Пятница, 22.11.2024, 15:45
Стихи о Боге Классики и современники
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
ТВОЙ КАБИНЕТ
гость
Группа: Гости
Время: 15:45
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
Добавить
По вопросам размещения рекламы пишите в "Обратная связь"
Меню сайта
Стихи о Боге
Азы стихосложения
Поэмы
Объявления
Главная » 2010 » Август » 8 » Максимилиан Волошин
09:51
Максимилиан Волошин

Максимилиан Александрович Волошин (псевдоним; настоящая фамилия Кириенко-Волошин) (1877-1932), русский поэт, художник, литературный критик, искусствовед. Родился 16 (28) мая 1877 году в Киеве, предки по отцу - запорожские казаки, по матери - обрусевшие в 17 веке немцы. В три года остался без отца, детство и отрочество прошли в Москве. В 1893 году мать приобрела земельный участок в Коктебеле (близ Феодосии), где Волошин в 1897 году окончил гимназию. Поступив на юридический факультет Московского университета, втянулся в революционную деятельность, за причастность к Всероссийской студенческой забастовке (февраль 1900 года), а также за "отрицательное миросозерцание" и "склонность ко всякого рода агитациям" был отстранен от занятий. Во избежание иных последствий, отправился осенью 1900 года рабочим на строительство Ташкентско-Оренбургской железной дороги. Этот период Волошин называл позднее "решающим моментом в моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры".

Тем не менее именно активное приобщение к достижениям художественной и интеллектуальной культуры Западной Европы становится его жизненной целью начиная с первых путешествий 1899-1900 годов во Францию, Италию, Австро-Венгрию, Германию, Швейцарию, Грецию. Особенно притягивал его Париж, в котором он видел центр европейской и, стало быть, всеобщей духовной жизни. Вернувшись из Азии и опасаясь дальнейших преследований, Волошин решает "уйти на Запад, пройти сквозь латинскую дисциплину формы".

В Париже Волошин живет с апреля 1901 по январь 1903, с декабря 1903 до июня 1906, с мая 1908 по январь 1909, с сентября 1911 по январь 1912 и с января 1915 до апреля 1916. В промежутках странствует "в пределах древнего Средиземноморского мира", наездами бывает в обеих российских столицах и обитает в своем коктебельском "доме поэта", который становится своеобразным культурным центром, пристанищем и местом отдыха писательской элиты, "Киммерийскими Афинами", по выражению поэта и переводчика Г. Шенгели. В разное время там побывали Брюсов, Андрей Белый, Горький, Алексей Толстой, Гумилев, Цветаева, Мандельштам, Г. Иванов, Замятин, В. Ходасевич, Булгаков, Чуковский и многие другие писатели, художники, артисты, ученые.

Волошин дебютировал как литературный критик: в 1899 году журнал "Русская мысль" печатает без подписи его маленькие рецензии, в мае 1900 года там же появляется большая статья "В защиту Гауптмана", подписанная "Макс. Волошин" и представляющая собой один из первых российских манифестов модернистской эстетики. Дальнейшие его статьи (36 о русской литературе, 28 - о французской, 35 - о русском и французском театре, 49 - о событиях культурной жизни Франции) провозглашают и утверждают художественные принципы модернизма, вводят новые явления русской литературы (в особенности творчество "младших" символистов) в контекст современной европейской культуры. "Волошин был необходим эти годы, - вспоминал Андрей Белый, - без него, округлителя острых углов, я не знаю, чем кончилось бы заострение мнений...". "Совопросником века сего" именовал его Федор Сологуб, называли его и "поэтом-отвечателем". Он был литературным агентом, экспертом и ходатаем, антрепренером и консультантом издательств "Скорпион", "Гриф" и братьев Сабашниковых. Сам Волошин называл свою просветительскую миссию следующим образом: "буддизм, католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия...". Все это воспринималось через призму искусства - особо ценились "поэзия идей и пафос мысли"; поэтому писались "статьи, похожие на стихи, стихи, похожие на статьи" (по замечанию И. Эренбурга, посвятившего Волошину очерк в книге "Портреты современных поэтов" (1923). Стихов поначалу писалось немного, и почти все они были собраны в книге "Стихотворения. 1900-1910" (1910). "Руку настоящего мастера", "ювелира" увидел в ней рецензент В. Брюсов; своими учителями Волошин считал виртуозов стихотворной пластики (в противовес "музыкальному", верленовскому направлению) Готье, Ж. М. Эредиа и других французских поэтов-"парнасцев". Эта самохарактеристика может быть отнесена к первому и второму, неопубликованному (составлен в начале 1920-х годов) сборнику "Selva oscura", включавшему стихотворения 1910-1914 годов: большая их часть вошла в книгу избранного "Иверни" (1916).

С начала Первой мировой войны явственным поэтическим ориентиром Волошина становится Э. Верхарн, брюсовские переводы которого были подвергнуты сокрушительной критике еще в статье "Эмиль Верхарн и Валерий Брюсов" (1907), которого он сам переводил "в разные эпохи и с разных точек зрения" и отношение к которому подытожил в книге "Верхарн. Судьба. Творчество. Переводы" (1919).

Вполне созвучны поэтике Верхарна стихи о войне, составившие сборник "Anno mundi ardentis 1915" (1916). Здесь отрабатывались приемы и образы той стихотворной риторики, которая стала устойчивой характеристикой поэзии Волошина времен революции, гражданской войны и последующих лет. Часть тогдашних стихотворений была опубликована в сборнике "Демоны глухонемые" (1919), часть - под условным объединяющим заглавием "Стихи о терроре" издана в Берлине в 1923 году; но в большинстве своем они остались в рукописи. В 1920-е годы Волошин составил из них книги "Неопалимая Купина. Стихи о войне и революции" и "Путями Каина. Трагедия материальной культуры". Однако в 1923 году началась официальная травля Волошина, имя его было предано забвению и с 1928 по 1961 годы в СССР в печати не появилось ни одной его строчки. Когда в 1961 году Эренбург почтительно упомянул о Волошине в своих мемуарах, это вызвало немедленную отповедь А. Дымшица, указавшего: "М. Волошин был одним из самых незначительных декадентов, к революции он... отнесся отрицательно".

Волошин вернулся в Крым весной 1917 года. "Больше не покидаю его, - писал он в автобиографии (1925), - ни от кого не спасаюсь, никуда не эмигрирую...". "Не будучи ни с одной из борющихся сторон, - заявлял он ранее, - я живу только Россией и в ней совершающимся... Мне (знаю это) надо пребыть в России до конца". Его дом в Коктебеле оставался странноприимным во все время гражданской войны: в нем находили приют и даже скрывались от преследований "и красный вождь, и белый офицер", как писал он в стихотворении "Дом поэта" (1926). "Красным вождем" был Бела Кун, после разгрома Врангеля заправлявший усмирением Крыма путем террора и организованного голода. По-видимому, в награду за его укрывательство Волошину был при советской власти сохранен дом и обеспечена относительная безопасность. Но ни эти заслуги, ни хлопоты влиятельного В. Вересаева, ни умоляющее и отчасти покаянное обращение к всесильному идеологу Л. Каменеву (1924) не помогли ему пробиться в печать.

"Стих остается для меня единственной возможностью выражения мыслей", - писал Волошин. Мысли его устремлялись в двух направлениях: историософском (стихи о судьбах России, нередко принимавшие условно-религиозную окраску) и антиисторическом (проникнутый идеями универсального анархизма цикл "Путями Каина": "там я формулирую почти все мои социальные идеи, большею частью отрицательные. Общий тон - иронический"). Характерная для Волошина несогласованность мыслей нередко приводила к тому, что его стихи воспринимались как высокопарная мелодекламация ("Святая Русь", "Преосуществление", "Ангел времен", "Китеж", "Дикое Поле"), претенциозная стилизация ("Сказание об иноке Епифании", "Святой Серафим", "Протопоп Аввакум", "Дметриус-император") или эстетизированные умствования ("Таноб", "Левиафан", "Космос" и некоторые другие стихотворения из цикла "Путями Каина"). Тем не менее многие стихотворения Волошина революционной поры получили признание как точные и емкие поэтические свидетельства (типологические портреты "Красногвардеец", "Спекулянт", "Буржуй" и т.д., стихотворный дневник красного террора, риторический шедевр "Северовосток" и такие лирические декларации, как "Готовность" и "На дне преисподней").

Деятельность Волошина-искусствоведа после революции прекратилась, однако он успел опубликовать 34 статьи о русском изобразительном искусстве и 37 - о французском. Сохраняет значение его первая монографическая работа о Сурикове Осталась незавершенной книга "Дух готики", над которой Волошин работал в 1912-1913 годах.

Живописью Волошин занялся, чтобы профессионально судить об изобразительном искусстве, - и оказался даровитым художником, его излюбленным жанром стали акварельные крымские пейзажи со стихотворными надписями.

Умер Максимилиан Андреевич Волошин в Коктебеле 11 августа 1932 года.  (Энциклопедия Кругосвет)








Склоняясь ниц, овеян ночи синью,

Доверчиво ищу губами я


Сосцы твои, натертые полынью,


          О мать земля!



Я не просил иной судьбы у неба,


Чем путь певца: бродить среди людей


И растирать в руках колосья хлеба


          Чужих полей.



Мне не отказано ни в заблужденьях,


Ни в слабости, и много раз


Я угасал в тоске и в наслажденьях,


          Но не погас.



Судьба дала мне в жизни слишком много;


Я ж расточал, что было мне дано:


Я только гроб, в котором тело бога


          Погребено.



Добра и зла не зная верных граней,


Бескрылая изнемогла мечта...


Вином тоски и хлебом испытаний


          Душа сыта.



Благодарю за неотступность боли


Путеводительной: я в ней сгорю.


За горечь трав земных, за едкость соли -


          Благодарю!


В эту ночь я буду лампадой
В нежных твоих руках...
Не разбей, не дыши, не падай
На каменных ступенях.

Неси меня осторожней
Сквозь мрак твоего дворца,—
Станут биться тревожней,
Глуше наши сердца...

В пещере твоих ладоней —
Маленький огонек —
Я буду пылать иконней...
Не ты ли меня зажег?

++++++++++++++++++++++++++++++


И было так, как будто жизни звенья
Уж были порваны... успокоенье
Глубокое... и медленный отлив
Всех дум, всех сил... Я сознавал, что жив,
Лишь по дыханью трав и повилики.
Восход Луны встречали чаек клики...
А я тонул в холодном лунном сне,
В мерцающей лучистой глубине,
И на меня из влажной бездны плыли
Дожди комет, потоки звездной пыли...
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Небо в тонких узорах Хочет день превозмочь, А в душе и в озерах Опрокинулась ночь. Что-то хочется крикнуть В эту черную пасть, Робким сердцем приникнуть, Чутким ухом припасть. И идешь и не дышишь... Холодеют поля. Нет, послушай... Ты слышишь? Это дышит земля. Я к траве припадаю. Быть твоим навсегда... «Знаю... знаю... все знаю»,— Шепчет вода. Ночь темна и беззвездна. Кто-то плачет во сне. Опрокинута бездна На водах и во мне.
Категория: Новости сайта Стихи о Боге | Просмотров: 1864 | Добавил: svetikpoet | Теги: духовная поэзия | Рейтинг: 0.0/0
Поиск стихов
Опрос
Нужно ли учиться писать стихи?
Всего ответов: 103
Интервью с поэтом
Статьи о поэзии
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2024