ТВОЙ КАБИНЕТ |
|
|
гость
Группа: Гости
Время: 14:29
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
| |
Добавить |
|
|
По вопросам размещения рекламы
пишите в "Обратная связь" | |
|
Главная » 2010 » Ноябрь » 9 » Стихи о Боге Семен Надсон
09:33 Стихи о Боге Семен Надсон |
Начнем с начала, если это для кого-нибудь интересно. История
моего рода, до моего появления на свет, для меня - область, очень мало
известная. Подозреваю, что мой прадед или прапрадед был еврей. Деда и
отца помню очень мало. Мать происхождения русского, из рода Мамантовых,
которые, в свою очередь, ведут свое происхождение от некоего
легендарного хана Мамута - татарина.
Так как я своего рода не знаю, то не знаю также, были ли в
нем люди чем-либо замечательные; слышал только, что отец мой, надворный
советник Яков Семенович Надсон, очень любил пение и музыку, способность,
которую и я от него унаследовал. Иногда мне кажется, что, сложись иначе
обстоятельства моего детства, я был бы музыкантом. Замечательно также,
что, когда я, девяти лет от роду, начал писать стихи, они хромали во
всех отношениях, кроме метрического, и размер у меня всегда был
безошибочен, хотя о теории стихосложения я и понятия не имел. Думаю, что
это - результат моих музыкальных способностей.
История моего детства - история грустная и темная. Я мало
могу сообщить подробностей и об обстоятельствах, сопровождавших мои
первые жизненные шаги, так как тогда, будучи ребенком, я многого не
понимал, а потом расспросить мне было некого - да, по правде сказать, и
не хотелось много расспрашивать.
Родился я 14 декабря 1862 года в Петербурге. Затем мать и
отец увезли меня, год спустя после моего рождения, в Киев. Отец вскоре
умер, так что моя сестра Анна, моложе меня полутора годами, родилась уже
после его смерти. В Киеве я помню наше семейство слитым с семейством
некоего Фурсова, у которого мать моя жила экономкой и учительницей его
дочери. Когда мне было семь лет, мать моя, рассорившись с Фурсовым,
уезжает в Петербург. Я поступаю в приготовительный класс 1-й
классической гимназии.
Мы живем у моего дяди, брата матери, Диодора Степановича
Мамантова (теперь уже умершего). Впечатления мои у него опять главным
образом музыкальные, так как дядя играл на виолончели (у него собирались
квартеты; музыка была серьезная и хорошая). Вскоре мать, больная
чахоткой, выходит вторично замуж - за Николая Гавриловича Фомина,
управляющего Киевским отделением Российского общества страхования и
транспортирования кладей - и уезжает с мужем в Киев. Меня переводят в
киевскую гимназию.
Во время каникул на даче, под Киевом, отчим мой в припадке
умопомешательства вешается после многих семейных сцен, вконец измучивших
мою больную мать. Мы остаемся в Киеве без всяких средств и испытываем
все ужасы нужды и всю тяжесть "помощи добрых людей", к числу которых
принадлежали мать и брат моего покойного отца, жители Киева.
Так дело тянется до зимы, когда другой мой дядя, брат
матери, Илья Степанович Мамантов, высылает нам деньги и снова вызывает
нас в Петербург. Тут в 1872 меня отдают пансионером во 2-ю военную
гимназию (теперь 2-й кадетский корпус), а сестру мою - в Николаевский
институт. Мать в эту же зиму - правильнее, весною 1873 года - умирает,
не оставив нам с сестрой почти ничего. Меня берет под свое попечение
И.С.Мамантов, сестру - Д.С.Мамантов, брат матери. Мы растем розно.
В 1879 году я кончаю курс в гимназии и поступаю в Павловское
военное училище. Но еще до начала учебных занятий болезнь груди
принуждает меня, будучи юнкером, отправиться на Кавказ, в Тифлис, где я
провожу зиму и лето 1880 года. Осенью возвращаюсь в училище, кончаю курс
через два года и выхожу в 1882 году подпоручиком в Каспийский полк, в
Кронштадте.
Болезнь груди, получившая свое дальнейшее развитие, и
пламенное личное желание принуждают меня покинуть службу в 1884 году и
выйти в отставку. Лето я отдыхаю, проводя его у А.И. Плещеева, на его
даче, по Варшавской железной дороге, но отдыхать мне идет не впрок, и я,
уже занявший было место секретаря редакции в газете "Неделя", которое
добыл с большим трудом и которым был вполне доволен, должен был покинуть
его и, по совету врачей, на средства, доставленные мне участием и
хлопотами моих друзей, должен уехать за границу, в Висбаден и Канн,
чтобы отсрочить на некоторое время свой смертный приговор... Веселенький
пейзажик!..
Такова фактическая сторона моей микроскопической жизни.
Теперь расскажу литературную и душевную. Четырех лет я уже
читал по-русски. В семье, до смерти матери, я был маленьким чудом и
маленьким деспотом. Мать меня любила до безумия. Я был болезненный,
впечатлительный ребенок, с детски-рыцарскими взглядами, благодаря
раннему чтению и идеализму матери. Поступление в корпус было первым моим
серьезным горем. В первом классе я уже мечтал о писательстве (мне было 9
лет). Тогда уже я проглотил почти всю детскую литературу - Майн Рида,
Жюля Верна, Густава Эмара, знал наизусть почти всего Пушкина и сам писал
прозой рассказы, героем которых был некий благородный Ваня.
После смерти матери жить мне стало очень тяжело. С одной
стороны, меня не любили в корпусе, так как я чувствовал себя развитее
товарищей, чего не мог им не показать из болезненно-развитого самолюбия,
с другой - мне тоже жилось неважно и у дяди, хотя он и тетка по-своему
меня очень любили и только из врожденной сдержанности не хотели
обнаруживать своих чувств, а я привык ко всеобщему поклонению.
Холодность между мной и семейством дяди прогрессивно увеличивалась, в
особенности в последние годы моего пребывания в гимназии, когда мои
идеалы и взгляды стали резко отталкивать меня от военной службы, в
которую прочил меня дядя. Думаю, что эта служба главным образом и съела
мое здоровье.
Во втором классе гимназии я начал уже писать стихами - в
подражание стихам моего двоюродного брата, Ф. Медникова, который был
двумя годами старше меня и которого все хвалили за талант, - вскоре,
впрочем, без следа исчезнувший. В первый раз я решился показать свое
стихотворение учителю, будучи в пятом классе. Живо помню его рецензию на
мой кровожадный "Сон Иоанна Грозного": "Язык образный, есть вымысел и
мысль, только некоторые стихи неудобны в стилистическом отношении". В
пятом же классе я начал печатать в журнале "Свет" Н.П. Вагнера и... в
первый раз полюбил. Воспоминание о предмете моей любви останется
навсегда одним из самых светлых в моей жизни.
На следующий год обо мне в первый раз была написана рецензия
в "Петербургских Ведомостях", где преувеличенно хвалили одно из моих
стихотворений ("Христианка"). В следующем году (1879) я испытал первое
литературное торжество, читая на концерте в гимназии другое свое
стихотворение - "Иуда", имевшее шумный успех (его впоследствии без моего
позволения напечатали в "Мысли" Оболенского). Затем я печатал в
"Слове".
В 1882 году со мной пожелал познакомиться А.Н. Плещеев,
открывший мне дорогу сначала в "Отечественные Записки", где я
дебютировал "Тремя стихотворениями", а потом и в другие журналы. Его я
считаю своим литературным крестным отцом и бесконечно обязан его
теплоте, вкусу и образованию, воспитавшим мою музу.
Все лучшее из написанного мною вошло в книжку. В 1884 году начал умирать. Затем - честь имею кланяться. Благодарю за честь! *29 сентября 1884 г. С.-Петербург
Не говори, что жизнь - игрушка В руках бессмысленной судьбы, Беспечной глупости пирушка И яд сомнений и борьбы. Нет, жизнь - разумное стремленье Туда, где вечный свет горит, Где человек, венец творенья, Над миром высоко царит. Внизу, воздвигнуты толпою, Тельцы минутные стоят И золотою мишурою Людей обманчиво манят; За этот призрак идеалов Немало сгибнуло борцов, И льется кровь у пьедесталов Борьбы не стоящих тельцов. Проходит время, - люди сами Их свергнуть с высоты спешат И, тешась новыми мечтами, Других тельцов боготворят; Но лишь один стоит от века, Вне власти суетной толпы, - Кумир великий человека В лучах духовной красоты. И тот, кто мыслию летучей Сумел подняться над толпой, Любви оценит свет могучий И сердца идеал святой! Он бросит все кумиры века, С их мимолетной мишурой, И к идеалу человека Пойдет уверенной стопой.ИУДА
I
Христос молился... Пот кровавый С чела поникшего бежал... За род людской, за род лукавый Христос моленья воссылал; Огонь святого вдохновенья Сверкал в чертах его лица, И он с улыбкой сожаленья Сносил последние мученья И боль тернового венца. Вокруг креста толпа стояла, И грубый смех звучал порой... Слепая чернь не понимала, Кого насмешливо пятнала Своей бессильною враждой. Что сделал он? За что на муку Он осужден, как раб, как тать, И кто дерзнул безумно руку На Бога своего поднять? Он в мир вошел с святой любовью, Учил, молился и страдал - И мир его невинной кровью Себя навеки запятнал!.. Свершилось!..
II
Полночь голубая Горела кротко над землей; В лазури ласково сияя, Поднялся месяц золотой. Он то задумчивым мерцаньем За дымкой облака сверкал, То снова трепетным сияньем Голгофу ярко озарял. Внизу, окутанный туманом, Виднелся город с высоты. Над ним, подобно великанам, Чернели грозные кресты. На двух из них еще висели Казненные; лучи луны В их лица бледные глядели С своей безбрежной вышины. Но третий крест был пуст. Друзьями Христос был снят и погребен, И их прощальными слезами Гранит надгробный орошен.
III
Чье затаенное рыданье Звучит у среднего креста? Кто этот человек? Страданье Горит в чертах его лица. Быть может, с жаждой исцеленья Он из далеких стран спешил, Чтоб Иисус его мученья Всесильным словом облегчил? Уж он готовился с мольбою Упасть к ногам Христа - и вот Вдруг отовсюду узнает, Что тот, кого народ толпою Недавно как царя встречал, Что тот, кто свет зажег над миром, Кто не кадил земным кумирам И зло открыто обличал,- Погиб, забросанный презреньем, Измятый пыткой и мученьем!.. Быть может, тайный ученик, Склонясь усталой головою, К кресту Учителя приник С тоской и страстною мольбою? Быть может, грешник непрощенный Сюда, измученный, спешил, И здесь, коленопреклоненный, Свое раскаянье излил?- Нет, то Иуда!.. Не с мольбой Пришел он - он не смел молиться Своей порочною душой; Не с телом Господа проститься Хотел он - он и сам не знал, Зачем и как сюда попал.
IV
Когда на муку обреченный, Толпой народа окруженный На место казни шел Христос И крест, изнемогая, нес, Иуда, притаившись, видел Его страданья и сознал, Кого безумно ненавидел, Чью жизнь на деньги променял. Он понял, что ему прощенья Нет в беспристрастных небесах,- И страх, бессильный рабский страх, Угрюмый спутник преступленья, Вселился в грудь его. Всю ночь В его больном воображеньи Вставал Христос. Напрасно прочь Он гнал докучное виденье; Напрасно думал он уснуть, Чтоб всё забыть и отдохнуть Под кровом молчаливой ночи: Пред ним, едва сомкнет он очи, Всё тот же призрак роковой Встает во мраке, как живой!-
V
Вот Он, истерзанный мученьем, Апостол истины святой, Измятый пыткой и презреньем, Распятый буйною толпой; Бог, осужденный приговором Слепых, подкупленных судей! Вот он!.. Горит немым укором Небесный взор его очей. Венец любви, венец терновый Чело Спасителя язвит, И, мнится, приговор суровый В устах разгневанных звучит... "Прочь, непорочное виденье, Уйди, не мучь больную грудь!.. Дай хоть на час, хоть на мгновенье Не жить... не помнить... отдохнуть... Смотри: предатель твой рыдает У ног твоих... О, пощади! Твой взор мне душу разрывает... Уйди... исчезни... не гляди!.. Ты видишь: я готов слезами Мой поцелуй коварный смыть... О, дай минувшее забыть, Дай душу облегчить мольбами... Ты Бог... Ты можешь всё простить! . . . . . . . . . . . . . . . . . А я? я знал ли сожаленье? Мне нет пощады, нет прощенья!"
VI
Куда уйти от черных дум? Куда бежать от наказанья? Устала грудь, истерзан ум, В душе - мятежные страданья. Безмолвно в тишине ночной, Как изваянье, без движенья, Всё тот же призрак роковой Стоит залогом осужденья... И здесь, вокруг, горя луной, Дыша весенним обаяньем, Ночь разметалась над землей Своим задумчивым сияньем. И спит серебряный Кедрон, В туман прозрачный погружен...
VII
Беги, предатель, от людей И знай: нигде душе твоей Ты не найдешь успокоенья: Где б ни был ты, везде с тобой Пойдет твой призрак роковой Залогом мук и осужденья. Беги от этого креста, Не оскверняй его лобзаньем: Он свят, он освящен страданьем На нем распятого Христа! . . . . . . . . . . . . . . . И он бежал!.. . . . . . . . . . . . . . . .
VIII
Полнебосклона Заря пожаром обняла И горы дальнего Кедрона Волнами блеска залила. Проснулось солнце за холмами В венце сверкающих лучей. Всё ожило... шумит ветвями Лес, гордый великан полей, И в глубине его струями Гремит серебряный ручей... В лесу, где вечно мгла царит, Куда заря не проникает, Качаясь, мрачный труп висит; Над ним безмолвно расстилает Осина свой покров живой И изумрудною листвой Его, как друга, обнимает. Погиб Иуда... Он не снес Огня глухих своих страданий, Погиб без примиренных слез, Без сожалений и желаний. Но до последнего мгновенья Все тот же призрак роковой Живым упреком преступленья Пред ним вставал во тьме ночной. Всё тот же приговор суровый, Казалось, с уст Его звучал, И на челе венец терновый, Венец страдания лежал!
27 июня 1878
Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой. Пушкин. "Руслан и Людмила" 1 Спит гордый Рим, одетый мглою, В тени разросшихся садов; Полны глубокой тишиною Ряды немых его дворцов; Весенней полночи молчанье Царит на сонных площадях; Луны капризное сиянье В речных колеблется струях, И Тибр, блестящей полосою Катясь меж темных берегов, Шумит задумчивой струею Вдаль убегающих валов. В руках распятие сжимая, В седых стенах тюрьмы сырой Спит христианка молодая, На грудь склонившись головой. Бесплодны были все старанья Ее суровых палачей: Ни обещанья, ни страданья Не сокрушили веры в ней. Бесчеловечною душою Судьи на смерть осуждена, Назавтра пред иным судьего Предстанет в небесах она. И вот, полна святым желаньем Всё в жертву небу принести, Она идет к концу страданья, К концу тернистого пути... И снятся ей поля родные, Шатры лимонов и дубов-, Реки изгибы голубые И юных лет приютный кров; И прежних мирных наслаждений Она переживает дни, - Но ни тревог, ни сожалений Не пробуждают в ней они. На всё земное без участья Она привыкла уж смотреть; Не нужно ей земного счастья,- Ей в жизни нечего жалеть: Полна небесных упований, Она без жалости и слез Разбила рой земных желаний И юный мир роскошных грез, - И на алтарь Христа и бога Она готова принести Всё, чем красна ее дорога, Чт_о_ ей светило на пути. 2 Поднявшись гордо над рекою, Дворец Нерона мирно спит; Вокруг зеленою семьею Ряд стройных тополей стоит; В душистом мраке утопая, Спокойной негой дышит сад; В его тени, струей сверкая, Ключи студеные журчат. Вдали зубчатой полосою Уходят горы в небеса, И, как плащом, одеты мглою Стоят священные леса. Всё спит. Один Альбин угрюмый Сидит в раздумье у окна... Тяжелой, безотрадной думой Его душа возмущена. Враг христиан, патриций славный, В боях испытанный герой, Под игом страсти своенравной, Как раб, поник он головой. Вдали толпы, пиров и шума, Под кровом полночи немой, Всё та же пламенная дума Сжимает грудь его тоской. Мечта нескромная смущает Его блаженством неземным, Воображенье вызывает Картины страстные пред ним, И в полумгле весенней ночи Он видит образ дорогой, Черты любимые и очи, Надежды полные святой. 3 С тех пор как дева молодая К нему на суд приведена, Проснулась грудь его немая От долгой тьмы глухого сна. Разврат дворца в душе на время Стремленья чистые убил, Но свет любви порока бремя Мечом карающим разбил; И, казнь Марии изрекая, Дворца и Рима гордый сын, Он сам, того не сознавая, Уж был в душе христианин; И речи узницы прекрасной С вниманьем жадным он ловил, И свет великий веры ясной Глубоко корни в нем пустил. Любовь и вера победили В нем заблужденья прежних дней И душу гордую смутили Высокой прелестью своей. 4 Заря блестящими лучами Зажглась на небе голубом, И свет огнистыми волнами Блеснул причудливо кругом. За ним, венцом лучей сияя, Проснулось солнце за рекой И, светлым диском выплывая, Сверкает гордо над землей... Проснулся Рим. Народ толпами В амфитеатр, шумя, спешит, И черни пестрыми волнами Цирк, полный доверху, кипит; И в ложе, убранной богато, В пурпурной мантии своей, Залитый в серебро и злато, Сидит Нерон в кругу друзей. Подавлен безотрадной думой, Альбин, патриций молодой, Как ночь прекрасный и угрюмый, Меж них сияет красотой. Толпа шумит нетерпеливо На отведенных ей местах, Но - подан знак, и дверь визгливо На ржавых подалась петлях, - И, на арену выступая, Тигрица вышла молодая... Вослед за ней походкой смелой Вошла с распятием в руках Страдалица в одежде белой, С спокойной твердостью в очах. И вмиг всеобщее движенье Сменилось мертвой тишиной, Как дань немого восхищенья Пред неземною красотой. Альбин, поникнув головою, Весь бледный, словно тень стоял... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И вдруг пред стихнувшей толпою Волшебный голос зазвучал: 5 "В последний раз я открываю Мои дрожащие уста: Прости, о Рим, я умираю За веру в моего Христа. И в эти смертные мгновенья, Моим прощая палачам, За них последние моленья Несу я к горним небесам: Да не осудит их спаситель За кровь пролитую мою, Пусть примет их святой учитель В свою великую семью, Пусть светоч чистого ученья В сердцах холодных он зажжет И рай любви и примиренья В их жизнь мятежную прольет!.." Она замолкла, и молчанье У всех царило на устах; Казалось, будто состраданье В их черствых вспыхнуло сердцах... . . . . . . . . . . . . . . . . . Вдруг на арене, пред толпою, С огнем в очах предстал Альбин И молвил: "Я умру с тобою... О Рим, - и я христианин..." Цирк вздрогнул, зашумел, очнулся, Как лес осеннею грозой, - И зверь испуганно метнулся, Прижавшись к двери роковой... Вот он крадется, выступая, Ползет неслышно, как змея... Скачок... и, землю обагряя, Блеснула алая струя... Святыню смерти и страданий Рим зверским смехом оскорбил, И дикий гром рукоплесканий Мольбу последнюю покрыл. Глубокой древности сказанье Прошло седые времена, И беспристрастное преданье Хранит святые имена. Простой народ тепло и свято Сумел в преданьи сохранить, Как люди в старину, когда-то, Умели верить и любить!..------------------------------------------------------
Когда душа твоя истерзана страданьем И грудь полна тоской, безумною тоской, - Склонись тогда пред тем с горячим упованьем, Кто - кротость и любовь, забвенье и покой.
Откинь в уме твоем возникшие сомненья, Молись ему, как раб, с покорностью немой - И он подаст тебе и слезы примиренья,
И силу на борьбу с безжалостной судьбой...
------------------------------------------------------
* * *
Христос!.. Где ты, Христос, сияющий лучами Бессмертной истины, свободы и любви?.. Взгляни - твой храм опять поруган торгашами, И меч, что ты принес, запятнан весь руками, Повинными в страдальческой крови!..
Взгляни, кто учит мир тому, чему когда-то И ты учил его под тяжестью креста! Как ярко их клеймо порока и разврата, Какие лживые за страждущего брата, Какие гнойные открылися уста!..
О, если б только зло!.. Но рваться всей душою Рассеять это зло, трудиться для людей, - И горько сознавать, что об руку с тобою Кричит об истине, ломаясь пред толпою, Прикрытый маскою, продажный фарисей!..
1880
|
Категория: Новости сайта Стихи о Боге |
Просмотров: 964 |
Добавил: svetikpoet
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|