Пятница, 22.11.2024, 09:32
Стихи о Боге Классики и современники
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
ТВОЙ КАБИНЕТ
гость
Группа: Гости
Время: 09:32
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
Добавить
По вопросам размещения рекламы пишите в "Обратная связь"
Меню сайта
Стихи о Боге
Азы стихосложения
Поэмы
Объявления
Главная » 2011 » Май » 6 » Розенгейм Михаил Духовная поэзия
11:38
Розенгейм Михаил Духовная поэзия


РОЗЕНГЕЙМ Михаил Павлович родился [19(31).VII. 1820, Петербург] в дворянской семье — поэт.

Четырех лет лишился отца, служащего горного ведомства.

С 1827-39-8 учился в Петербурге в 1-м кадетском корпусе, после окончания которого поступил на службу в полевую конную артиллерию.

В 1866 был принят в только что организованную Воен­но-юридическую академию, через два года окончил ее и был назначен военным су­дьей Киевского военно-окружного суда. Через год он был переведен на ту же дол­жность в Петербург, где прослужил до конца жизни, достигнув звания генерал-майора.

Михаил Павлович начал писать стихи еще в кадетском корпусе. Героями его ранних шуточных и сатирических произведений были пре­имущественно преподаватели корпуса.

В 1838 в журнале «Сын Отечества» было напеча­тано несколько стихотворений Розенгейма, обратив­ших на себя внимание Воейкова и Сенковского.

В 1840 он выступил на страницах «Библиотеки для чтения».

С сер. 50-х гг. Михаил Павлович печатается в «Русском вестнике», «Отечественных записках», «Сыне Отече­ства», «Русском слове» и других. Не придавая своему творчеству серьезного значения, поэт очень небрежно относился к хране­нию и изданию своих стихов.

В 1856 по настоянию друзей и при их непосредствен­ной помощи Розенгейм подготовил к печати первый стихотворный сборник.

В 1858 после долгих цен­зурных проволочек сборник со многими купюрами вышел в свет.

В 1863—65 Михаил Павлович издавал сатирическую газету с карикату­рами «Заноза», пользовавшуюся большим успехом у читателей. Ее тираж временами превышал более 6 тыс. экземпляров. Весь материал, помещаемый в газете, собирался и обра­батывался почти одним Розенгеймом М.П. Из стихотворе­ний, напечатанных в «Занозе», интерес представляет «Смена 1862 года 1863 го­дом». В нем дана юмористическая харак­теристика нравов того времени.

В 1864 вышел второй сборник стихов Розенгейма.

Из 76 стихотворений 1-го издания только 30 было включено во 2-е, да и те в значительной мере подверглись переработке.

2-е издание почти не было замечено критикой.

Еще через 18 лет появилось 3-е, полное издание произведений Розенгейма Михаила Павловича.

Розенгейм вошел в историю русской литера­туры как поэт-«обличитель». Он объяс­нял недостатки общественно-политиче­ской жизни не условиями самодержавно- крепостнического строя, а моральными по­роками людей. В пародийных стихотво­рениях, приписанных Конраду Лилиеншвагеру, Н. А. Добролюбов зло высмеивал примитивный либерализм Розенгейма. В рецензии на сборник стихов Михаила Павловича 1858 критик, ана­лизируя идейное содержание стихов, отме­чал, что их направленность, пафос не отра­жают требований современной жизни. Многие рецензенты не признавали в поэ­зии Розенгейма никакой художественной ценности. Стихи Михаила Павловича Розенгейма, банальные по содержанию, от­личаются многословием и риторичностью.

Умер – [7(19).III.1887], Петербурге.


 

Вечерней свежестью пахнуло



Вечерней  свежестью пахнуло,  знойный  день
Зарей  багряною  на  небе  догорает,
Прозрачным  сумраком  нисходит  ночи  тень
И  словно  дымкою  мир  Божий  покрывает.

Несносный  шум  дневной  умолкнул. Тишина
В  природе  и  в  душе.  Как  будто  все  заснуло,
Чем  жизнь  тревожная  обеих  так  полна,
Как  будто  все в  волнах  забвенья  потонуло.
 
Что  сердце  мучило,  что  раздражало  ум, -
Печали  прошлого, грядущего  заботы,
Желаний  смутных  рой  и  гнет  тяжелых  дум,
Все  с  жизнью  и  с  людьми  вопросы и расчеты.
 
Душа  становится  светла,  как  Божий храм,
Храм  примирения  на  месте  прежней  битвы;
Сменил  дым  пороха – кадильный  фимиам,
И  клики  бранные – напев  святой  молитвы.



Не осуждай


Не осуждай... Чтоб ближних быть судьею,
Спроси у совести, ты сам-то лучше ль их?
О брат, кто точно чист душою,
Тот благ к погрешностям других!

Не осуждай... Ведь слову нет возврата!
Смотри, что - как сказал Спаситель - неравно
Увидишь спицу в глазе брата,
А проглядишь в своем бревно.
 
Не осуждай - затем, чтоб обличеньем
Не пал бы на тебя тот камень с высоты,
Тяжелый камень осужденья,
Которым в брата бросишь ты.
 
Не осуждай!.. Не люди злы душою,
А жизнь бывает часто зла;
Сперва узнай, какою их стезею
Она к погибели вела.
 
Не осуждай! Дерзнешь ли поручиться,
Что ты пристрастием не будешь увлечен?
НЕ осуждай! Ты можешь ошибиться.
НЕ осуждай! Не будешь осужден!

Пророк



Когда Господь открыл мне вежды
   И скверну мира показал,
   Когда, испуганный, одежды
   я, полный скорби, разорвал;
  
   Когда - в порыве сокрушенья -
   Бежать в пустыню я хотел,
   Чтобы не видеть униженья,
   И черноты, и грязи дел;
  
   Тогда, сверкая мне из тучи,
   И гласом гнева и суда,
   Он - малодушному Могучий -
   Изрек мне грозное "куда?"
  
   "Куда? - воззвал Он громогласно. -
   Куда, лукавый человек?
   Бежишь в пустыню безопасно
   Влачить бесплодно жалкий век?
  
   Не сокрушенье, не молитвы -
   Мне нужен истинный пророк,
   Мне нужен муж для смелой битвы,
   Мне нужен молот на порок!
  
   Не это рабское бессилье
   Потребно смелому бойцу.
   Иди пред злобу и насилье
   И с ними стань лицом к лицу!"
  
   И я пошел. Вражду, гоненье
   Я видел, знал и перенес.
   Я слышал пошлое глумленье
   И вопли гнева и угроз,
  
   И фарисея шепот желчный,
   И вой бессмысленный глупца...
   Но я иду - набат немолчный
   Глаголов правды - до конца.
  
   Не кроюсь: пусть в меня каменья
   Бросают ближние мои...
   Иду без злобы и смущенья
   Во имя правды и любви.

Хвалебная песнь святым Мефодию и Кириллу


   Слава вам, братья,
   славян просветители,
   Церкви славянской
   святые отцы,
   Слава вам,
   правды Христовой учители,
   Слава вам,
   грамоты нашей творцы!
   Будьте ж славянству
   звеном единения,
   Братья святые
   Мефодий, Кирилл!
   Да осенит его
   дух примирения
   Вашей молитвой
   пред Господом сил.



 

Не унывай


Когда придет пора невзгоды и страданья,
И над твоей главой обрушится гроза, -
Не унывай, мой друг. В минуту испытанья
Пускай пред Господом падет твоя слеза.

Не горьким ропотом, а теплою мольбою;
Строптивой жалобы порывы воздержи,
Но, сердцем веруя, что бдит Он над Тобою,
С надеждой на Него печали возложи.

И, в трудный час борьбы твоей житейской,
Он вовремя придет тебя спасти,
И будет Сам тебе Он Симон Киринейский
И тяжкий жизни крест поможет донести.


----------------------------


Сегодня,  братья,  день  великой  годовщины,
Тысячелетия  апостолов  славян,
День преподобного  Мефодия  кончины,
День приснопамятный  для  всех  славянских  стран.
Когда  средь  западных  славян,  во  время  оно,
Христовым  именем  прикрыв  насилья гнет,
Тяжелая  рука  враждебного  Тевтона
Духовно  придушить  пыталась  там  народ, -
Тогда в  страну славян,  по  изволенью  Божью,
Явилися  они,  апостолы  Креста,
И им  поведали,  еще  латинской  ложью
Не  искаженное,  учение Христа,
И  не  чужой  язык, а  наш  глагол  славянский
Служил  апостолам  для  проповеди  той,
И,  чтобы  тот  хранился  между нами
И  в  той  же чистоте  прошел  сквозь  тьму  времен,
Он  был  славянскими  начертан  письменами,
На  связь  духовную  для  наших  всех  племен.
Но  не  сумел  народ  сберечь  свое  единство:
В  среду  славянскую,  как тать  ночной  порой,
Ворвался  гордый  Рим. Лукавое  латинство
Внесло  в  нее  разлад  с  духовною  враждой,-
И  разделилося  славянство  на  два  стана,
И  на  век  Рим  сковал  отпавших  племена!..
И  с  верой их отцов,  не  устыдясь  обмана,
Он  подменил  язык  и  выкрал  имена,
И  огласилися  славянские  амвоны
Тем словом  Божии  на  языке  чужом,
И  в  храмах  раздались  латинские  каноны,
И вторить  пенью  стал  органов  зычный  гром.
И  вот  в  день  памяти  Мефодья  и  Кирилла,
Им  нечем  помянуть  учителей  своих;
Как  сгибла  между  них  Мефодия  могила,
Так  и  заветы  все  апостолов  святых.

Явленье  скорбное!  На  праздник  примиренья,
На  светлый  праздник  наш  легла  разлада  тень…
Печалит  нас  она,  но  камень  осужденья
Мы  в  братьев  западных  не  бросим  в этот  день.
У  них  история,  у  нас  была – другая;
Там  церковь  бранная,  воинствующий  клир, -
Для  власти  ни  пред  чем  они,  не  отступая,
Стремятся  покорить  под  эту  власть  весь  мир;
У  нас  же  церковь – мать,  твердыня  Православья,
Христовой  правдою  и кротостью  сильна,
Не  знает похотей  земного  суесловья
И  властолюбия  не  ведает  она.
У  нас  святители,  душою  безгранично
С  народом  слитые,  печальники  о  нем,
Смиренные  в  своем  величии  владычном, -
Великие  в  святом  смирении  своем, -
Они  и самый  сан  свой  в  подвиг  обращали
Служенья  страдного  земле  своей  родной, -
В  годины  грозные,  в  дни  скорби  и  печали
Ей  путеводною  являлися  звездой.
Мы,  чада  церкви  той,  мы,  Сербы  и  Болгары,
Как  любящую мать, ее  мы  берегли,
Ни  сила  мусульман,  ни  папства  злые  чары
На  с  нею  разлучить  доныне  не  смогли.
И  церковь  та средь  нас  спасла  и  сохранила,
Во  все  невзгодные  былые  времена,
Наследие  святых  Мефодья  и  Кирилла:
Их веру  правую,  язык  и  письмена.
Та  церковь  наш  народ  могучий  воспитала,
Который  все    за  Русь  и  вынес,  и  стерпел,
Та  церковь  в  нем  жила,  та  церковь  с  ним  страдала.
И  с  нею  только  он  в  семье  славян  сумел
Держать  славянский  стяг  и  честно,  и  высоко,
Повсюду  и  всегда,  под  шумом  бурь  и гроз,
И  имя  и  язык  славянские  далеко
По  свету  Божьему  победами  разнес –
От  моря  льдистого  до  грани  Гималая,
И  от  Карпатских  гор  до  тех  далеких  стран,
Где,  берег  бурными  волнами  омывая,
Широко  охватил  Восточный  океан.
И  вот,  сегодня,  в  день  великой  годовщины,
Тысячелетия  апостолов  славян,
В  день  преподобного  Мефодия  кончины,
В  день  приснопамятный  для  всех  славянских  стран, -
Вся  эта  даль  и  ширь  громадного  пространства,
Где  только  русский  есть,  где  речь  его  слышна,
Повсюду  чествуют  апостолов  славянства
И  славословят  их  святые  имена.
Зачем  же в  этот  день  не  все славянство  в  сборе?
Здесь  Серб,  Болгарин,  Чех… Зачем  же нет  других,
Чтоб  в мире  и любви,  в  едином  братском хоре,
Достойно  помянуть  учителей  своих?..
Мы  нетерпимости  не  знаем  исповедной, -
И  в  этот  светлый  день,  на  наш  духовный  пир
Зовем  мы  всех  славян  с  любовью  беззаветной.
Да  будет  он,  наш  пир,  на  весь  славянский  мир!











Категория: Новости сайта Стихи о Боге | Просмотров: 2365 | Добавил: svetikpoet | Теги: духовная поэзия, Розенгейм | Рейтинг: 0.0/0
Поиск стихов
Опрос
Нужно ли учиться писать стихи?
Всего ответов: 103
Интервью с поэтом
Статьи о поэзии
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2024