Но музы острой и шутливой
   И Марса, ярого в боях!
  
   В стихотворениях Вяземского оживали и трогательный Жуковский, и зоркий "ленивец" А. Тургенев, и искрометный Давыдов. В них запечатлелся и сам Вяземский -- остроумный собеседник в салоне, трезвый наблюдатель в жизни, русский гуляка среди друзей. Но попытки совместить эти "профили" не всегда увенчивались удачами.
   В конце 1810 -- начале 1820-х годов в русском обществе усиливаются оппозиционные настроения. Либеральные обещания царя оказались пустыми фразами, а самодержавный гнет становился все тяжелее. Между тем на Западе наступила пора исторических потрясений. Народы пришли в движение. Россия не осталась в стороне. Молодые дворяне образовали тайные декабристские организации. Вяземский, хотя и не вступил ни в ранние, ни в поздние декабристские общества, выражал свое недовольство режимом открыто и прямо.
   Казалось бы, богатого и знатного поэта ждала привычная дворянская карьера, высокие чины и должности, на которые он мог претендовать по сословной и социальной принадлежности. Однако этого не случилось. Вяземский, сначала не служивший, но затем в 1818 году определенный в канцелярию Новосильцева в Варшаву и привлеченный к ряду важных государственных дел, не раз критиковал недальновидную внешнюю и внутреннюю политику русского правительства. Но оно не нуждалось в советах князя Вяземского, который был обвинен в польских симпатиях и отставлен от службы. Не имели успеха и конституционные проекты Вяземского. Все это, несомненно, способствовало укреплению мятежного духа в молодом князе, который оказался в опале и примкнул к дворянской фронде. Оппозиционность Вяземского принимает в начале 1820-х годов отчетливый и резкий характер. Он весь нацелен на гражданскую деятельность, его захватывает гражданская тема.
   Со второй половины 1810-х годов начинается лучший период творчества Вяземского. Его поэзия становится декабристской по самому своему существу. Громадную роль сыграли тут и традиции XVIII века, чтимые Вяземским, который всегда отстаивал общественное содержание литературы, тяготел к выражению высоких идей. Но эти идеи осознаются теперь Вяземским как насущная и неистребимая потребность души, живущей многообразными интересами. Происходит переоценка прежних ценностей. Поэта уже не удовлетворяют ни карамзинистская поэтика, ни поэтическая система Жуковского, приспособленная для выражения личных, интимных переживаний. Именно в эту пору Вяземский знакомится с Байроном, а несколько позднее ревностно пропагандирует романтизм, горячо приветствует южные поэмы Пушкина, сочувственно встречает "Думы" Рылеева, сближается с декабристом А. Бестужевым, участвует в "Полярной звезде".
   Подлинное содержание поэзии Вяземский видит в многогранном отражении души, ее чувств и помыслов Но он не противопоставляет элегическую лирику Жуковского гражданской поэзии Рылеева. Обе они в его представлении выражают душу, но каждая из них в отдельности страдает односторонностью. Жуковскому он советует обратиться к гражданской теме: "Полно тебе нежиться в облаках, опустись на землю, и пусть, по крайней мере, ужасы, на ней свирепствующие, разбудят энергию души твоей. Посвяти пламень свой правде и брось служение идолов. Благородное негодование -- вот современное вдохновение". Необычайное впечатление произвела на Вяземского элегия Пушкина "Погасло дневное светило...". "Не только читал Пушкина,-- писал Вяземский А. И. Тургеневу,-- но с ума сошел от его стихов. Что за шельма! Не я ли наговорил ему эту байронщизну..." Но далее он пожалел, "что в этой элегии дело о любви одной. Зачем не упомянуть о других неудачах сердца? Тут было где поразгуляться". И еще: "...душа, свидетельница настоящих событий, видя эшафоты, которые Громоздят для убиения народов, для зарезания свободы, не должна и не может теряться в идеальности Аркадии. Шиллер гремел в пользу притесненных; Байрон, который носится в облаках, спускается на землю, чтобы грянуть негодованием в притеснителей, и краски его романтизма сливаются с красками политическими Делать нечего. Поэту должно искать иногда вдохновения в газетах".
   Вяземский стремился к слиянию гражданской и личной тем в Поэзии, к устранению жанровых и стилистических перегородок между ними. Он преодолевал как замкнутость элегической поэзии Жуковского, так и "святую односторонность" гражданской лирики Рылеева и Кюхельбекера. Для Вяземского гражданские и элегические чувства едины, составляя содержание цельной души. Элегическое размышление, грустные настроения обусловлены у него общественной неудовлетворенностью. Эта позиция Вяземского отвечала коренным потребностям развития русской поэзии. При этом элегический стиль используется для создания поэтики гражданского романтизма.
   Добиваясь психологической конкретности в передаче внутреннего мира передового дворянского интеллигента, поэт всматривается в характер человека нового времени: недаром он перевел знаменитый роман Бенжамена Констана "Адольф". Нередко ему удается афористически метко закрепить в стихах противоречивые свойства этого характера:
  
   Под бурей рока -- твердый камень!
   В волненьи страсти -- легкий лист!
  
   Противоречие между умом ("холодный эгоист") и душой ("пламень") стало, пожалуй, центральной антитезой в обрисовке молодого человека начала XIX века, мимо которой не прошли ни Пушкин, ни Лермонтов.
   В тот же период Вяземский создает замечательные элегии -- "Негодование", "Уныние", "Первый снег",-- в которых слияние принципов гражданского и психологического романтизма, общественно-значительной и интимной тем проявилось особенно полно.
   Самое заглавие элегии -- "Негодование" -- отражает личное чувство поэта, проникнутое, однако, общественными мотивами. Поэт рисует образ мечтателя-романтика, одушевленного желанием счастья. Но эти его надежды тщетны и несбыточны:
  
   К чему мне вымыслы? к чему мечтанья мне
   И нектар сладких упоений?
   Я раннее прости сказал младой весне.
   Весне надежд и заблуждений!
  
   Конфликт чувства и разума, мечты и реальности выражен в "элегических" словах и формулах: "мечтанья", "нектар сладких упоений", "радостей венок". Но разочарование объяснено неутоленностью гражданского чувства. Пафос стихотворения состоит в негодовании на общественные условия, отторгнувшие поэта от гражданской деятельности. Эти настроения, естественно, рождают гневную сатирическую речь, броские и заостренно-обличительные афоризмы, декламационную интонацию, высокую лексику ("глас", "глагол", "алкающим"):
  
   Отцов народов зрел господствующих страхом,
   Советницей владык -- губительную лесть;
   Печальную главу посыпав скорбным прахом,
   Я зрел: изгнанницей поруганную честь,
   Доступным торжищем -- святыню правосудья,
   Служенье истине -- коварства торжеством,
   Законы, правоты священные орудья,
   Щитом могучему и слабому ярмом.
  
   Подобно ранним декабристам, Вяземский уповает на конституцию, на закон, разрешающий противоречия между властью и народом. Конституционная свобода определяет для поэта "союз между гражданами и троном". Здесь же возникает любимая мысль Вяземского о пользе просвещения.
   И как бы ни были умеренны политические умонастроения Вяземского, все же эмоционально-смысловой "нерв" элегии -- в неизбежности суда над льстецами и невеждами. Не прославление "закона", а суровое обличение и гражданское мщение влечет поэта:
  
   Он загорится, день, день торжества и казни.
   День радостных надежд, день горестной боязни!
  
   Благодаря боевому настроению, горячему темпераменту стихотворение нашло отклик в сердцах современников.
   Гражданские страсти, проникая в элегии, преобразовывали их. Так, в элегии "Уныние" Вяземский, казалось бы, описывает одно психологическое состояние, но его занимает не психологический рисунок чувства во всевозможных переливах от момента пробуждения и до исчезновения, а мотивированность. Уныние овладевает лирическим Кроем не из-за личных слабостей, а потому, что внешние обстоятельства лишили его возможности полно проявить себя и принести пользу обществу:
  
   Кумир горящих душ! меня не допустила
   Судьба переступить чрез твой священный праг,
   И, мой пожравшая уединенный прах,
   Забвеньем зарастет безмолвная могила.
  
   Вяземский конкретизировал элегическое чувство, подчеркнул его Вынужденный и отчасти закономерный, общественно-обусловленный характер. В этом была новизна его элегии.
   В согласии с мыслью об общественном, гражданском служении в элегии развертываются два типа образов -- неосуществившихся мечтаний и надежд, быстро мелькнувших радостей души, данных в стиле элегической лирики ("легким сумраком мою одело младость", "с улыбкою любви, в венках из свежих роз", "На пир роскошества влекли меня забавы" и т. п.). и гражданских идей, выдержанных в декламационно-ораторском, архаическом стиле ("священный праг", "Святую ненависть к бесчестному зажгла И чистую любовь к изящному и благу", "Пред алтарем души в смиреньи клятву дал Тирану быть врагом и жертве верным другом").
   Размышляющий тон стихотворения во многом предварил жанр лирического монолога. Если Баратынский, например, в лучших элегиях психологически точен, конкретно развивая анализ чувств, их изменение, переход одного чувства в другое, то Вяземский делает упор на мотивировке рождения чувства, причем эта мотивировка не философична, а общественна. Здесь он сближается с поэтами-декабристами и отчасти предвосхищает психологизм Лермонтова.
   Понятно, что такая позиция должна была содействовать -- и действительно содействовала -- историческому пониманию Вяземским современного человека.
   Важным шагом на этом пути стала знаменитая элегия "Первый снег", из которой Пушкин взял эпиграф к первой главе "Евгения Онегина" -- "И жить торопится, и чувствовать спешит".
   Подобно тому, как гражданское начало мотивирует элегическое чувство в "Унынии", в "Первом снеге" элегическое настроение обусловлено национальным элементом.
   Ранний русский романтизм пытался решить и по-своему решал проблему народности и национального колорита. Романтики считали, что своеобразие нации зависит от климата, от национальной истории, от обычаев и языка. Социальные причины еще не выдвигались на первый план. Вяземский следует тут за своими современниками. Поэтому лирическое чувство спаяно у него с конкретными деталями русского быта и пейзажа. В элегии возникают контрастные образы "нежного баловня полуденной природы" и "сына пасмурных небес полуночной страны". Первый снег становится символом души северянина. С ним связаны радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений. Национально-своеобразные чувства неотделимы от живописных картин поздней осени и первых дней зимы. Суровая красота зимы рождает особый характер человека -- нравственно здорового, презирающего опасность, гнев и угрозы судьбы. Вяземский психологически тонко передает и молодой задор, и горячность, и восторженное приятие жизни. Даже самая грусть осмыслена как национальное чувство. Здесь для Вяземского раскрылись деятельная и максималистская натура русского человека, Представшего в определенную эпоху и в точно очерченном бытовом кругу. Многие поэтические выражения Пушкина в "Евгении Онегине" и в других произведениях восходят к блестящему и роскошному описанию Вяземского. Достаточно прочитать у Вяземского:
  
   Презрев мороза гнев и тщетные угрозы,
   Румяных щек твоих свежей алеют розы,
  
   как на память приходят строки Пушкина:
  
   ...и первые морозы,
   И отдаленные седой зимы угрозы
   (Читатель ждет уж рифмы: розы...).
  
   Пушкинские стихи
  
   Бразды пушистые взвивая,
   Бежит кибитка удалая
  
   и
  
   Морозной пылью серебрится
   Его бобровый воротник...
  
   не могут не напомнить зарисовок Вяземского:
  
   Как вьюга легкая, их окрыленный бег
   Браздами ровными прорезывает снег
   И, ярким облаком с земли его взвевая,
   Сребристой пылию окидывает их.
  
   Вместе с тем народный элемент в "Первом снеге" не очень глубок. Реальная зима в деревне для поэта еще недостаточно поэтична, и он считает нужным ее расцветить. Так возникает обилие картинных сравнений -- "В душе блеснула радость, Как искры яркие на снежном хрустале", "Воспоминание, как чародей богатый" и т. д.
   В "Первом снеге", как и в "Унынии", Вяземский достигает единства стиля и тона, но кое в чем возвращается назад, к карамзинистскому словоупотреблению, жертвуя простотой во имя изысканности. Его "роскошный слог" далек от пушкинской "нагой простоты". Однако нельзя забывать, что "Первый снег" написан в 1819 году и для того времени элегия Вяземского была, конечно, новым словом в русской поэзии. Пушкинские описания зимы и в "Зимнем утре", и в "Евгении Онегине", и в "Осени" будут созданы позднее. Пушкин вспомнит Вяземского не только затем, чтобы оттолкнуться от его поэтического стиля, но и чтобы опереться на традицию, потому что Вяземский уловил в "Первом снеге" нечто национально-характерное.
   От элегии "Первый снег" и от других произведений поэта тянутся нити к лирике 1820--1830-х годов. В это время Вяземский охвачен романтическим мироощущением, но не в духе немецкого романтизма, носившего по преимуществу философский отпечаток, а в духе английского, байронического, мрачного и мощного. Байрон становится кумиром Вяземского. Лирический герой Вяземского -- тираноборец, протестант -- теперь предстает могучей, исключительной личностью. Романтизм Байрона совместился у Вяземского "с красками политическими".
   Большое воздействие оказал на поэта Пушкин своими романтическими поэмами, и Вяземский восторженно воспринял новый характер, родившийся в жизни и отраженный в литературе. Он стал первым защитником и проповедником романтизма в критике. Тогда же он написал несколько полемических статей, посвященных "Кавказскому пленнику", "Бахчисарайскому фонтану", "Цыганам" и ставших манифестом русского романтизма.
   Вяземский понял романтизм как идею освобождения личности от "цепей", как низложение "правил" в искусстве и творчество нескованных форм. В романтизме Вяземский увидел опору своим собственным поискам национального колорита, путь к постижению духа народа. Но в то же время Вяземский ни до, ни после декабрьской катастрофы не выдвигал в романтизме индивидуалистических мотивов, хотя и не был чужд самопознанию, углублению в мир "внутреннего человека". Верный заветам века Просвещения, он связал романтизм с гражданскими настроениями. В этом смысле очень точно его самоопределение: "Стихии вольный гражданин".
   В романтическом мироощущении Вяземский открыл для себя источник новых творческих импульсов, в особенности в поисках национального содержания. Стиль его становится чище и выдержаннее. Поэта влечет тайная сопряженность земного и идеального миров, он погружается в натурфилософскую проблематику. Это особенно отчетливо чувствуется в стихотворениях 1830-х годов. Так, в стихотворении "Ты светлая звезда" параллельны два ряда образов -- "таинственного мира" и "земной тесноты", мечты и существенности, жизни и смерти, между которыми устанавливается невидимая внутренняя соприкосновенность. В лирику Вяземского явственно вторгается романтическая символика.
   Каждому явлению, даже самому заурядному и обычному, Вяземский придает символический смысл. Дорожный колокольчик и самовар осознаются знаками национальной культуры, тоска, хандра -- неотъемлемыми свойствами романтической души, переполненной предчувствиями иных миров. Вяземский напряженно переживает раздвоенность бытия, и в его стихотворениях неожиданно воскресают интонации позднего Баратынского и Тютчева:
  
   Шумит ли ветер? мне на ухо души
   Он темные нашептывает речи
   Про чудный край, где кто-то из глуши
  
Категория: Новости сайта Стихи о Боге | Просмотров: 543 | Добавил: svetikpoet | Теги: статьи о поэзии | Рейтинг: 0.0/0
Поиск стихов
Опрос
Нужно ли учиться писать стихи?
Всего ответов: 103
Интервью с поэтом
Статьи о поэзии
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2025