Понедельник, 25.11.2024, 01:36
Стихи о Боге Классики и современники
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
ТВОЙ КАБИНЕТ
гость
Группа: Гости
Время: 01:36
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в свой аккаунт.
Добавить
По вопросам размещения рекламы пишите в "Обратная связь"
Меню сайта
Стихи о Боге
Азы стихосложения
Поэмы
Объявления


Востоков Александр Христофорович - знаменитый филолог. Родился в Аренсбурге, на острове Эзеле, 16 марта 1781 г. в немецком семействе Остенек. Первоначальный разговорный язык его был немецкий; но уже семи лет он знал по-русски и слушал сказки гарнизонного сержанта Савелия. Отданный в петербургский сухопутный шляхетский корпус, он совершенно обрусел и уже 13 лет писал стихи. Он выказал большие способности, но ему много мешало заикание. Ввиду этого начальство перевело его в 1794 г. в Академию Художеств, где он научился французскому языку. Окончив курс, он был оставлен на три года пансионером; но его совершенно не привлекало искусство. В журналах Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (см. XI, 535), членом которого он стал в 1801 г., появились первые литературные и научные его труды. Стихотворения его были им собраны и изданы под заглавием: "Опыты лирические" (Санкт-Петербург, 1805 - 1806; новое издание 1821). Они в художественном отношении весьма слабы, хотя не лишены мысли и подчас одушевления, как, например, "К Гарпократу"; любопытна неудачная попытка Востокова писать теми метрами, которые употреблялись в классической поэзии. Невелико значение и критических статей Востокова, которые он писал в качестве "цензора" общества и которые извлечены из журналов Е. Петуховым ; разбор касается лишь правильности или неправильности какого-либо выражения. Службу он проходил в комиссии составления законов, в Публичной Библиотеке и в департаменте духовных дел. Уже в 1803 г. он начал заниматься изучением памятников древнерусского и церковно-славянских языков. В 1810 г. он был уже хорошо знаком с такими памятниками, как "Русская правда", "Поучение Владимира Мономаха", "Летопись Нестора", "Слово о полку Игореве", "Сборник Святослава 1076 г.". В 1810 г. он читает (вероятно, в обществе любителей словесности) свой перевод примечаний Добровского на рассуждения Шлецера о старославянском языке, снабженный собственными примечаниями. В 1808 г. он присоединил к "Краткому руководству к российской грамматике" И. Борна несколько примечаний, обнаруживающих будущего обстоятельного и точного наблюдателя и описателя языковых фактов. В "Санкт-Петербургском Вестнике" 1812 г. им помещен "Опыт о русском стихосложении", вышедший и отдельно (Санкт-Петербург, 1817). Здесь впервые Востоков совершенно верно определил размер, то есть ударения в народном стихе. В 1820 г. появился труд Востокова, давший ему европейскую известность: "Рассуждение о славянском языке, служащее введением к грамматике сего языка" (в "Трудах общества любителей российской словесности при Московском университете", т. XVII). Здесь Востоков указал хронологическое место памятников церковно-славянского языка, определил его отличия от древнерусского, указал значение носовых и глухих гласных, употребление широких гласных после заднеязычных, присутствие носовых гласных в польском языке, объяснил образование окончаний в прилагательных, обнаружил в церковно-славянском языке отсутствие деепричастий и наличность супина, названного им достигательным наклонением. Все эти выводы были полной новостью не только для русских, но и для европейских ученых; только достигательное наклонение было отмечено ранее Добровским под именем супина. Этот ученый, печатавший в то время "Institutiones linguae Slavicae dialecti veteris", ознакомившись с трудом Востокова, хотел уничтожить начало своей работы и не сделал этого, только уступив убеждениям Копитара. Российская академия и другие ученые общества избрали Востокова своим членом. Затем Востоков занялся описанием рукописей киевского митрополита Евгения и лаврентьевского списка Несторовой летописи; участвовал в "Библиографических Листах" Кеппена , где поместил, между прочим, статью о супраслькой рукописи. К 1827 г. относится его статья: "Грамматические объяснения на три статьи фрейзингенской рукописи" (в "Собрании словенских памятников, находящихся вне России"), важная как по безукоризненному изданию текста, так и по верным до сих пор замечаниям. Большое значение имело издание Востокова легенды: "Убиение святого Вячеслава, князя Чешского" ("Московский Вестник", 1827, № 17). Освободившись в 1824 г. от службы в разных учреждениях, Востоков, завязавший еще раньше сношения с графом Н.П. Румянцевым , получил возможность заняться описанием рукописей его собрания. По смерти графа Румянцева его собрание поступило в казну, а Востоков в 1828 г. был назначен им заведовать. Пробыв некоторое время хранителем манускриптов в Императорской Публичной Библиотеке, Востоков был определен старшим библиотекарем Румянцевского музея. В том же году Востоков издал две грамматики: "Сокращенная русская грамматика" и "Русская грамматика, по начертанию сокращенной грамматики полнее изложенная. Это - замечательные для того времени учебники, в которых, однако, сказалась боязнь Востокова смело идти наперекор установившимся филологическим традициям. В 1841 - 1842 гг. под его редакцией изданы: "Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иностранных архивов и библиотек" (2 т.). В 1842 г. вышло его "Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума", имеющее громадную цену; только после этого труда стало возможным изучение древней русской литературы и русских древностей. В 1843 г. вышел столь же важный его труд: "Остромирово Евангелие с приложением греческого текста Евангелий и с грамматическими объяснениями" (Санкт-Петербург), теперь утративший свое значение ввиду нового фототипического издания. В то же время им написан разбор Реймского Евангелия. Из остальных трудов Востокова выдаются больше всего словарные. Еще в 1835 г. он был назначен "членом комитета для издания словаря по азбучному порядку"; но особенно усердно он принялся за словари, когда в 1841 г. был назначен ординарным академиком. В 1847 г. вышел под его редакцией II том "Словаря церковно-славянского и русского языка", в 1852 г. - "Опыт областного великорусского языка" ("Дополнение" к нему, Санкт-Петербург, 1858). Ответственность за эти труды во многом снимается с Востокова, потому что 2-е отделение Академии Наук налагало на них свою руку. Постоянным занятием Востокова в течение многих лет был "Славянско-русский этимологический словарь", начатый им около 1802 г., а может быть, и раньше и для своего времени во многом замечательный, но оставшийся неизданным (см. С. Булич "Очерк истории языкознания в России", т. I, 653 - 667). Взамен его он издал обширный "Словарь церковно-славянского языка" (Санкт-Петербург, 1858 - 1861, 2 т.). Вместе с "Грамматикой церковно-славянского языка" ("Ученые Записки", 1863, VII) этот труд является капитальным приобретением русской науки. 8 февраля 1864 г. Востоков скончался. Заслуги Востокова были признаны и в России, и за границей. Специально филологические труды Востокова собраны И. Срезневским в книге "Филологические наблюдения А.Х. Востокова" (Санкт-Петербург, 1865), где в предисловии им сделана и оценка. Ученая переписка Востокова издана также Срезневским ("Сборник II отделения Императорской Академии Наук", т. V, выпуск 2, Санкт-Петербург, 1873). В личности Востокова замечательной чертой является его любовь к русскому языку, заставившая его даже переменить родную фамилию Остенек на фамилию Востокова. Удивительная скромность Востокова была причиной того, что академия, столь щедрая на материальные воздаяния по отношению к своим членам, обходила его. Так, когда бездарнейшему секретарю академии П.И. Соколову ("осударь" - в сатире Воейкова "Дом сумасшедших") было выдано "за неутомимые труды и рвение" 13000 рублей, Востоков удостоился той же награды, как и 14-летняя девочка Шахова , получившая 500 рублей за стихи. - См. И. Срезневский в "Торжественном собрании Императорской Академии Наук 29 декабря 1864 г." (Санкт-Петербург, 1865, стр. 86 - 138); его же "Труды и юбилей Востокова" ("Ученые записки 2 отделения Императорской Академии Наук", книга II, выпуск 1, 1856); Н. Корелкин "Александр Христофорович Востоков, его ученая и литературная деятельность" ("Отечественные Записки", 1855, № 1); Н.И. Греч "Памяти Александра Христофоровича Востокова" (Санкт-Петербург, 1864); М.Д. Хмыров в "Портретной галерее русских деятелей", издано А. Мюнстером (т. II, Санкт-Петербург, 1869); Е. Петухов "Несколько новых данных из научной и литературной деятельности Александра Христофоровича Востокова" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1890, ч. CCLXVIII); Я. Грот "Александр Христофорович Востоков" ("Славянское Обозрение", 1892, № 4); В.И. Срезневский "Заметки Александра Христофоровича Востокова о его жизни" ("Сборник отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук, т. LXX и отдельно, Санкт-Петербург, 1901).

 

Биографический словарь. 2000.

 

 

ТРИ СЛОВА 
(из Шиллера)

Три слова важные скажу я вам,
Которы искони весь свет твердит и слышит;
        Нам не учиться сим словам,
Сама природа их у нас на сердце пишет.
И презрел сам себя, несчастен стал вовек,
Когда сим трем словам не верит человек:
 
Что создан он приять свободу, дар небесный.
Что для него всегда порядок и закон
        С свободой истинной совместны,
И только рабствуя страстям, несчастен он.
 
        Что добродетель есть не звук ничтожный,
И исполнять ее не выше наших сил;
К ней в храм, к божественной, путь смертному возможный
        Хотя б на каждом он шагу скользил;
И мудрость книжника над чем недоумеет,
        То исполнять дитя умеет
        Нередко в простоте своей!
 
        И что есть Бог, есть воля всесвятая
Нaд волей грешников, над бурею страстей;
        Высоко, над вселенной всей,
        Есть ум всезряй, всепромышляяй,
Ни времени, ниже пространству пригвожден;
        Есть в круге вечных перемен
        Дух, неизменен пребываяй!
 
        Мужайтесь, веруя сим трем словам!
Друг другу оные немолчно предавайте.
О них все возвещает вам,
И в собственной своей душе их почерпайте.
Свое достоинство не потеряет ввек,
Доколь хранит сии три слова человек!
 

К ФАНТАЗИИ 

 
Тебе, Олимпа дщерь священна,
Тебе, Фантазия, мой глас
И звучна арфа посвященна!
На что крылатый мне Пегас?
Ты можешь здесь, в сени укромной,
Явить мне Пинда верх огромной,
Кастальский ток, жилище муз!
Уже восторгом дух пылает,
Твоей амврозии алкает
И рвется вон из плотских уз.
 
В зорях ли, иль гремящей тучей
От горних спустишься небес -
Или возлюбишь мрак дремучий
И тень прохладную древес
Раскинешь над главой моею, -
Чтоб ключ, крутящейся стезею,
Гремя по камням, вниз бежал;
Пустынным гулом повторяясь
И листвий с шорохом мешаясь,
Твое присутство б возвещал...
 
И ветры б свирепеть престали,
К земле со скрыпом древо гнуть;
Одни Зефиры б лобызали
Младой весны цветущу грудь:
В твоем присутствии, богиня,
И африканская пустыня
Творится садом Гесперид!
И дебри финнов каменисты,
И северны поморья льдисты
Теряют свой унылый вид.
 
Грядущих в дальности сумрачной
Столетий ряд моим очам
Яви сквозь твой покров прозрачной!
Что зрю? - сон скиптрам и мечам!
Орел, терзавший Промефея,
Отогнан. Се грядет Астрея!..
О преблаженный смертных род!
Любовью, миром наслаждайся,
Дарами естества питайся,
Сбирай с земли сторичный плод.
 
Земной превыше атмосферы
Взносись, царь мира, человек!
Расширил ты познаний сферы,
К началам всех вещей востек;
Как луч проник твой взор сквозь бездны,
Ты круги облетаешь звездны,
Их испытуя вещество;
Тобою взвешен мир, измерен,
Высок твой ум, рассудок верен,
Свое постиг ты естество!
 
Все плевелы искоренились,
В соседстве с пользой нет вреда;
С рассудком страсти примирились,
Легла их древняя вражда.
И люди счастие познали,
И люди - ангелами стали!
Но сбудется ль сие, иль нет?..
Вникать глубоко не желаю,
К другим предметам направляю
С тобой, Фантазия, полет.
 
С тобой я на Кавказ взбираюсь
И в жерло Этны нисхожу,
В шумящие моря пускаюсь
И в тишине пустынь брожу.
Исполненный благоговенья,
По необъятностям творенья
Я на крылах твоих парю!
Во океане звезд купаюсь -
Но вверх лечу ль, иль вниз спускаюсь,
Брегов и дна нигде не зрю.
 
С тобой люблю я, в мыслях сладких,
Собрать, устроить, просветить
Народы; тигров, к крови падких,
В смиренных агнцев превратить.
С тобой я извергов караю
И добродетель награждаю,
Достойным скиптры раздаю,
А угнетенным всем свободу
И человеческому роду
С Сен-Пьером вечный мир даю!
 
Тебе стихии все послушны,
Послушны небеса и ад.
Там строишь замки ты воздушны,
А там садишь Армидин сад.
Махнешь, - и Граций узришь пляски;
Воскликнешь, - божества Парнасски
Сладчайшу песнь тебе гласят.
Фантазия многообразна,
Всегда нова, всегда прекрасна,
Ты тьму нам даруешь отрад!
 
Коснися мне жезлом чудесным,
В забвенье сладко погрузи,
К святым селениям небесным
На крыльях ветра понеси.
Пусть сладость рая предвкушает,
Пусть в море счастья утопает
Мой дух, исполненный отрад!
Да отженется всяка скверна;
Прочь ненависть, прочь зависть черна,
Коварства, лести, злобы яд!
 
Вселивыйся в стране блаженной,
Куда вам неприступен вход,
Совлекся я одежды бренной
Взнестись к Началу всех доброт.
И се... вознесся, - наслаждаюсь,
Озрелся вкруг и восхищаюсь,
Повсюду совершенство зря! -
Далеко вас и вашу землю
Оставил, - бурь ее не внемлю;
Забыла их душа моя!
 
Все то, что стройно и согласно,
Слиялось здесь в моих ушах;
Все то, что благо и прекрасно,
Я созерцаю в сих местах.
Все то, что душу возвышает
И с божеством ее сближает,
Чрез нервы все я внутрь беру;
Ах, льзя ль мне днесь землей прельщаться,
Тщете, неправде поклоняться?
Пусть в сих восторгах я умру.
 
Но что?.. ужели исчезает
Питавшая мой дух мечта?
От уха пенье утекает,
От взоров - райска красота!
Я с содроганием очнулся,
Кругом печально оглянулся
И зрю лишь дикий, темный лес.
В ответ на вздох мой, ветр ревущий
И ключ, в гранитно дно биющий,
Шумят сквозь ветвие древес.
 
Почто, Фантазия всесильна!
Покров снимаешь с глаз моих? -
Печалей жатва столь обильна,
А роза-радость вянет вмиг!
Но должно ль от того терзаться
И плакать? - нет; мы будем знаться,
Посланница небес, с тобой!
Когда ко мне с улыбкой входишь,
Ты всякую печаль отводишь
И в душу сладкий льешь покой.
 
И так отрадными мечтами
Почаще дух мой услаждай;
Живыми, нежными цветами
Дорогу к смерти усыпай,
И будь мой ангел-благодетель!
Ты облекаешь добродетель
Небесных Граций в злат хитон,
И нас красой ее пленяя,
Велишь, Фантазия благая,
Любить святой ее закон.
  

ЦВЕТОК И ДЕВИЦА
(стихи на заданные рифмы) 

Весенний на груди цветок
Ты носишь, милая девица!
Как свеж завидный сей цветок,
И как прелестен! - Но девица
Еще прелестнее; цветок
Росою утренней, - девица
Блистает скромностью; цветок
Благоуханием, - девица
Душой мила: красу ж цветок
Утратит так же, как девица.
Сорвем, покуда свеж, цветок;
Пока не свянет и девица...
 
Ах! коль не хищник твой цветок
Сорвет, любезная девица,
Осенний хлад сразит цветок!
Тогда не освежит девица
Росою горьких слез цветок
Поблекший. Умная ж девица, 
Любви свой жертвуя цветок,
В душе своей еще девица
И нежных чувств хранит цветок.
 
Вечор дорожкой шла девица,
Я девушке поднес цветок.
С улыбкой приняла девица
И, приколов к груди цветок:
"Жаль только, - молвила девица, -
Что нежный опадет цветок
Чрез час." - А через год девица
(Сказал я), но чтоб сей цветок
Подоле жил, а с ним девица:
Вмещу девицу и цветок
В стихи: живи в стихах, девица!
Цвети на Пинде, мой цветок!
 
Поиск стихов
Опрос
Нужно ли учиться писать стихи?
Всего ответов: 103
Интервью с поэтом
Статьи о поэзии
Друзья сайта
Архив
Статистика

Copyright MyCorp © 2024