Заходя на Стихи.ру, я всегда заглядываю в «религиозную лирику» и всегда нахожу там примерно одну картину. О ней и напишу.
Почти все стихи, размещенные там, можно поделить на две категории: стихи
богоборческие и стихи умилительные. Их примерно поровну. Начну с
первых.
1) Заборная брань. Цитат можно привести множество, но приведу только
одну, ибо, во-первых, противно, а во-вторых, и незачем – они все на одно
лицо.
Лиса в курятнике нашла Христа Исуса.
Схватила, утащила в лес.
А что петух? Сыграл он труса:
Христу запазуху залез.
Лиса Христу Исусу причастилась
и через месяц Бога родила.
А что петух? А петуху приснилось,
что это Богородица была.
Что, вы скажете, здесь много смысла? Вы скажете, что это выдающееся в
художественном плане произведение? Все «произведения» подобного рода
стоят на одном уровне с заборной руганью. Вот не понравился мне Вася, и
давай про него на заборе писать всякую гадость (лох, сволочь) и ерунду
(жидам продался, убил дедушку лопатой и пр.)
В любом случае, кто бы ни был ругатель и кого бы он ни ругал, но если он
опускается до заборной ругани, то он позорит только себя, выставляя на
всеобщее обозрение полное отсутствие аргументов и свой низкий
интеллектуальный уровень.
А те, кто пишет подобные «стихи», унижает себя дважды – и как всякий
вообще ругатель, и как богохульник в особенности. Тот, кто плюется в
небо, оказывается оплеванным сам – плевки-то падают обратно, до неба не
долетев. «Как тот, кто бросает в высоту камень, не может пронзить
вещества неба и даже докинуть до высоты его, но принимает удар на
собственную голову, потому что камень обратно летит на бросившего; так
точно и тот, кто хулит блаженное Существо Божье, никогда не может
нисколько повредить Ему, (ибо Оно столь велико и высоко, что недоступно
ни для какого вреда), но сам изощряет меч на свою душу…» Св. Иоанн
Златоуст.
2) Вторая категория богоборческих стихов – это атеистическая пропаганда.
Мол, как глупо верить в Бога, какая церковь нехорошая и пр.
Художественные достоинства большинства этих стихов тоже не высоки, но
среди них попадаются иногда и довольно едкие и благодаря этому вполне
эстетичные, хотя смысла в них все равно не становится больше.
На первую категорию стихов надо просто не обращать внимание, не писать
рецензий и не обсуждать ее, как не обсуждаем и не пишем рецензии на
бранные слова на заборах. Кто, в своем уме, подойдет к забору и начнет
под матерной надписью в письменном же виде ее на полном серьезе
обсуждать?
Со второй же категорией стихов можно и нужно спорить – как с обычной атеистической пропагандой.
Вообще, надо сказать, я никогда не встречал по-настоящему богоборческих стихов.
Маяковский? Конечно, у него талантливо, но это не богоборчество, а
эпатаж. Богоборческие стихи Маяковского напоминают мне мальчика,
дразнящего льва в клетке. Мальчик смел, но льва он все равно боится, но
так как знает, что лев вроде бы ничего ему не сделает, тыкает его палкой
с замиранием сердца. Вот так и Маяковский. Он нарочито вызывающе кричит
на Бога, зная, что гром и молния за это на него не упадут, но
чувствуется, что это напускная, показная самоуверенность.
Бодлер? Не убедительно, порой даже безвкусно.
Мне кажется, богоборческая поэзия не возможна в принципе. Или поэт
борется со своим фантомом, т.е. с со своим субъективным представлением о
Боге как о тиране, небесном дедушке и пр., но тогда он, понятное дело,
борется не с Богом, а со своей иллюзией, и это нельзя назвать
богоборчеством. Но если поэт узнает Бога, то бороться с Ним уже не
будет.
Убедительнее звучат богоборческие мотивы у Блейка и Е. Летова, но в том
то и дело, что они никогда не были атеистами или сатанистами. В их
богоборчестве надо видеть одну из ступеней диалектического развития
души, озаренной Божественным светом. Здесь уместно вспомнить борьбу
Иакова с Богом (Быт.32:24-30), один из самых таинственных библейских
эпизодов.
Теперь про умилительные стихи. Их пишется множество, но они весьма низки
по своим художественным достоинствам. Некоторые из них вполне искренни,
но большинство раздражают своей поучительностью и розовостью, как
проповеди некоторых протестантских пасторов.
Приведем пару примеров:
---
Прошу тебя, Господь и Бог,
Чтоб молодость мою сберег,
Чтобы не дал мне умереть,
Чтоб все ошибки дал стереть;
Не дай обидеть мне друзей,
Дай испытанье трудных дней.
Прошу, помилуй и спаси!
И грусть с собою унеси!
---
Жить с Богом - это так прекрасно,
Все время под защитой быть,
И зла не делать понапрасну,
А только ближнего любить.
Не сотворить себе кумира,
Не сквернословить и не лгать,
Всегда быть с ближним в мире,
Любить своих отца и мать!
Впусти сегодня Бога в сердце,
Очистит Он и дух и плоть,
И с Ним ты будешь чистым честным,
Храни тебя всегда Господь!
Я очень редко нахожу в разделе действительно хорошие религиозные, христианские стихи.
В качестве примера могу привести В. Файнера, который, правда, опубликовал всего пять своих стихов и больше не публикует….
---
Кто себя потерял –
Тот безмерно велик:
Исчезающе мал
Всеобъемлющий Лик.
---
Есть наслаждение творца –
Экстаз вершителя творений,
Есть предвкушение конца:
Забытый всеми, нищий гений.
Есть постиженья глубина:
Просвет единого во многом,
Воспоминанье. Тишина.
Бог. Нищий Бог, забытый Богом.