Содержание бесплатной рассылки сайта Духовная поэзия
Основы стихосложения.
В легкой и доступной форме о том, как научиться
грамотно, писать стихи.
Полезные ссылки на поэтические ресурсы и
материалы по стихосложению.
Обзор творческих конкурсов, проводимых на сайте
и в сети.
Обзоры творчества сетевых поэтов.
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились, отличить.
А.С. Пушкин
Сегодняшняя рассылка будет посвящена азам
стихосложения.Самые распространенные
ошибки, которые делают начинающие поэты – это нарушение размера стиха и
отсутствиерифмы.
Это два конька в стихосложении, на которых
нужно сидеть крепко, если есть желание публиковаться и печататься без нареканий
со стороны критиков.
Рассмотрим, что такое размер.
Стихотворный размер — определенный порядок, в котором
размещаются в стопе ударные и безударные слоги в современных стихотворениях
(или длинные и короткие по звучанию слоги для античного стихосложения). Этот
порядок задает звучание и ритм стиха. Определенное чередование ударных и
безударных слогов может повторяться в строке несколько раз, и это также
отражается при обозначении размера.
Принято выделять пять основных размеров -
хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
Хорей
Простой двусложный размер стихосложения. Ударения в нём приходятся на нечётные
слоги (1, 3, 7 и т.д.):
Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)
Ямб
Двусложный размер стихосложения, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6).
Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений
Онегин" написан четырёхстопным ямбом.
Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -
Дроби, мой гневный ямб, каменья! (А. Блок)
Дактиль
Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и
т.д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением
на первом слоге. Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили.
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала. (А. Фет)
Амфибрахий
Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8,
11 и т.д. слоги. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий:
Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок
В награду за дерзкую речь. (Н. Гумилёв)
Анапест
Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9,
12 и т.д. слоги. Наиболее распространён трёхстопный анапест.
Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)
Почему важно знать о размерах? Очень часто,
начинающий автор в стихотворении
перескакивает содного размера на
другой.В конечном итоге, стихотворение
теряет музыкальность, при прочтении звучит сбивчиво,становится приближенным к обычной речи.
Если мы любим наше дитя – стихотворение, то
обязательно придадим ему аккуратную, красивую форму, и похвальныеотзывы благодарных читателей, не заставят
себя ждать.
В следующей рассылке мы будем рассматривать,
что есть рифма.
Всем удачи, и творческих успехов. С любовью.
Сайт Духовная Поэзия.