Литературная
сказка – литературный эпический
жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. Фольклорные
сказочные повествования часто являются источниками авторских.
Народная сказка входит
в литературную повесть Древней Руси, а в Европе оживает в жанре средневекового
рыцарского романа. 18 век знакомит читателя с авторскими пересказами и обработками
фольклорных сказок. Собственно литературная сказка зарождается, а затем
и достигает зрелости как жанр в 19 веке, в Европе – в творчестве Ш. Перро,
Г. Х. Андерсена, Э. Т. А. Гофмана, В. Гауфа, в России – в творчетве В. А.
Жуковского, Н. С. Лескова, П. П. Ершова, А. С. Пушкина, А. Погорельского,
Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. Литературная сказка становится излюбленным
жанром писателей Серебряного века.
Среди авторов литературной
сказки – А. Н. Толстой, П. П. Бажов, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, Е.Л.Шварц,
С.В Михалков, В.В Бианки, Н.Н.Носов, К.Булычёв, Э.Н.Успенский. Из зарубежных
писателей наиболее известны сказки О. Уайлда, Дж. Родари, А. Линдгрен.
Чудесное в литературной
сказке, как и в народной сказке – не самоцель, не способ удивить читателя,
а средство для создания идеального сказочного мира, где побеждают благородство,
доброта, бескорыстие.
По аналогией с классификацией
народных сказок, среди литературных сказок могут быть выделены сказки о
животных, волшебные, бытовые, авантюрные сказки, по пафосу – героические,
лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические;
по близости к другим литературным жанрам – сказки-новеллы, сказки-повести,
сказки-притчи, сказки-пьесы, сказки-пародии, научно-фантастические сказки,
сказки абсурда.
Признаки сказки:
- Сказка чаще написана в прозе, но может быть и стихотворной; - Она рассказывает о волшебных событиях;
- Дает обобщающую картину реального мира;
- В ней добро побеждает зло; - Герой проходит ряд испытаний, из которых после пережитых трудностей выходит победителем; - Сказка выражает мечты народа о лучше жизни; - Сказка любит яркие художественные приемы; - В ней мы ощущаем присутствие автора-сказителя, дающего оценку событиям и героям; - Сказка нередко пользуется особым зачином и концовкой. о классической народной сказке.
Сочинить такую сказку не так уж просто, как кажется на первый
взгляд. Если мы возьмемся за сочинительство не подумав, то сказка
получится или слишком простой, неинтересной и, скорее всего, короткой,
или вытянется в бесконечную вялую сагу о похождениях героя. Что же нам
может в этом деле помочь? Оказывается, классическая сказка состоит из
совершенно определенных частей-элементов и имеет свои законы. Если мы
будем их знать, то сможем сочинять оригинальные, увлекательные и очень
интересные авторские «волшебные» истории.
Действовать по этим законам – не значит писать штампованно, как многие
могут подумать. Это, как в художественной школе: чтобы научиться
рисовать, надо знать пропорции, светотень и пр. Но каждый, зная основные
правила, должен создать нечто уникальное. Так и здесь: кто как этими
правилами воспользуется, то у него и получится.
Итак, схема классической народной сказки: 1. Отлучка кого-либо из членов семьи. Обычны формы отлучки: на работу, в лес, торговать, на войну, "по делам".
Родители уходят на работу. "Надо было князю ехать в дальний путь".
"Уезжает он (купец) как-то в чужие страны". Усиленную форму отлучки
представляет собой смерть родителей. Иногда отлучаются лица младшего поколения. Они идут или едут в гости, рыбу ловить, гулять, за ягодами.
2. Запрет, обращенный к герою.
"В этот чулан не заглядывать". "Береги братца, не ходи со двора".
"Ежели придет яга-баба, ты ничего не говори, молчи". "Много князь ее
уговаривал, заповедал не покидать высока терема" и пр.
3. Нарушение запрета.
4. Выведывание.
В сказку теперь вступает новое лицо, которое может быть названо
антагонистом героя (вредителем). Его роль - нарушить покой счастливого
семейства, вызвать какую-либо беду, нанести вред, ущерб. Противником
героя может быть и змей, и черт, и разбойники, и ведьма, и мачеха и т.д.
Выведывание имеет целью узнать местопребывание детей, иногда
драгоценных предметов и пр. "Кто же мне про царских детей скажет, куда
они девались?" "Где вы эти самоцветные камни берете?"
5. Выдача. Антагонист получает непосредственно ответ на свой вопрос.
6. Подвох.
Антагонист или вредитель принимает чужой облик. Змей обращается золотой
козой, прекрасным юношей. Ведьма прикидывается "сердечной старушкой",
подражает голосу матери. Воровка прикидывается нищей. Затем следует
и самая функция. Ведьма предлагает принять колечко, кума предлагает
попариться, ведьма предлагает снять платье, выкупаться в пруду. Мачеха
дает пасынку отравленные лепешки. Она втыкает в его одежду волшебную
булавку.
7. Невольное пособничество. Герой соглашается на
все уговоры антагониста, т.е. берет колечко, идет париться, купаться и
т.д. Можно заметить, что запреты всегда нарушаются, обманные
предложения, наоборот, всегда принимаются и выполняются.
8. Вредительство (или недостача). Эта функция чрезвычайно важна, так как ею, собственно, создается движение сказки.
Антагонист похищает человека. Он похищает или отнимает волшебное
средство. Он расхищает или портит посев. Наносит телесное повреждение.
Он вызывает внезапное исчезновение, изгоняет кого-либо, приказывает
кого-либо бросить в море, околдовывает кого-либо или что-либо. и т.д. и
т.п. Здесь следует заметить, что вредитель наносит нередко два-три вреда
сразу.
9. Посредничество. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.
10. Начинающееся противодействие. Герой соглашается или решается на противодействие. "Позволь нам твоих царевен разыскать".
11. Герой покидает дом.
Отправки героев-искателей и героев-пострадавших различны. Первые имеют
целью поиски, вторые открывают начало того пути без поисков, на котором
героя ждут различные приключения. Нужно иметь в виду следующее: если
похищается девушка и за ней идет искатель, то дом покидается двумя
лицами. Но путь, за которым следит рассказ, путь, на котором строится
действие, есть путь искателя. Если же, например, изгоняется девушка и
искателя нет, то повествование следит за отправкой и приключениями
пострадавшего героя.
12. Даритель испытывает героя. Герой
встречает волшебного дарителя. Герой испытывается, выспрашивается,
подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного
средства или помощника. Яга задает девушке домашние работы. Лесные
богатыри предлагают герою три года служить. Умирающий или умерший просит
оказать услугу. К герою обращаются с просьбой о пощаде и т.д.
13. Герой реагирует на действия будущего дарителя.
Герой выдерживает (не выдерживает) испытание. Герой отвечает (не
отвечает) на приветствие. Он оказывает (не оказывает) услугу умершему.
Он отпускает плененного. Он щадит просящего и т.д.
14. Получение волшебного средства.
Волшебными средствами могут служить: 1) животные (конь, орел и пр.); 2)
предметы, из которых являются волшебные помощники (огниво с конем,
кольцо с молодцами); 3) предметы, имеющие волшебное свойство, как,
например, дубины, мечи, гусли, шары и многие другие; 4) качества,
даруемые непосредственно, как, например, сила, способность превращаться в
животных и т.д.
15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.
Он летит по воздуху. На коне, на птице, в образе птицы, на летучем
корабле, на ковре-самолете, на спине великана или духа, в коляске черта и
т.д. Полет на птице иногда сопровождается деталью: ее по пути нужно
кормить, герой берет с собой быка и пр. Он едет по земле или воде.
Верхом на коне или на волке. На корабле. Безрукий несет безногого. Кот
переплывает реку на спине собаки. Клубочек указывает путь. Лисица ведет
героя к царевне и т.д.
16. Герой и антагонист вступают в борьбу.
Они бьются на открытом поле. Сюда прежде всего относится бой со змеем
или с Чудо-Юдой и пр., а также бой с неприятельским войском, с богатырем
и т.д. Они вступают в состязание. Герой при помощи хитрости одерживает
победу. Цыган обращает в бегство Змея, выжимая кусок творога вместо
камня, выдавая удар дубины по затылку за свист, и т.д.
17. Героя метят.
Герой во время боя получает рану. Царевна будит его перед боем, нанося
ему ранку ножом в щеку. Царевна метит героя перстнем в лоб. Она его
целует, отчего на лбу загорается звезда. Герой получает кольцо или
полотенце. Соединение двух форм мы имеем в том случае, если героя ранят в
бою и рана перевязывается платочком царевны или короля.
18. Антагонист побежден.
Он побеждается в открытом бою. Он побеждается при состязании. Он
проигрывает в карты. Он убивается без предварительного боя (Змея убивают
спящим). Он непосредственно изгоняется и т.д.
19. Беда или недостача ликвидируется. Данная функция образует пару с вредительством. Этой функцией рассказ достигает своей вершины.
20. Возвращение героя.
21. Герой подвергается преследованиям.
Преследователь летит за героем. Змей догоняет Ивана, ведьма летит за
мальчиком, гуси летят за девочкой. Он преследует героя, быстро
превращаясь в различных животных и пр. Колдун преследует героя в образе
волка, щуки, человека, петуха. Преследователи (Змеевы жены и др.)
обращаются заманчивыми предметами и становятся на пути героя.
22. Герой спасается от преследования.
Герой бежит, во время бегства ставит преследователю препятствия. Он
бросает щетку, гребенку, полотенце. Они превращаются в горы, леса,
озера. Герой во время бегства обращается предметами, делающими его
неузнаваемым. Царевна превращает себя и царевича в колодец и ковшик, в
церковь и попа. Герой во время бегства прячется. Речка, яблоня, печь
прячут девушку. На спасении от преследования очень многие сказки
кончаются. Герой прибывает домой, затем, если была добыта девушка,
женится. Но это бывает далеко не всегда. Сказка заставляет героя
пережить новую беду. Словом, повторяется завязочное вредительство,
иногда в тех же формах, что и в начале, иногда в других. Этим дается
начало новому рассказу. Специфических форм повторного вредительства нет,
т.е. мы опять имеем похищение, околдование, убиение и т.д. Но есть
специфические вредители для этой новой беды. С этого момента развитие
иное, чем в начале. Это явление означает, что многие сказки состоят из
двух рядов функций, которые можно назвать ходами. Новая беда создает
новый ход, и таким образом иногда соединяется в один рассказ целый ряд
сказок. Впрочем, развитие, которое будет обрисовано ниже, хотя и создает
новый ход, является продолжением данной сказки.
23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.
24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.
25. Герою предлагается трудная задача.
26. Задача решается.
27. Героя узнают.
28. Ложный герой или антагонист изобличается.
29. Герою дается новый облик.
30. Враг наказывается.
31. Герой вступает в брак.
Разумеется, не во всех сказках наличествуют все функции; строгая
последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки,
добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу. Сказка
может начинаться с первой функции, с седьмой или с двенадцатой.
На этом мы свои наблюдения над "функциями" закончим. Посоветуем лишь -
тем, у кого появится охота, - поупражняться, сравнить приведенный
перечень с сюжетом любого приключенческого фильма; удивительно, как
много обнаружится совпадений и как будет почти в точности соблюден тот
же порядок: вот что значит традиция сказки, как она нетленна, как вечно
живет в нашей культуре. Той же канвы придерживаются и многие
приключенческие книги.
Нас эти функции интересуют потому, что
на их основе мы можем строить бесконечное множество рассказов, подобно
тому как можно сочинять сколько угодно мелодий, располагая имеющимися
нотами.
Можно не бояться использовать уже существующие сказки, и здесь тоже есть свои приемы: 1.
"Перевирание" старой сказки (например, Красная Шапочка зовет на помощь
милицию и на мотоцикле гонится за Волком; Золушка едет на королевский
бал, но приезжает в другое королевство). 2. Сказки "наизнанку"
(например, Мальчика-с-Пальчик не убегает от Людоеда, а становится его
другом, учит его есть кашу; Белоснежка встретила не семь гномов, а семь
великанов). 3. Продолжение старой сказки: что было потом? 4.
Смешение сказок (например, Буратино помогает Золушке по хозяйству и едет
вместе с ней на бал; Спящую Красавицу предупреждает о происках злой
ведьмы Дюймовочка). 5. Перенесение героев и сюжета старой сказки в
другое время и другое место (например, Ганс-крысолов со своей волшебной
дудочкой, звуки которой завораживают крыс, в современном городе так же
"гипнотизирует" все автомобили и уводит их за собой в подземелье).
Все эти советы не являются единственно верными и призваны лишь помочь
написать вам сказку. Они основываются на моем личном опыте (куча
племяшек, которым мои сказки очень нравятся), частичных воспоминаний из
собственного детства (до сих пор таких ярких, как ни странно) и
материалах сайтов: http://www.kab307.ucoz.ru http://lana-1909.livejournal.com http://dreamworlds.ru/poleznoe/48793-kak-napisat-xoroshuyu-skazku.html