Козлов Иван Иванович - талантливый поэт. Родился в Москве 11
апреля 1779 года. Отец его был статс-секретарем Екатерины II, мать - из
старого рода Хомутовых. 5-ти лет мальчик был записан сержантом в
лейб-гвардейский Измайловский полк и в 1795 году произведен в
прапорщики. Служил в канцелярии московского главнокомандующего; в 1812
году работал в комитете для образования московского ополчения, затем
вступил на службу в департамент государственных имуществ. В 1818 году у
него отнялись ноги, и стало ухудшаться зрение; в 1821 году он
окончательно ослеп. По свидетельству его друга, Жуковского, он
"переносил бедственную свою участь с терпением удивительным - и Божий
Промысл, пославший ему тяжкое испытание, даровал ему в то же время и
великую отраду: поразив его болезнью, разлучившей его навсегда с внешним
миром и со всеми его радостями, столь нам изменяющими, открыл он
помраченному взору его весь внутренний, разнообразный и неизменчивый мир
поэзии, озаренный верой, очищенный страданием". Зная французский и
итальянский языки с детства, Козлов изучил теперь английский, немецкий и
польский языки. Он обладал феноменальной памятью, еще сильнее
развившейся во время болезни: "он знал наизусть, - говорит Жуковский, -
всего Байрона, все поэмы Вальтера Скотта, лучшие места из Шекспира так
же, как прежде - всего Расина, Тасса и главные места из Данта": он знал
наизусть и все Евангелие. Жизнь его была разделена "между религией и
поэзией". "Все, что делалось в свете, возбуждало его участие - и он
нередко заботился о внешнем мире с каким-то ребяческим любопытством".
Утешением для Козлова служило и то внимание, с которым к нему относились
корифеи тогдашней поэзии, начиная с Пушкина. Он выступил в печати в
1821 году стихотворением "К Светлане"; затем последовал целый ряд
крупных и мелких произведений, которые он обыкновенно диктовал своей
дочери. В 1824 году появился его "Чернец", в 1826 году - "Невеста
Абидосская" Байрона, в 1828 году - "Княгиня Наталия Борисовна
Долгорукая" и книжка "Стихотворений", в 1829 году - "Крымские сонеты"
Мицкевича и подражание Бернсу: "Сельский субботний вечер в Шотландии", в
1830 году - "Безумная". Козлов скончался 30 января 1840 года. Могила
его - на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, рядом с могилой
Жуковского. Ни к кому Козлов не стоит так близко в литературе, как к
Жуковскому, но рабским подражателем он не был: что у Жуковского является
основой поэзии, то у Козлова - только тон ее; Жуковский преимущественно
предан Шиллеру и Гете, душа Козлова лежит к английской поэзии. Как
переводчик, Козлов занял видное место в нашей литературе. Многие критики
усматривают в нем первое проявление русского байронизма. Но едва ли его
"Чернец", над страницами которого современники и особенно современницы
обливались слезами, которому даже Пушкин внимал "в слезах восторга",
может быть назван отражением байроновской поэзии. Здесь нет мрачного и
грозного титанизма байроновских героев: герой Козлова все "плакал да
молился", и преступление его, которое он искупает искренним раскаянием,
не могло бы вызвать кары со стороны гуманного суда. В остальных поэмах
Козлов скорее отразился сентиментализм, которым общество еще не
переболело. Правда, Козлов много переводил из Байрона; но самый характер
переведенных отрывков свидетельствует о том, что основа поэзии Байрона
была чужда Козлову, и переводы, притом, очень далеки от подлинника.
Сердце Козлова лежало к английским идилликам, в роде Вордсворта, к
меланхолическим элегикам, в роде Мура или Мильгуа. В таком духе он
выбирал стихотворения и других поэтов: Ламартина, Шенье, Манцони,
Петрарки и т. д. Среди этих переводов есть несколько образцовых, которые
всем известны по хрестоматиям, например "Вечерний звон" Мура, "Нас
семеро" Вордсворта, "Молодая узница" Шенье, "Плач Ярославны" из "Слова о
полку Игореве". Несмотря на слепоту, Козлов тонко чувствовал природу,
особенно те моменты, когда ее жизнь лишается напряженности. Такое
настроение передает лучшее стихотворение Козлова - "Венецианская ночь".
Что он вообще понимал красоты природы, видно и из прекрасного перевода
крымских сонетов Мицкевича. Сочинения Козлова издавались в 1833,1840,
1855 годах; наиболее полное собрание сочинений Козлова издано, под
редакцией Арс. И. Введенского, в 1892 году.
МОЛИТВА
Прости мне, боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
Не страшны мне мои страданья:
Они залог любви святой;
Но дай, чтоб пламенной душой
Я мог лить слезы покаянья.
Взгляни на сердца нищету,
Дай Магдалины жар священный,
Дай Иоанна чистоту;
Дай мне донесть венец мой тленный
Под игом тяжкого креста
К ногам Спасителя Христа.
МОЯ МОЛИТВА
О ты, кого хвалить не смею,
Творец всего, спаситель мой;
Но ты, к кому я пламенею
Моим всем сердцем, всей душой!
Кто, по своей небесной воле,
Грехи любовью превозмог,
Приник страдальцев к бедной доле,
Кто друг и брат, отец и бог;
Кто солнца яркими лучами
Сияет мне в красе денной
И огнезвездными зарями
Всегда горит в тиши ночной;
Крушитель зла, судья верховный,
Кто нас спасает от сетей
И ставит против тьмы греховной
Всю бездну благости своей!-
Услышь, Христос, мое моленье,
Мой дух собою озари
И сердца бурного волненье,
Как зыбь морскую, усмири;
Прими меня в свою обитель,-
Я блудный сын,- ты отче мой;
И, как над Лазарем, спаситель,
О, прослезися надо мной!
Меня не крест мой ужасает,-
Страданье верою цветет,
Сам бог кресты нам посылает,
А крест наш бога нам дает;
Тебе вослед идти готовый,
Молю, чтоб дух мой подкрепил,
Хочу носить венец терновый,-
Ты сам, Христос, его носил.
Но в мрачном, горестном уделе,
Хоть я без ног и без очей,-
Еще горит в убитом теле
Пожар бунтующих страстей;
В тебе одном моя надежда,
Ты радость, свет и тишина;
Да будет брачная одежда
Рабу строптивому дана.
Тревожной совести угрозы,
О милосердый, успокой;
Ты видишь покаянья слезы,-
Молю, не вниди в суд со мной.
Ты всемогущ, а я бессильный,
Ты царь миров, а я убог,
Бессмертен ты - я прах могильный,
Я быстрый миг - ты вечный бог!
О, дай, чтоб верою святою
Рассеял я туман страстей
И чтоб безоблачной душою
Прощал врагам, любил друзей;
Чтоб луч отрадный упованья
Всегда мне в сердце проникал,
Чтоб помнил я благодеянья,
Чтоб оскорбленья забывал!
И на тебя я уповаю;
Как сладко мне любить тебя!
Твоей я благости вверяю
Жену, детей, всего себя!
О, искупя невинной кровью
Виновный, грешный мир земной,-
Пребудь божественной любовью
Везде, всегда, во мне, со мной!