СОТВОРЕНИЕ МИРА
В начале мира было Слово, И Слово это было БОГ — Земной истории пролог И время подвига Христова.
День первый
Давным-давно, до папы с мамой, До предков древних, до Христа, Был хаос бездной, чёрной ямой, А яма та была пуста. Над бездной сонно тьма скучала, Был космос хладен, как металл, И нет ему конца-начала... Лишь Божий Дух над ним витал. Ни ясных звёзд на тёмном небе, Ни кораблей в морской дали, Ни человек разумный не был Ещё насельником земли. Ни суши нет, ни океана, Ни птиц, ни рыб и ни зверей, Ни вьюг, ни снега, ни тумана, Ни тронов царских, ни царей. Бог длань простёр в седом безбрежье: — Ничто не делается зря, Начну Я созидать, но прежде — Да будут небо и земля! И всплыло небо над землёю, И космос новой сутью стал, Теперь над медленной водою Устало Божий Дух витал. Но тьма вокруг — ни зги не видно, И мчатся миллионы лет, Земля пустынна и безвидна... И Бог сказал: "Да будет свет!" И свет стал светом в мирозданье — Тот свет, который видим мы... Прекрасно новое созданье! Бог отделил его от тьмы. И днём нарёк сей свет он мудро, А словом "ночь" назвал Бог тьму И сотворил меж ними утро И вечер: "Будет посему!" На мир упала ночи тень — Так завершился первый день.
День второй
Вот новый день встаёт над миром, Пылает новая заря, И будто свет пропитан миррой — Господь старается не зря! Земля пока — воды потоки, И небо — всё ещё вода: Влекутся волны синеоки Из ниоткуда в никуда. Рассветный стелется румянец, Воскликнул Бог: "Светло, свежо-о, И взор ласкает водный глянец! Как благолепно! Хорошо-о!!" Не предавался Бог блаженству — На красоту весь день глядеть, Ведь нет предела совершенству... И Он сказал: "Здесь будет твердь И от воды отделит воду!" И стало так. Вода над ней, Вода под твердью. Так природу Бог создаёт с теченьем дней. И небом твердь назвал Всевышний, Оно у нас над головой... И было утро, вечер вышел, И канул в вечность день второй.
День третий
И Бог изрёк: "Да соберётся Под небом сущая вода, Да воедино вся сольётся, Да суша явится тверда!" И стала суша с берегами, И Бог её землёй назвал, Собранье вод нарёк морями, Залюбовался и сказал: — Мне нравятся Мои творенья — И твердь земная, и моря, И свет и тьма, и волн волненье, И утра-вечера заря, — Они так благостны для взора, Для сердца дивно хороши! Но новь вселенского простора Едва касается души. Но красоте не быть бездушной! Велю земле из года в год Посевы трав растить послушно И приносить от древа плод. И стало так. Трава, деревья, Кусты по миру по всему Родили семена издревле, Плоды по роду своему. На мир ложится ночи тень И завершает третий день.
День четвёртый
И было утро. День четвёртый Явил вселенной Божий лик, И глас Творца негромко-твёрдый Из мироздания возник: — Да будет ход вселенной точен! Да будут впредь светила в ней — Для отделенья дня от ночи, Столетий, знамений и дней! И стало так. И Богу внемлют Светила, благости полны, И осеняют светом землю Из поднебесной вышины. Средь них великие светила: Одно — для управленья днём, Другое — ночью. Божья сила Струится жизненным огнём От солнца — до его заката И от луны — в ночной час грёз, Когда земля, тиха и свята, Во сне грустит в сиянье звёзд. Так Бог светила в мир включил — Четвёртый в Бозе день почил.
День пятый
Над миром Божий Дух витает, Где дни и ночи хороши, Свои творенья созерцает, Но нет вокруг живой души. А без неё мертво пространство, Пуста вода, тиха трава И безотрадно Божье царство, Безлика неба синева. — Я мир создал. Сей мир прекрасен, — Сказал Бог голосом земным, — Мой труд не должен быть напрасен, Да станет мир земной живым! Родит вода живую душу, Да пресмыкающимся быть, Да птицы полетят над сушей, Чтоб мёртвый мир одушевить! И стало много рыб, животных По мановению Творца Во глубине просторов водных — Им несть ни края, ни конца! И загалдели стаи птичьи И днём, и утром, и в ночи — Вороньи, галочьи, синичьи... Орлы, скворцы, дрозды, грачи. Благословил их Бог: "Плодитесь Как есть, по роду своему, В морях, на суше расселитесь... Отныне будет посему!" Закончил Бог Свой труд приятный, Прошёл ещё один день — пятый.
День шестой
В шестой день Бог сказал устало: — Да пусть земля произведёт По роду их — зверей немало, Живую душу их и скот. И стало так веленьем Бога: Животных и зверей земных Произошло на тверди много — По роду по земному их. Бог видит: хорошо всё это, Восславлен мир от века в век Одушевлённою планетой... "Теперь здесь будет человек! Придам ему Я образ Божий, Своё подобие придам, Чтоб на Меня он был похожий, А назову его — Адам". И вот из праха из земного, Из вод морей, озёр и рек Явил свой лик — как Божье Слово — Им сотворённый человек. В него Бог вдул дыханье жизни, И стал душою он живой. Над ним не властны годы, тризны, Над ним — Божественный покой. И насадил Господь в Эдеме Вечнозелёный райский сад: Росли в нём розы, хризантемы, Кусты, маслины, виноград. А среди них таилось древо Познания добра и зла — Премудрость Божьего посева, Что выбор жизненный дала... Но видит Бог: Адам в кручине, Меж птиц, зверей печален он. И вот Создатель благочинно Навёл на человека сон. А из ребра его, Адама, Он сотворил жену ему... Они наги, но нет в них срама В Эдемском сладостном дому. И дал им Бог благословенье: — Владычествуйте на земле Из поколенья в поколенье В согласной праведной семье... На землю пал ночной покой — Так завершился день шестой. День седьмой
Вот брезжит вновь земное утро, И неземная красота Сияет росным перламутром, И настежь райские врата. Творца всесильная десница Благословляет день седьмой. Адам с женой — светлы их лица, Рука в руке... Любовь... Покой... Сказал Господь: "Адам, ты здраво Нарёк всех сущих на земле Животных, птиц; забыл ты, право, Дать имя собственной жене!" — Отец Небесный! Плоть от плоти Моей взята она Тобой, Благодаря Твоей заботе Весь мир открыт передо мной. И эта ласковая дева Внушает: "Жизни не страшись..." Я дал ей имя присно — Ева, Что означает слово "жизнь"... Уже к земному изголовью Прильнул зари рассветный час, А на Творца взошли с любовью Две пары родниковых глаз. И заповедал Прародитель: — Возделывайте райский сад — Свою извечную обитель Любви, добра, забот, услад. Плоды от всякого посева Вкушайте смело без числа. Не ешьте только плод от древа Познания добра и зла!.. В саду Эдемском стихло Слово — Божественной любви почин. Восстало утро дня седьмого, От трудных дел Бог сном почил.
ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
Змей-искуситель
В тени маслин висит прохлада, А утра розовая лань Торопит шаг под сенью сада, Воздав ушедшей ночи дань. Как благолепен день растущий! Пасутся козы по холмам, Ликуют птицы райских кущей, Ликуют Ева и Адам. Им птиц, зверей язык понятен, И звонкий воздух напоён Восторгом Божьей благодати И душ, поющих в унисон. Душа и плоть... Душа живая... Но даже Божья благодать, Любя, щадя, повелевая, Не может идеал создать. ...Был змей иных зверей хитрее; Елеем душу оросив, У Евы, шедшей по аллее, Коварно-ангельски спросил: — Доподлинно ль Отец Небесный Вам заповедал строго впредь Плодов желанных и чудесных От древа знания не есть? — Да, подлинно, — сказала Ева. — Бог запретил их трогать впредь — Плоды единственного древа, От коих можно умереть. — Нет, не умрёте! Вы — бессмертны! Но знает Бог: в тот день и час, Когда вы вкусите десерты, Глаза откроются у вас! Вы станете, как Сам Всевышний, Познавшими добро и зло, И, значит, кто-то будет лишний В раю, кому не повезло... Как вожделенны речи змея И древо райское влечёт!.. Отринув страх, запрет, смелея, Жена Адама грех берёт. Глаза закрыты. Плод отведав, Подносит мужу, не спеша... Ах, жажда райского обеда!.. Ах, глупо-грешная душа!.. Глаза открылись сразу, ясно. Увидев, что они наги, Познали: взяли грех напрасно, И для Творца они враги. Окрасил первый стыд их лица, А нагота слепит глаза. От Бога где и как укрыться?.. И канет первая слеза...
Возмездие
Воззвал Господь к Адаму: "Где ты? Неслышны ваши голоса... Так-так... В смоковницу одеты?.. Из листьев сшиты пояса!" Адам смущён: "Мы убоялись, Заслышав голос Твой в саду, Что пред Тобою оказались Нагими прямо на виду". — Нагими? Кто поведал это? Не ел ли ты запретный плод? Чьего послушался совета?.. Адам стоял ни жив ни мёртв: — Жена дала мне плод от древа, И я нарушил Твой завет... — Прости, Отец! — взрыдала Ева. — Лукавый змей затмил весь свет... Когда с Адамом мы скучали Среди ликующих красот, Змей обольстил меня речами, И мы познали грешный плод... И змею Бог сказал: "Отныне Ты проклят жизнь свою влачить Перед скотами полевыми — На чреве будешь ты ходить!.. Из-за тебя ж, Адам беспечный, За ослушание Меня Да будет проклята навечно Мной сотворённая земля! А от неё битьём и потом, В нещадных праведных трудах, Питаться будешь год за годом, Пока не возвратишься в прах. Даю вам кожи для одежды, Вам жить в далёкой стороне. Не оправдали вы надежды... Теперь скажу твоей жене: Детей начнёшь рождать в мученье, Твои умножу скорби впредь И к мужу грешное влеченье, И будет он тобой владеть..." Изгнал их Бог неумолимо Из рая, выставив причём У древа жизни Херувима С кипяще-пламенным мечом.
ЖИЗНЬ В ИЗГНАНИИ
Каин и Авель
Жену и мужа обнял вечер, Закрылись райские врата За ними глухо, а навстречу Шла бренной жизни маета. Река из рая величаво Живые воды вдаль несла, Как первородное начало Гребка семейного весла... И вот у первочеловеков Родился Каин, первосын, Предтеча скифов и ацтеков, Славян, арабов и грузин... И претерпела первомуки От первоболи первомать... Но как нежны, умелы руки, Что жаждут сына обнимать!.. Пришла пора — родился Авель: За урожаем — урожай... Творец Свой замысел исправил, Освободив Эдемский рай. Живут в трудах переселенцы: Примером всем Адам-отец, Сын Каин вышел в земледельцы, Сын Авель — в пастыри овец. А Ева-мать минутой редкой, Когда вина вскипит в груди, Возденет длань с терновой веткой И взвоет: "Гос-по-ди! Прости!.." Однажды Каин с урожая Принёс Творцу дары земли, И Авель, брату подражая, От стад явил труды свои. Но вышло так: лишь дар от стада Призрел Господь; а Каин сник. Ещё бы, Авелю награда, У брата ж опечален лик. И Бог сказал: "Отринь же зависть! Когда с добром твоё жильё, Не поднимаешь разве в радость Лицо душевное своё? А если голову повесил, То не добро — то грех таим, И он влечёт к себе, как бесы, А ты владычествуй над ним!.." Исходит Божьим Словом небо... Но брат на Авеля восстал: За Божье неприятье хлеба Братоубийцей Каин стал.
Братоубийца
Душа — на душу. Брат — на брата... Как жутко-ала первокровь! И нет уже пути обратно — Сменить убийство на любовь. — Что ты наделал? — Голос Божий Гремел раскатом громовым. — Ты грех родительский умножил, Проклятьем проклят ты земным! Земля уста свои отверзла Для крови Авеля. Во зле Ори ли, сей ли — бесполезно, Скитальцем будешь на земле!.. К востоку от Эдема Каин Идёт-бредёт за годом год, Пока, гоним и неприкаян, Осел в земле далёкой Нод. Прошло уже столетий — восемь, Не ведал Каин, что отец Безмерно осеней и вёсен Влачит родительский венец: Родились Сиф, другие братья, А сёстры — как в саду цветы; И даже Божие проклятье Теплеет в свете красоты... Свершился долгий век Адама — Век в девятьсот и тридцать лет, Объятых страдными трудами За вскользь нарушенный запрет. А дети, внуки... люди... семьи Брели на запад, юг, восток И обживали Божьи земли В пыли нетоптаных дорог. Они достигли всех окраин, Вступили даже в землю Нод, Где средь веков изгнанник Каин Обрёл очаг и свой народ. И Каин здесь построил город — В песках оазисный венок, Как сын Енох, отцу град дорог, И город он назвал Енох.
ПОТОП
Раскаяние
С тех пор, когда Бог проклял землю, Минули караваны лет, И будто ядовитым зельем Отравлен тайно Божий свет. Творцу послушны звери, птицы, Сиянье звёзд, теченья рек, Моря, закаты и зарницы... Лишь возгордился — человек! "А Я в него, в сосуд из праха, Вдохнул любовь Своей души, Благословил: живи без страха, Будь счастлив, только не греши! — Так думал Бог в сердцах от боли, Взирая на людское зло. — Как человек по доброй воле Ступил во тьму, презрев светло?.. Живёт не для души — для тела, Чтоб жажду страсти ублажать; Душа во прахе вся истлела, И гложет мысль — стяжать, стяжать... Безгрешен убиенный Авель, За правду мученик вполне, Пожалуй, только он оставил Надежду робкую во Мне, Что, может быть, седой порою, Как много тысяч лет назад, Для человека вновь открою Врата в святой Эдемский сад. Ну а пока, до дней грядущих, До торжества любви, тепла, Я истреблю в грехе живущих Людей худых — исчадий зла. Спасу лишь праведного Ноя С его душевною семьёй, Чтоб сохранить лицо земное И сущность, созданную Мной".
Праведный Ной
Смиренный Ной ходил пред Богом: Любовь, достоинство и честь Он соблюдал в законе строгом, Презрев мздоимство, зависть, лесть. Он был земным изгоем пира, Куда заблудший человек — Как царь царей, воитель мира — Спешил успеть из века в век. "А Божий мир такой уютный Для добрых, праведных людей! Но человек сиюминутный Бежит-спешит: скорей! скорей! — Так думал Ной, минуя страсти И гордой жизни мишуру. — Ведь жизнь не делится на части, Когда идёшь по ней к добру. А доброта есть благо Божье, Не милостыня — дар души. Не растерять её возможно, Коль жить по правде — не по лжи". И сыновья отцу послушны: И Сим, и Хам, и Иафет — Дружны, кротки, великодушны, Для жён своих — как ясный свет... Сказал Господь благому Ною: — Всю землю затоплю водой, Спасу тебя с твоей женою, С твоею праведной семьёй. Построй корабль себе просторный — Ковчег, пропитанный смолой, Суровым волнам непокорный. Ну а потом возьмёшь с собой От птиц, зверей, скотов по паре, По роду по земному их, От плоти каждой Божьей твари — С тобой остались чтоб в живых. Возьми побольше всякой пищи И для себя, и для скотов, Сложи её в ковчег на днище, К потопу вскоре будь готов.
Ковчег
...Ковчег построен. "Слава Богу! — Воскликнул Ной. — И мы, и скот Готовы в трудную дорогу..." И было Ною лет — шестьсот. Над миром грешным встали тучи, А через семь тревожных дней Разверзлись грозно неба кручи, Пролившись сонмищем дождей. Ушли под воду реки, горы, Леса, озёра, города, Грехи людей, людское горе И сами люди — навсегда; Всё неживое, всё живое, Что может зреть, рычать, летать, Земное доброе и злое... И только рыбам — благодать! Дожди кипели сорок мутных Ночей и дней по всей земле, И лишь ковчег, как старец мудрый, Плыл одиноко в сизой мгле... Но вот иссякли хляби неба, Воссело солнце на престол — Идёт Божественная треба, И новой жизни дан простор. На горизонте стыло блещет Пять месяцев вода-волна, О борт ковчега пенно плещет, Небесной строгости полна. Потоп — землянам наказанье За грех житейской суеты, За блажь гордыни, ослушанье, За крах Божественной мечты О благонравном человеке, В ком совесть, верность, доброта Совьют гнездо своё навеки И воцарится красота... Вода спадала. Гор вершины Явились к Богу на поклон, И через узкие теснины Струились вниз потоки волн. Ковчег остановился летом У Араратских рыжих гор, А Ной, объятый тёплым светом, Вперил в отрог усталый взор. Земли не видно? Ворон чёрный Был Ноем выпущен в окно, Но возвратился вновь покорный: Земля пока — морское дно. Потом Ной голубя лесного Отправил берег отыскать, И он ни с чем вернулся снова И стал с голубкой ворковать. Спустя неделю голубь Ноя Помчался вдаль, где берег мглист, А вечером принёс земное — Голубке в дар масличный лист. И Ной узнал: земля свободна Для новой жизни, для добра, И начинается сегодня Всё то, что умерло вчера.
ПОСЛЕ ПОТОПА Божий завет
И все сошли на берег топкий, И потянулись дружно вдаль За парами животных тропки — Уже такое было встарь. Господь глядел на всё былое С надеждой вечного Творца: "Обрамлю Я лицо земное Смиреньем Ноева венца. Теперь от Ноя с сыновьями Пойдут народы, племена — Цари над птицами, зверями На остальные времена. Пусть впредь в веках не прекратятся Зима и лето, ночь и день, И сев и жатва, да простятся Стяжание, людская лень. Ведь помышленья человека Есть зло от юности его, Ему нужны Моя опека И наших душ святых родство. Не буду больше землю всуе За человека проклинать, Но Я со всякого взыскую, Коль станет кровь он проливать. Взыщу за кровь, взыщу за душу, Когда на брата брат пойдёт, Я на него Свой гнев обрушу, И той же смертью он умрёт". Сказал Бог Ною с сыновьями: — Распространяйтесь по земле И умножайтесь племенами — Вот Мой завет и вам, и Мне: Не буду водным беспределом Я изводить живую плоть С душою вечной, бренным телом — Потопом грех не побороть. Умоет дождь лицо земное, И тучи повернутся вспять, Их сменит облако седое, В котором радуге сиять. И Я увижу это диво И вспомню вечный Свой завет: Зачем топить всё, что красиво?.. Ведь вам за грех держать ответ!
Планета заселяется
Вернулся Ной в места родные, Раскинул вновь шатры свои, И потекли дела земные У богоизбранной семьи. Цветут семья и виноградник, И всё даёт свои плоды, Сменяет будни редкий праздник, Моленья Богу и труды. У Ноя Сим был старшим самым, А у него — пять молодцов! Доволен Ной и младшим — Хамом, — Четырежды он стал отцом. Творцу признательна планета За то, что видит много снов, За сына Ноя — Иафета И семерых его сынов... У Ноя правнучки и внуки, Зятья, невестки — стар и млад; Рожденья, ссоры, смех, разлуки, И только сладок виноград. Века неспешны... Как барханы, Шатры ползут за горизонт, Где древние цари и ханы Ждут не дождутся свой народ... Но Божьи годы Ноя бренны — Среди потомков колесят. Всего же прожил Ной смиренный Лет девятьсот и пятьдесят...
|