Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – великий русский поэт, прозаик, драматург.
Александр Сергеевич Пушкин биография, детство. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. По легенде этот род восходил к Радше, жившему еще во времена Александра Невского. К слову, в прозе и стихах Пушкина его родословная не раз упоминалась, или же становилась основным ключом развития событий. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I. Надежда Осиповна – мать Александра Сергеевича. Отец – Сергей Львович. В семье, кроме Александра Сергеевича было еще несколько детей. Но выжили лишь сын Лев и дочь Ольга. 1805-1810 года. В этот период детства Александр Сергеевич Пушкин проводит много времени (особенно летом) у своей бабушки – Марии Алексеевны Ганнибал, которая проживала в подмосковном селе Захарове. Многие тогдашние впечатления отразились в стихах Пушкина «Монах» (1813 года), «Бова» (1814 года). Бабушка в своих записях отмечает крайнее непостоянство своего старшего внука, вечно кидающегося, даже в детстве, в крайности. 1811 год. В этом году наступает еще один важный период в биографии Пушкина Александра Сергеевича – учеба в Царскосельском Лицее. Именно здесь автор застает Отечественную Войну 1812 года, и именно здесь впервые его оценят как поэта. Многие взрослые и детские стихи Пушкина несут на себе отпечаток воспоминаний об учебе в лицее. 1814 год. В этом году стихи Пушкина впервые появляются в печати, в журнале «Вестник Европы», где публикуется его стих «К другу-стихотворцу». Через год автор выступает в лицее перед Гавриилом Державиным (героем многих лицеистов) со стихотворением «Воспоминания в Царском Селе». В этот же период поэта принимают в литературное общество «Арзамас». Анализ стихотворений Пушкина показывает, что в этот период автор жаждал пережить как можно больше наслаждений быстротечной жизни. Однако позже основным жанром поэта становится элегия, что формируется в виду смены системы ценностей и всего мировоззрения в целом. 1817 года. Пушкин оканчивает лицей, и выпускается в чине коллежского секретаря, после чего его определяют в Коллегию иностранных дел. Этот период биографии Пушкина Александра Сергеевича полон различных событий. Он часто посещает театры, участвует в заседаниях общества «Арзамас», а в 1819 году Пушкина принимают членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». Александр Сергеевич не принимает активного участия в деятельности тайных декабристских организаций, но, в то же время, становится другом многим участникам этих организаций. В это время Пушкин пишет стихи «К Чаадаеву»: 1818 – «Любви, надежды, тихой славы», «Вольность», «Н. Я. Плюсковой», 1819 – «Деревня». В этот же период автор активно работает над поэмой «Руслан и Людмила», которая после своего выхода в 1820 году вызывает немало критики, из-за падения канонов автора. 1820 год.
Весной генерал-губернатор Петербурга вызывает Пушкина для объяснений содержания некоторых его произведений, противоречащих носителю государственного чина. Результатом этого разговора становится перевод поэта на службу в кишиневскую канцелярию. По дороге на новое место Александр Сергеевич заболевает воспалением легких, в результате чего он вынужден отправиться для лечения в Крым и на Кавказ. Вместо мая Пушкин прибывает на место службы лишь в сентябре. Следует отметить, что новый начальник весьма благосклонно отнесся к поэту, и позволял тому надолго отъезжать в гости к друзьям в другие города. 1922 год. В этом году Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник», которая делает его одним из величайших литераторов среди современников. В этом же году автор пишет и другую поэму «Братья разбойники». Через год начинается работа над «Евгением Онегиным». В 1924 году выходит «Бахчисарайский фонтан», весьма благотворно воспринятый читателями из-за необычной формы изложения.
Пушкин начинает ощущать себя литературным деятелем, а не государственным служащим. Он добивается перевода в Одессу, а позже и вовсе уходит со службы, и его ссылают в имение Михайловское. 1924 год. В этом году Пушкин переезжает в имение Михайловское, принадлежащее его родителям. Первая осень, проведенная в имении, оказывается весьма плодотворной. Поэт Пушкин пишет несколько стихотворений: «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», поэму «Граф Нулин». В это же время он возобновляет автобиографические записки, которые он забросил после переезда в Кишинев. 1925 год также не проходит даром. После встречи с Анной Керн Пушкин пишет стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». В этот же период завершаются пятая и шестая главы «Евгения Онегина». В 1826 году Пушкина доставляют к царю для личной аудиенции. Николай I гарантировал поэту личное покровительство, а также избавление от привычной цензуры. Приблизительно в это же время Александр Сергеевич начинает интересоваться Петром I, которой становится героем нескольких поэм. Пушкин постоянно путешествует, часто ездит в Москву и в Петербург. В 1929 году едет на Кавказ. Анализ стихотворений Пушкина показывает, что в это же время автора терзают горестные предчувствия, он часто думает о смерти. В 1927 году автора опять начинают преследовать из-за стихотворения «Андрей Шенье» и поэмы «Гавриилиада». Дела прекращаются по требованию свыше, но за поэтом устанавливают негласный надзор. 1830 год. В этом году Пушкин сватается к Наталье Гончаровой (это была вторая попытка), и на этот раз успешно. Осенью поэт отправляется в деревню Кистенево, подаренную отцом к свадьбе, однако из-за холеры вынужден остаться в имении Болдино. Период пребывания в имении отца становится наиболее плодотворным. Поэт Пушкин пишет множество стихотворений, дописывает последние главы «Евгения Онегина» и несколько иных романов. 18 февраля (2 марта по старому стилю) 1831 года Пушкин и Гончарова венчаются в Москве. Весной молодожены переезжают в Царское Село, где снимают дачу. Александр Сергеевич Пушкин завершает отрезок биографии, связанный с романом «Евгений Онегин», т.к. дописывает «Письмо Онегина». В этом же году Пушкин вновь зачисляется на службу в качестве историографа. Однако на самом деле он лишь стремиться получить таким образом доступ к архивам. Неспокойные события в стране, а также нестабильность во внешней политике обязывают поэта Пушкина написать стихотворения «Клеветникам России», «Перед гробницею святой…», «Бородинская годовщина». Эти стихи Пушкина вызывают неоднозначную реакцию на Западе, а кое-где и в России. 1832 год. В этот период своей биографии Александр Сергеевич Пушкин задумывает создать исторический роман о временах пугачевщины. Однако автору не хватает знаний исторических фактов. В результате начинается работа над другим произведением - «Дубровский», который не был окончен из-за нежелания Пушкина противостоять цензуре. Поэт возвращается к идее создания романа о пугачевщине, для чего изучает все доступные материалы (многие из них засекречены на то время), объезжает многие места, где проходило восстание, собирает все доступные факты. После всех этих путешествий, осенью 1833 года Александр Сергеевич возвращается в имение Болдино. Здесь он пишет «Историю Пугачёва» и «Песни западных славян», а также поэмы «Анджело» и «Медный всадник». Кроме всего этого Пушкин начинает работу над повестью «Пиковая дама». 1833 год. Александр Сергеевич Пушкин чувствует необходимость в переменах, в результате чего в его биографии наступает новый период. После повышения в чин камер-юнкера, поэт решает покинуть службу и подать в отставку. В то же время в его семье имеется уже четверо детей, а финансовой положение оставляет желать лучшего. Положение выглядит и вовсе бедственно, поскольку многие произведения Пушкина не допускаются к печати из-за цензуры (например, поэма «Медный всадник»). В 1834 году Пушкин дописывает повесть «Пиковая дама», которую немедленно отсылает в журнал «Библиотека для чтения». За повесть он получает высокий гонорар. Однако решить финансовые вопросы так и не удается. В это же время Александр Сергеевич подает в отставку, с просьбой разрешить посещение архивов. Однако эту просьбу не удовлетворяют. Ему выплачивают пятигодичное жалование, однако даже эта сумма не позволяет покрыть все долги поэта. Источником дохода остается литература. Но на тот момент интерес читателей к Пушкину гаснет, публика наблюдает падение таланта Пушкина. На самом деле, лучшие произведения и стихотворения Александра Сергеевича Пушкина на тот момент попросту не проходят цензуру и не допускаются к печати. Стихи Пушкина, его любовь природе, его лирика терпят изменения. Поэт начинает активно экспериментировать с прозой. 1836 год. Чтобы решить все свои проблемы Александр Сергеевич Пушкин решает издать журнал «Современник». Однако популярностью у публики журнал не пользуется, из-за непривычного формата для широких масс. Даже то, что здесь печатаются известнейшие авторы того времени (Н.Гоголь, А. Тургенев, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский), не спасает издание. Два последних тома Пушкин практически на половину заполняет собственными произведениями. 1837 год. Между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом, усыновленным сыном голландского посланника барона Геккерена, и служащим русской гвардии, возник конфликт. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль, и в результате получает смертельное ранение в живот. Узнав, что ранение смертельно, поэт стремиться уладить свои дела, и обменивается записками с Императором Николаем I, которой обещает обеспечить достатком семью и выплатить все долги. Впоследствии монарх выполнил все обещания. В наше время Пушкин, стихотворение и поэт – это слова синонимы. Краткая и полная биография Александра Сергеевича Пушкина изданы на множестве языков (биография Пушкина на английском языке). Сказки Пушкина (иллюстрации) также изданы в большинстве стран мира. Именем поэта названы многие культурные заведения. Театр имени Пушкина имеется в Москве, Красноярске, Пскове, Харькове, Магнитогорске. Музей изобразительного искусства имени Пушкина (государственный музей искусств Пушкина), Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина и множество иных заведений названы именем величайшего русского поэта. Александр Сергеевич Пушкин успел создать огромное множество стихов. В наше время весьма популярны стихи Пушкина о любви к природе, детские стихи. В школах дети проходят анализ стихотворений Пушкина, которые являются обязательной частью программы во всех странах СНГ. Поэмы А.С.Пушкина (южные поэмы Пушкина, романтические поэмы Пушкина): Руслан и Людмила (года написания: 1817-1820)
Кавказский пленник (года написания: 1820-1821)
Гавриилиада (год написания: 1821)
Вадим (года написания: 1821-1822)
Братья разбойники (года написания: 1821-1822)
Бахчисарайский фонтан (года написания: 1821-1823)
Цыганы (год написания: 1824)
Граф Нулин (год написания: 1825)
Полтава (года написания: 1828-1829)
Тазит (года написания: 1829-1830)
Домик в Коломне (год написания: 1830)
Езерский (год написания: 1832)
Анджело (год написания: 1833)
Медный всадник (год написания: 1833). Роман в стихах А.С.Пушкина: Евгений Онегин (года написания: 1823—1832). Прозаические произведения (романы и повести А.С.Пушкина): Арап Петра Великого (год написания: 1827)
Роман в письмах (год написания: 1829)
Повести покойного Ивана Петровича Белкина (год написания: 1830): Гробовщик, Выстрел, Станционный смотритель, Метель, Барышня-крестьянка.
История села Горюхина (год написания: 1830)
Рославлев (год написания: 1831)
Дубровский (год написания: 1833)
Пиковая дама (год написания: 1834)
Египетские ночи (год написания: 1835)
Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года (год написания: 1835)
Капитанская дочка (год написания: 1836) Драматические произведения А.С.Пушкина (рисунки и иллюстрации к произведениям Пушкина, анализ произведений Пушкина): Борис Годунов (год написания: 1825)
Моцарт и Сальери (год написания: 1830)
Каменный гость (год написания: 1830)
Скупой рыцарь (год написания: 1830)
Пир во время чумы (год написания: 1830)
Русалка (года написания: 1829—1832) Сказки А.С.Пушкина (сказки Пушкина иллюстрации и картинки): Жених (год написания: 1825)
Сказка о попе и о работнике его Балде (год написания: 1830)
Сказка о медведихе (года написания: 1830—1831)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (год написания: 1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (год написания: 1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (год написания: 1833)
Сказка о золотом петушке (год написания: 1834)
Безверие О вы, которые с язвительным упреком,
Считая мрачное безверие пороком, Бежите в ужасе того, кто с первых лет Безумно погасил отрадный сердцу свет; Смирите гордости жестокой исступленье: Имеет он права на ваше снисхожденье, На слезы жалости; внемлите брата стон, Несчастный не злодей, собою страждет он. Кто в мире усладит души его мученья? Увы! он первого лишился утешенья! Взгляните на него - не там, где каждый день Тщеславие на всех наводит ложну тень, Но в тишине семьи, под кровлею родною, В беседе с дружеством иль темною мечтою. Найдите там его, где илистый ручей Проходит медленно среди нагих полей; Где сосен вековых таинственные сени, Шумя, на влажный мох склонили вечны тени. Взгляните - бродит он с увядшею душой, Своей ужасною томимый пустотой, То грусти слезы льет, то слезы сожаленья. Напрасно ищет он унынью развлеченья; Напрасно в пышности свободной простоты Природы перед ним открыты красоты; Напрасно вкруг себя печальный взор он водит: Ум ищет божества, а сердце не находит.
Настигнет ли его глухих Судеб удар, Отъемлется ли вдруг минутный счастья дар, В любви ли, в дружестве обнимет он измену И их почувствует обманчивую цену: Лишенный всех опор отпадший веры сын Уж видит с ужасом, что в свете он один, И мощная рука к нему с дарами мира Не простирается из-за пределов мира...
Несчастия, Страстей и Немощей сыны, Мы все на страшный гроб родясь осуждены. Всечасно бренных уз готово разрушенье; Наш век - неверный день, всечасное волненье. Когда, холодной тьмой объемля грозно нас, Завесу вечности колеблет смертный час, Ужасно чувствовать слезы последней Муку - И с миром начинать безвестную разлуку! Тогда, беседуя с отвязанной душой, О Вера, ты стоишь у двери гробовой, Ты ночь могильную ей тихо освещаешь, И ободренную с Надеждой отпускаешь... Но, други! пережить ужаснее друзей! Лишь Вера в тишине отрадою своей Живит унывший дух и сердца ожиданье. "Настанет! - говорит,- назначено свиданье!"
А он (слепой мудрец!), при гробе стонет он, С усладой бытия несчастный разлучен, Надежды сладкого не внемлет он привета, Подходит к гробу он, взывает... нет ответа!
Видали ль вы его в безмолвных тех местах, Где кровных и друзей священный тлеет прах? Видали ль вы его над хладною могилой, Где нежной Делии таится пепел милый? К почившим позванный вечерней тишиной, К кресту приникнул он бесчувственной главой Стенанья изредка глухие раздаются, Он плачет - но не те потоки слез лиются, Которы сладостны для страждущих очей И сердцу дороги свободою своей; Но слез отчаянья, но слез ожесточенья. В молчаньи ужаса, в безумстве исступленья Дрожит, и между тем под сенью темных ив, У гроба матери колена преклонив, Там дева юная в печали безмятежной Возводит к небу взор болезненный и нежный, Одна, туманною луной озарена, Как ангел горести является она; Вздыхает медленно, могилу обнимает - Всё тихо вкруг его, а, кажется, внимает. Несчастный на нее в безмолвии глядит, Качает головой, трепещет и бежит, Спешит он далее, но вслед унынье бродит.
Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит, Там умножает лишь тоску души своей. При пышном торжестве старинных алтарей, При гласе пастыря, при сладком хоров пенье, Тревожится его безверия мученье. Он Бога тайного нигде, нигде не зрит, С померкшею душой святыне предстоит, Холодный ко всему и чуждый к умиленью С досадой тихому внимает он моленью. "Счастливцы! - мыслит он, - почто не можно мне Страстей бунтующих в смиренной тишине, Забыв о разуме и немощном, и строгом, С одной лишь верою повергнуться пред Богом!"
Напрасный сердца крик! нет, нет! не суждено Ему блаженство знать! Безверие одно, По жизненной стезе во мраке вождь унылый, Влечет несчастного до хладных врат могилы. И что зовет его в пустыне гробовой - Кто ведает? но там лишь видит он покой. 1817
Монастырь на Казбек
Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами. Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство Бога скрыться мне!..
Не напрасно, не случайноА.С. Пушкин: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?... Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. Митрополит Филарет: Не напрасно, не случайно Жизнь судьбою мне дана; Не без правды ею тайно На тоску осуждена. Сам я своенравной властью Зло из тайных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною, Просияй сквозь сумрак дум, И созиждутся Тобою Сердце чисто, светел ум. А.С. Пушкин: В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Серафима В священном ужасе поэт.
Пророк
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».
Отцы пустынники и жены непорочны...Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Все чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.
"Отче наш"Я слышал — в келии простой
Старик молитвою чудесной Молился тихо предо мной: "Отец людей, Отец Небесный! Да имя вечное Твое Святится нашими сердцами; Да придет Царствие Твое, Твоя да будет воля с нами, Как в небесах, так на земли. Насущный хлеб нам ниспошли Своею щедрою рукою; И как прощаем мы людей, Так нас, ничтожных пред Тобою, Прости, Отец, Своих детей; Не ввергни нас во искушенье, И от лукавого прельщенья Избави нас!.."
Перед крестом Так он молился. Свет лампады Мерцал впотьмах издалека, И сердце чуяло отраду От той молитвы старика.
Поэт
Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел. Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит гордой головы; Бежит он, дикий и суровый, И звуков и смятенья полн, На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы...
Мирская властьКогда великое свершалось торжество, И в муках на Кресте кончалось Божество, Тогда по сторонам животворяща древа Мария-грешница и Пресвятая Дева, Стояли две жены, В неизмеримую печаль погружены. Но у подножия теперь Креста Честнаго, Как будто у крыльца правителя градскаго, Мы зрим - поставлено на место жен святых В ружье и кивере два грозных часовых. К чему, скажите мне, хранительная стража? - Или распятие казенная поклажа, И вы боитеся воров или мышей? - Иль мните важности придать царю царей? Иль покровительством спасаете могучим Владыку, тернием венчанного колючим, Христа, предавшего послушно плоть Свою Бичам мучителей, гвоздям и копию? Иль опасаетесь, чтоб чернь не оскорбила Того, Чья казнь весь род Адамов искупила, И, чтоб не потеснить гуляющих господ, Пускать не велено сюда простой народ?
|