Николай Михайлович Языков (1803-1847) - русский поэт. Сын богатых
поместных дворян, учился сначала в Горном кадетском корпусе, затем в Институте
инженеров путей сообщения. Бросив учебу, уехал в Дерпт, где поступил на
философский факультет университета. Семь лет, проведенных в стенах университета
(1822-1829), - время нравственного и поэтического самоопределения одного из
значительных поэтов пушкинской поры. Общественная оппозиционность Языкова,
сформировавшаяся в годы учебы, сблизила его с декабристами, несмотря на то,
что он не имел определенных и четко выраженных политических убеждений. Его
оппозиционность носила скорее эмоциональный характер и выражала протест против
всех видов произвола. Поэтому основной пафос поэзии Языкова - это "стремление к
душевному простору" (И. В. Киреевский). Поэтическое дарование у него по
преимуществу лирическое, хотя им были написаны и поэмы ("Сержант Сурмин", 1829;
"Липы", 1846), и драматические произведения ("Жар-птица", 1836-1838), и сказки
("Сказка о пастухе и диком вепре", 1835).
Лирический пафос поэзии Языкова нашел выражение в циклах 1823 и 1829 годов, в
элегиях и посланиях этого периода складывается особый тип романтического
поэтического мышления, воспринявшего романтизм как свободу личных чувств и
свободу от правил классицизма. Ему не чужды гражданские идеи, но главное для
лирического героя Языкова - обретение свободы духа, ощущение полной
раскованности. Языков поэтизировал дружескую пирушку, буршество, застольное
веселье и наряду с этим прославлял вдохновение и высоукую роль поэзии
("Песни").
Языков обращался и к теме героического прошлого. Тема барда-воина, столь
распространенная в поэзии 1820-х годов, наиболее ярко представлена стихами
Языкова ("Песнь барда во время владычества татар в России", 1823; "Баян к
русскому воину", 1823; две "Песни баяна", 1823). Запечатленные в стихах картины
рабства должны были напомнить читателю о самодержавной тирании современности,
побудить к подвигу во имя свободы. Разрабатывая историческую тематику, Языков
создает особый жанр высокой поэзии, развивающий традиции классической оды, но
свободный от ее риторичности и дидактизма. Одним из первых в русской поэзии он
свободно пользуется аллитерациями, обнажает этимологию слова, прибегает к смене
ритмов и интонаций. Им вводится в обращение период, смысловым и структурным
центром которого становится эмоция.
Языков внес свой вклад в разрушение традиционного классического жанра элегии,
вводя в нее "вакхические" мотивы; язык элегии вбирает в себя и устаревшие
обороты и одическую лексику; поражает интонационное разнообразие ее стиха:
элегия у Языкова - то грустная, то торжественная, то ироническая. Связанный с
поэзией декабризма, Языков испытал и "кризис 1823 года". Его политические элегии
("Элегия", 1824) окрашены пессимистическими настроениями, в них звучит мотив
"спящей России", безмолвной и покорной самовластью ("Свободы гордой
вдохновенье!", "Еще молчит гроза народа..."). Стихотворение "Пловец"
("Нелюдимо наше море..."), созданное в 1829 году, исполнено гражданского пафоса.
Сблизившись в конце 1820-х годов с будущими славянофилами И. В. и П. В.
Киреевскими, Языков от вольнолюбия и тираноборчества дерптских стихов переходит
к покаянию, осуждая свое свободолюбивое прошлое ("Ау!", 1831;
"К ненашим", 1844). Программным для позднего Языкова стало стихотворение
"Землетрясение" (1844), в котором утверждалось, что миссия поэта -
религиозно-мистическая: приносить "дрожащим людям молитвы с горней вершины".
Многие стихи и песни Языкова ("Нелюдимо наше море",
"Из страны, страны далекой") положены на музыку Даргомыжским, К. П. Вильбоа и
другими русскими композиторами.
Марина Уртминцева.
14-ый Псалом
Кому, о Господи, доступны Твои Сионские высоты? Тому, чьи мысли неподкупны, Чьи целомудренны мечты; Кто дел своих ценою злата Не взвешивал, не продавал, Не ухищрялся против брата И на врага не клеветал, Ему со страхом поклонялся, С любовью плакал перед Ним. И свят, о Боже, Твой избранник! Мечом ли руку ополчит, - Велений Господа посланник, - Он исполина сокрушит. В венце ли он - его народы Возлюбят правду: весь и град Взыграют радостью свободы И нивы златом закипят. Возьмет ли арфу - дивной силой Дух преисполнится его, И, как орел ширококрылый, Взлетит до неба Твоего!
МОЛИТВА
Молю святое провиденье:
Оставь мне тягостные дни,
Но дай железное терпенье,
Но сердце мне окамени.
Пусть, неизменен, жизни новой
Приду к таинственным вратам,
Как Волги вал белоголовый
Доходит целый к берегам.
ПОЭТУ
Когда с тобой сроднилось вдохновенье,
И сильно им твоя трепещет грудь,
И видишь ты свое предназначенье,
И знаешь свой благословенный путь;
Когда тебе на подвиг всё готово,
В чем на земле небесный явен дар,
Могучей мысли свет и жар
И огнедышащее слово,-
Иди ты в мир - да слышит он пророка,
Но в мире будь величествен и свят:
Не лобызай сахарных уст порока
И не проси и не бери наград.
Приветно ли сияет багряница?
Ужасен ли венчанный произвол?
Невинен будь, как голубица,
Смел и отважен, как орел!
И стройные, и сладостные звуки
Поднимутся с гремящих струн твоих;
В тех звуках раб свои забудет муки,
И царь Саул заслушается их;
И жизнию торжественно-высокой
Ты процветешь - и будет век светло
Твое открытое чело
И зорко пламенное око!
Но если ты похвал и наслаждений
Исполнился желанием земным,-
Не собирай богатых приношений
На жертвенник пред господом твоим:
Он на тебя немилосердно взглянет,
Не примет жертв лукавых; дым и гром
Размечут их - и жрец отпрянет,
Дрожащий страхом и стыдом!
============================ Моей лампады одинокой
Не потушай светило дня!
Пускай продлится сон глубокой
И ночь глухая вкруг меня!
Моей молитвенной лампады
При догорающем огне,
Позволь еще забыться мне,
Позволь еще вкусить отрады
Молиться богу за нее.
Его прелестное созданье,
Мое любимое мечтанье
И украшение мое!
Да жизни мирной и надежной
Он даст ей счастье на земле:
И в сердце пламень безмятежной,
И ясность мысли на челе!
И даст ей верного супруга,
Младого, чистого душой,
И с ним семейственный покой
И в нем приветливого друга;
И даст почтительных детей,
Здоровых, умных и красивых,
И дочерей благочестивых,
И веледушных сыновей!
Но ты взошло. Сияньем чистым
Ты озарило небеса,
И блещет пурпуром златистым
Их величавая краса;
И воды пышно заструились,
Играя отблеском небес,
И свежих звуков полон лес;
Поля и холмы пробудились!
О! будь вся жизнь ее светла,
Как этот свод лазури ясной,
Высокий, тихий и прекрасной
Живая господу хвала!
Блажен, кто мудрости высокой
Послушен сердцем и умом,
Кто при лампаде одинокой
И при сиянии дневном
Читает книгу ту святую,
Где явен божеский закон:
Он не пойдет в беседу злую,
На путь греха не ступит он.
Ему не нужен путь разврата;
Он лишний гость на том пиру,
Где брат обманывает брата,
Сестра клевещет на сестру;
Ему не нужен праздник шумной,
Куда не входят стыд и честь,
Где суесловят вольнодумно
Хула, злоречие и лесть.
Блажен!.. как древо у потока
Прозрачных, чистых, светлых вод
Стоит,- и тень его широка
Прохладу страннику дает,
И зеленеет величаво
Оно, красуяся плодом,
И своевременно и здраво
Растет и зреет плод на нем,-
Таков он, муж боголюбивый;
Всегда, во всех его делах
Ему успех, а злочестивый...
Тот не таков; он словно прах!..
Но злочестивый прав не будет
Он на суде не устоит,
Зане господь не лестно судит
И беззаконного казнит. -----------------------------------------------------